Деформирования деталей при их изготовлениии

Упрочняюще-сглаживающая обкатка роликами

поверхности детали

Обкатка наружных цилиндрических поверхностей роликами (рис. 2.4), установленными на суппорте токарного станка, произво­дится с целью отделки или упрочнения без снятия стружки. В процес­се обкатки один или несколько роликов, перемещаясь по обрабаты­ваемой поверхности, сминают выступы от предшествующей обработ­ки и заполняют впадины, что снижает шероховатость на два-три класса и уменьшает диаметр заготовки на величину смятых выступов.

Обкатке могут быть подвергнуты детали, изготовленные из ма­териалов, деформируемых без разрушения в холодном состоянии: углеродистых и легированных сталей, цветных металлов и сплавов, различных пластических масс и т. д.

Подпись: Рис. 2.4. Схема обкатки: 1 — деталь; 2 — накатной ролик; 3 — роликовый обкатник; 4 — патрон токарного станка; Р — сила нажатия на ролик; S — осевая подача роли-ков; ид — частота вращения детали Существенное влияние на качество обрабатываемой поверхнос­ти оказывают форма и размеры накатных роликов. В настоящее вре­мя насчитывается около 40 типов конструкций накатных роликов и около 120 их типоразмеров. Накатные ролики изготавливаются с цилиндрическим, коническим, ра­диусным или резьбовым профилем.

В зависимости от очертания, вели­чины профильного радиуса и на­значения различают упрочняющие и сглаживающие ролики.

Цилиндрические и конические ролики имеют тороидальную или коническую заходную поверхность (рис. 2.5).

Тороидальная заходная поверх­ность выполняется у роликов, предназначенных для накатывания гладких деталей и деталей с галте­лями, Радиус образующей тора должен быть несколько меньше ра — диуса галтели.

Деформирования деталей при их изготовлениии

Рис. 2.5. Форма цилиндрических (а, б, в, г, д, е, ж) и конических (а, к) накатных

роликов с заходными поверхностями:

а — с профилем радиуса р; б — со сферическим контуром (с радиусным про­филем); в — с комбинированным профилем; г — с цилиндрическим пояском и тороидальной заходной частью; д — с цилиндрическим пояском и конической заходной частью; е — с тороидальной заходной частью; ж — с конической за­ходной частью; з — с тороидальной заходной частью; к — с конической частью

Коническая заходная поверхность технологически проще в изго­товлении и применяется у роликов для накатывания гладких по­верхностей и поверхностей с канавками у буртов.

Ролики для обкатывания изготовляют преимущественно из сталей ШХ15, ШХ15СГ, ХВГ, 5ХМ, У10А, У12А с твердостью рабочей поверхности HRC 60…65. Большое внимание уделяют отделке роли­ков после закаливания. У роликов рабочая поверхность должна быть на 1-2 класса шероховатости выше, чем у накатываемой детали. У нака­тывающих и заходных поверхностей роликов Ra < 0,10 мкм, у трущихся поверхностей роликов Rq < 0,40 мкм, у посадочных негрущихся поверх­ностей роликов Ra < 0,80 мкм. Шлифование, полирование и доводку наружного профиля следует производить на специальных оправках в центрах. Радиальное биение роликов допускается не более 0,03 мм. Превышение этого допуска ведет к волнистости накатываемой поверх­ности. Рациональная конструкция роликов в сборе показана на рис. 2.6.

По характеру нагружения накатных роликов обкатывающие приспособления подразделяют на механические (пружинные), пнев-

Деформирования деталей при их изготовлениии

Рис. 2.6. Общий вид накатных роликов в сборе с коническим (а) и игольчатым

(6) подшипниками:

1 — ось; 2 — вилка (державка); 3 — ролик; 4 — стопорное кольцо; 5 — ко­нический подшипник; 6 — крышка; 7 — гайка; 8 — игольчатый подшипник;

9 — шарикоподшипник

матические, гидравлические и комбинированного действия (пнев — могидравлические, пневмопружинные и т. д.). В зависимости от раз­меров и конфигураций деталей могут применяться приспособле­ния с одним, двумя или тремя (реже с четырьмя) накатными роли­ками (рис. 2.7—2.13).

Приспособления с пружинной системой нагружения характеризу­ются простотой изготовления и независимостью привода, но им при­сущи и недостатки: низкая точность контроля обкатывающей силы

Деформирования деталей при их изготовлениии

Рис. 2.7. Однороликовый накатник:

1 — цилиндр; 2 — пружина; 3 — державка; 4 — ролик

Подпись:

Подпись: Рис. 2.8. Двухпружинный однороликовый обкатник: 1 — щека; 2 — головка верхнего штока; 3 — верхний шток; 4 — корпус; 5 — гайка; 6 — пружина; 7 — нижний шток; 8 — деталь; 9 — накатной ролик
Деформирования деталей при их изготовлениии

(по осадке тарированной пружины); сложность обеспечения посто­янной силы обкатывания конических фасонных поверхностей и гал­телей валов, так как дополни­тельное радиальное перемеще­ние ролика (осадка пружины) вызывает увеличение силы обка­тывания; сложность автоматиза­ции процесса обработки.

Пневматические приспособле­ния в условиях массового и серий­ного производства наиболее при­емлемы, так как для питания при­вода позволяют использовать централизованную систему пода­чи сжатого воздуха. Недостаток пневматического привода — его относительная громоздкость, ког­да требуется создать большие силы при небольшом давлении в сети сжатого воздуха.

Деформирования деталей при их изготовлениии

Гидравлические приспособления, в отличие от пневматических, об­ладают большей компактностью при создании высоких рабочих сил. Однако для работы гидравлической системы приспособления требуется отдельная насосная станция. Основной недостаток гидравлических уст­ройств — сложность конструкции и большие затраты на изготовление.

Деформирования деталей при их изготовлениии
К общим достоинствам пневматических и гидравлических при­способлений относятся: удобство контроля и регулирования рабо­чей силы обкатывания по показаниям манометра; возможность бы-

Подпись: З 1 2 Рис. 2.12. Трехроликовое накатное приспособление для валов и осей: 1 — корпус; 2 — нижняя скоба; 3 — накатной ролик; 4 — планка; 5 — верхняя скоба; 6 — пружина; 7 — нагружающая гайка; S — обкатываемая деталь

строго нагружения (в начале рабочего хода) и разгружения (в конце рабочего хода) деформирующих роликов; универсальность приспо­соблений, т. е. возможность обработки деталей различной формы (цилиндрической, конической, фасонной) и широкий диапазон ре­гулирования рабочих размеров; возможность автоматизации.

Однороликовые приспособления по конструкции являются наи­более простыми и дешевыми. Приложение усилия накатывания к де­тали одностороннее, полностью передается станку, в суппорте кото­рого приспособление обычно укрепляется как резец. Большие усилия накатывания однороликовыми приспособлениями применять нельзя из-за опасности искривления детали или быстрого изнашивания на­правляющих и подшипников шпинделя станка. Область применения однороликовых накаток — сглаживающая обработка, упрочнение галтелей, а также упрочнение деталей больших размеров.

В двухроликовых приспособлениях усилие накатывания при ра­боте не передается на шпиндель и направляющие станка, а уравно­вешивается внутри самой конструкции приспособления. Недостаток

Деформирования деталей при их изготовлениии

Деформирования деталей при их изготовлениии

Рис. 2.13. Двухроликовые пневматические (я), гидравлические (б) и пружинные (в)

накатные приспособления:

1 — накатные ролики; 2 — скоба; 3 — головка; 4 — деталь

двухроликовых приспособлений — возникновение изгибающих моментов при несоосной установке роликов и обрабатываемой де­тали, в результате чего под действием неуравновешенных сил деталь отжимается вверх или вниз, что нарушает жесткость системы ста­нок—приспособление—деталь и резко ухудшает условия протека­ния процесса обработки.

Трехроликовые приспособления более сложные и трудоемкие в из­готовлении, чем одно — и двухроликовые, однако они лишены недостат­ков последних, что обеспечило им широкое применение в промышлен­ности. В этих приспособлениях ролики расположены относительно друг друга под углом 120°, с равномерным распределением усилия на все три ролика или с повышенной нагрузкой на один из них (упрочняю­щий ролик) и с пониженной нагрузкой на остальные два ролика (сгла­живающие ролики). Трех — и четырехроликовые приспособления при­меняют для сглаживающего накатывания тонких труб и других изде­лий небольшого диаметра и большой длины взамен полирования.

К основным параметрам режима обкатки относятся: усилие накат­ки, осевая подача ролика на один оборот детали, скорость обкатки, число проходов. От параметров режима зависит шероховатость повер­хности, глубина наклепанного слоя, степень упрочнения, физические свойства материала, производительность обработки.

Существенное влияние на глубину наклёпанного слоя и на повы­шение твердости поверхностного слоя оказывают усилие на ролик, размеры и геометрия ролика, диаметр накатываемой детали, свой­ства материала.

Усилие накатки зависит от структуры, твердости, пластичности материала, конструкционных особенностей деталей, исходной ше­роховатости, а также конструкции и геометрии применяемого ин­струмента. Усилие накатки должно быть минимальным, при кото­ром достигается требуемая точность размера и шероховатость по­верхности. Слишком малое давление роликов не обеспечивает полного смятия выступов исходного микропрофиля поверхности. В этом случае требуемую шероховатость получают лишь при повтор­ном процессе, что снижает производительность обработки.

Усилие накатки влияет на рост поверхностной твердости детали. При накатывании деталей диаметром 60 и 100 мм роликом с профильным радиусом р = 5 мм с ростом усилия накатки до Р ~ 15 кН происходит повышение твердости. Дальнейший рост усилия приводит к снижению поверхностной твердости (рис. 2.14). Исследования влияния усилия накатки на глубину наклепа, проведенные на деталях из стали 45 диа­метром 60, 100,140 и 180 мм при обкатывании двухроликовым пневма­тическим приспособлением роликом диаметром 100 мм с различными радиусами р = 5,12 и 24 мм, показали (рис. 2.15), что при обкатке роли­ками с различными профильными радиусами р можно при одном и

том же усилии накатки полу­чить различную глубину на­клёпанного слоя t. Изменение диаметра детали оказывает меньшее влияние на глубину наклёпанного слоя, чем уси­лие обкатки и профильный радиус ролика.

Подпись: ДНВ, % Анализируя характер кривых (рис. 2.14,2.15), мож­но отметить, что профиль­ный радиус ролика оказыва­ет более существенное влия­ние на интенсивность повышения поверхностной твердости, чем на глубину наклёпа. Особенно часто это наблюдается при малых уси­лиях обкатки. При одинако­вом давлении на ролик глу-

Деформирования деталей при их изготовлениии

t, мм

Рис. 2.15. Зависимость глубины наклёпанного слоя от усилия накатки Р:
а — детали диаметром 60 и 100 мм; б — детали диаметром 140 и 180 мм; 1, Г —
профильный радиус ролика р = 5 мм: 2, 2′ — р = 12 мм; 3,3′ — р = 24 мм

бина наклёпа значительно увеличивается с уменьшением профиль­ного радиуса ролика. Целесообразно применение роликов с неболь­шими профильными радиусами до возможного малого диаметра. В этом случае можно обойтись меньшими давлениями на ролик, а на­катывающее приспособление получается легче.

Подача ролика может быть радиальной и осевой. Наилучшее ка­чество поверхности достигается при обработке с радиальной пода­чей, однако на практике детали обкатывают обычно с осевой пода­чей. При работе одним роликом рекомендуемый диапазон подач: 0,1… 0,3 мм/об детали — при обкатке роликом со сферическим кон­туром; 0,2…0,6 мм/об детали — при обкатке роликами с цилиндри­ческим пояском. Подачу можно увеличить, применив многороли­ковые приспособления или конические ролики большого диаметра. При обработке с подачами, меньше оптимальных значений, может происходить перенаклеп поверхности, так как увеличивается число циклов нагружения более допустимого.

Независимо от материала и соотношения диаметра ролика и об­катываемой детали осевую подачу 5р, обеспечивающую необходи­мую шероховатость поверхности можно рассчитать по формуле

Подпись: НВ Рис. 2.16. Влияние подачи ролика на глубину наклепанного слоя и поверхностную твердость: 1—S =0,3 мм/об детали; 2—S = 1,0 мм/об р р детали где р — профильный радиус ролика.

На глубину наклепанного слоя и на повышение поверхностной твердости подача ролика не ока­зывает почти никакого влияния (рис. 2.16).

Число проходов ролика не оказывает существенного влия­ния на глубину наклёпанного слоя (рис. 2.17). Поверхностная твердость возрастает после двух проходов ролика. При дальней­шем увеличении количества проходов она увеличивается незначительно. Повторные про­ходы мало влияют на шерохо­
ватость поверхности и могут производиться в зависимости от тех задач, которые ставятся при применении обкатки.

Подпись: Рис, 2.17. Влияние числа проходов роли-ка на глубину наклёпа h и поверхностную твердость НВ: } — один проход; 2 — три прохода; 3 — шесть проходов При упрочняюще-сглаживаю — щих режимах обкатки первый проход позволяет полностью де­формировать неровности от пре­дыдущей поверхностной обра­ботки и получить шероховатость в пределах восьмого класса чис­тоты. Повторные проходы приво­дят к незначительному пониже­нию шероховатости поверхности.

Это незначительное повышение наблюдается до трех проходов, а затем приводит к резкому повышению шероховатости, к шелуше­нию поверхности детали.

При сглаживающих режимах повторный проход приводит к бо­лее заметному повышению класса чистоты поверхности (примерно на один класс), за счет дополнительного деформирования неровно­стей, полученных от предварительной обработки. Обкатка более чем в два-три прохода ролика допускается, как исключение, например, при обработке маложестких деталей или при низком качестве пред­варительной обработки.

Скорость обкатки особенно не влияет на шероховатость и другие характеристики поверхностного слоя и ограничивается тепловыми явлениями, допустимым биением инструмента, жесткостью и точнос­тью применяемого оборудования. Поэтому для повышения произво­дительности процесса рекомендуется выбирать максимально возмож­ную скорость обкатки. Обычно она составляет 20… 200 м/мин. Даль­нейшее увеличение скорости сопровождается возникновением вибраций и динамических нагрузок, что может приводить к увели­чению шероховатости поверхности, снижению точности и т. д.

На рис. 2.18 представлена номограмма зависимости силы обкат­ки Р от диаметра ролика £>р, профильного радиуса ролика р и диа­метра детали £>д для стали марки 20 (НВ = 140). Для сталей с другой твердостью усилия, найденные из номограммы, умножаются на коэффициенты (Ар) (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Значение переводного коэффициента Кр

нв

120

140

160

180

200

220

240

260

280

300

320

340

360

к

0,8

1,0

1,2

1,4

1,6

1,8

2,0

2,2

2,4

2,6

2,8

3,0

3,2

Подпись: 10 12,5 16 2025 31,540 50 63 80 8 3 8 8 ® 8 8 88063 50 4031,525 201812,510 8 6,3 5 /)„, ММ — — p, MM
Деформирования деталей при их изготовлениии

Ориентировочные данные о влиянии технологических факторов обкатки роликами на качество поверхности деталей, изготовленных из углеродистой стали, приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Влияние режима обкатки на качество поверхности детали

Технологический

фактор

Шероховатость обка­танной поверхности

Степень наклёпа (по­вышение твердости)

Глубина наклё­панного слоя

Увеличение скорости обкатывания детали с 10 до 60 м/мин

Практически не из­меняется

Незначительно по­вышается

Незначительно

увеличивается

Увеличение про­дольной подачи роликов с 0,3 до 1,0 мм/об детали

Незначительно по­вышается

Практически не из­меняется

Незначительно

уменьшается

Updated: 24.03.2016 — 11:54