Погрешности и дефекты, возникающие при внутреннем шлифовании, и пути их устранения

На точность отверстий оказывает влияние большое количество факторов, относящихся к станку, шлифо­вальному кругу, обрабатываемой детали и применяе­мым при этом установочным приспособлениям, изме­рительным инструментам и устройствам. Так, геомет­рическая точность шлифовального станка, его жест­кость, жесткость обрабатываемой детали, состояние технологических баз, надежность крепления детали, ее неуравновешенность и ряд других факторов сказы­ваются на точности обработки.

Качество обработанной поверхности в значитель­ной степени зависит от характеристики шлифовального круга (вид абразивного материала, его зернистость, степень твердости, структура и т. д.), режима шлифо­вания (частота вращения круга и заготовки, глубина резания, подача, вид и количество СОЖ, подаваемой в зону резания), закрепления заготовки и круга.

Для обеспечения требуемой точности и шерохова­тости обработанной поверхности необходимо соблю­дать следующие условия:

геометрическая точность и состояние станка дол­жны соответствовать установленным нормам точности и жесткости;

установка и крепление обрабатываемой заготовки, а также шлифовального круга должны обеспечивать необходимую жесткость системы СПИД;

режим шлифования должен обеспечивать нормаль­ную работу станка, требуемую точность и шерохова­тость обработанной поверхности.

К основным видам погрешностей и дефектов шли­фуемых внутренних поверхностей относят следующие.

Отклонение размера отверстия, которое может быть вызвано износом шлифовального круга, нагревом де­тали, завышенной продольной подачей, а также раз­регулированием прибора активного контроля. Для устранения указанной погрешности следует тщательно выправить шлифовальный круг, увеличить подачу СОЖ в зону резания, заменить шлифовальный круг на более мягкий с открытой структурой, уменьшить продольную подачу, отрегулировать прибор активного контроля.

Отклонение от цилиндричности отверстия может быть вызвано неправильной установкой шлифоваль­ной бабки, заниженным диаметром шлифовального круга, упругой деформацией шпинделя. Чтобы сни­зить данную погрешность, необходимо выверить поло­жение шлифовальной бабки, заменить шлифовальный круг на круг с большим диаметром, а шпиндель на бо­лее жесткий, уменьшить величину поперечной подачи.

Погрешность формы в поперечном сечении отвер­стия обычно является следствием овальности исходного отверстия, проскальзыванием ремней привода шлифо­вального шпинделя круга или изделия. Необходимо уменьшить исходную овальность, уменьшить усилие зажима детали, увеличить количество кулачков за­жимного патрона, заменить подшипники шпинделей.

Отклонение от соосности является результатом бие­ния кулачков патрона, для уменьшения которого сле­дует прошлифовать кулачки.

Торцовое биение оси отверстия к торцу заготовки является следствием состояния кулачков. Для умень­шения погрешности следует прошлифовать кулачки патрона.

Волнистость обработанной поверхности является следствием повышенных зазоров в подшипниках шпин­деля шлифовального круга и шпинделя изделия, не­достаточно надежного закрепления детали в патроне, некачественной правки шлифовального круга. Чтобы снизить волнистость, необходимо отрегулировать под­шипники шпинделей шлифовального круга и изделия, тщательно выправить шлифовальный круг, увеличить усилие закрепления детали.

Повышенная шероховатость обработанной поверх­ности является следствием увеличенной зернистости шлифовального круга, повышенной частоты вращения шлифуемой детали, некачественной правки шлифо­вального круга, недостаточной величины припуска на шлифование, завышенной продольной подачи, чрез­мерно большой подачи алмаза при правке шлифоваль­ного круга, загрязнения СОЖ.

Для уменьшения шероховатости обрабатываемой поверхности следует уменьшить зернистость шлифо­вального круга путем его замены, уменьшить частоту вращения детали (см. и. 2.3), уменьшить продольную подачу и подачу алмаза при правке шлифовального круга, увеличить припуск на шлифование, заменить загрязненную СОЖ.

Прижоги и трещины на обработанной поверхности являются следствием недостаточной и неравномерной подачи СОЖ в зону резания, завышенной степени твер­дости шлифовального круга, заниженной частоты вра­щения детали, завышенной величины припуска, сни­маемого за один ход, неравномерным ходом шпинделя.

Для снижения дефектов следует увеличить подачу СОЖ, отрегулировать равномерность потока жидко­сти, заменить шлифовальный круг на более мягкий, увеличить частоту вращения детали, уменьшить ве­личину припуска на шлифование, более часто осущест­влять правку шлифовального круга, отрегулировать плавность продольного хода шпинделя.

Царапины, риски на обработанной поверхности являются следствием загрязненности СОЖ, неравно­мерной правки шлифовального круга, шлифования обрабатываемой поверхности кромкой шлифоваль­ного круга при выходе детали из зоны шлифования.

Для уменьшения дефектов необходимо заменить охлаждающую жидкость, предварительно очистив бак для СОЖ от шлама, выправить шлифовальный круг.

Updated: 24.03.2016 — 11:54