Развитие народного хозяйства ставит перед промышленностью страны ответственные задачи, связанные с дальнейшим увеличением выпуска машин и приборов. При этом возрастание мощности и быстроходности машин, а также требований к повышению их надежности приводит к необходимости повышения шчпости и качества обрабатываемых поверхностей деталей.
I * связи с этим поставлена задача разработки таких приемов и условий обработки деталей, которые наряду с точностью и необходимой шероховатостью поверхности обеспечивают рациональные физико-механические свойства поверхностного слоя (знак и величину остаточных напряжений, наклеп, направление неровностей, относительную опорную длину профиля, отсутствие прижо — IOU и др.).
Одним из окончательных методов обработки поверхностей деталей, обеспечивающих высокие качественные показатели поверхностей, являются притирка и доводка, осуществляемые с помощью абразивных порошков и наст. Например, при притирке плоских поверхностей шаржированными притирами достигается шероховатость Rz = 0,025 0,05 мкм (V 14), неплоскостность
о.1 -0,2 мкм; при притирке цилиндрических поверхностей овальность и конусообразность находятся в пределах 0,1—0,3 мкм; при г. :;iнмной притирке сопрягаемых нар конических герметичных сопряжений конусообряянпсть уменьшается до 4", что соответствует высокой герметичности. Относительная опорная длина профиля поверхностей, обработанных притиркой, составляет 85— в то время как при хонинговании она равна 60—70%, а при шлифовании — 40—60%. Притертые поверхности имеют также сравнительно лучшие механические свойства — повышенное сопротивление износу и коррозии.
Притирка является заключительной операцией процесса обработки на металлорежущих станках, поэтому притирку называют также доводкой. Термин доводка характеризует лишь ко — печную цель обработки, при которой достигаются необходимые требования по точности и качеству обработанной поверхности. Поэтому под доводкой следует понимать не конкретный процесс обработки, а отделочную обработку, например, доводочное шлифование, доводочное хонингование, доводку абразивной лентой, и т. д.
Для повышения эффективности притирочных операций проведены исследования, в результате которых установлены рациональные условия притирки, разработаны и внедрены прогрессивные технические решения. При написании данной книги использованы отечественные и зарубежные материалы, а также результаты исследований авторов в области притирки деталей машин.