При работе на доводочных станках много времени расходуется на остановку и пуск станка, правку и шаржирование притиров, включение и выключение подачи абразивно-доводочных материалов в зону резания, установку и закрепление детали и др. Особенно много физического труда затрачивается при работе на доводочных бабках и подобных им станках. Механизация и автоматизация доводочно-притирочных работ дают возможность повысить производительность процесса доводки, улучшить качество выпускаемой продукции, облегчить труд рабочих и повысить культуру производства.
Механизацией производственных процессов называют полную или частичную замену физического труда человека работой машин, механизмов, приспособлений.
Автоматизацией производственных процессов называют выполнение всех технологических операций, транспортировки и контроля готовых изделий машинами без непосредственного участия человека и лишь под его контролем. Автоматизация производственных процессов является высшей, завершающей формой развития машинного производства. Внедрение средств механизации и автоматизации является одной из основных задач, поставленных перед отечественной промышленностью, так как это создает возможность роста производительности труда и приводит к резкому изменению условий и характера труда.
Возможности механизации и автоматизации доводочно-притирочных работ очень широки, так как многие виды работ выполняются еще вручную. Кроме того, имеющееся универсальное оборудование, за исключением новых моделей станков, слабо оснащено автоматическими устройствами.
К основным вопросам, которые подлежат разрешению в процессе механизации и автоматизации доводочно-притирочных работ, относятся: перевод ручных доводочных операций на станочные, модернизация старых доводочных станков с учетом требования производства, создание новых, более производительных и точных доводочных станков, на которых весь технологический процесс осуществляется автоматически; создание подналаживающих устройств «на размер» притиров для доводки отверстий, создание новых и надежных автоматизированных средств контроля.
Основными механизирующими и автоматизирующими устройствами на доводочных станках являются реле пути, реле времени, реле скорости, фотоэлектрическое устройство с пневматическим длиномером, специальные оправки.
4 Рис. 116. Устройство путевых переключателей: а — типа ВК-211, б — типа МП-1 (микровыключатель) |
Путе вые переключатели. Основным органом управления в схемах путевой электроавтоматики является реле пути, или путевой переключатель, который представляет собой аппарат, замыкающий или размыкающий свои контакты, когда движущийся элемент станка приходит в определенную точку пути. В тех случаях, когда путевые переключатели установлены на концах пути, их называют конечными переключателями. Это название иногда распро
страняют на все вообще путевые переключатели, независимо от места их установки.
На рис. 116, а показано устройство путевого переключателя ВК-211 моментного (мгновенного) действия. При нажатии движущимся упором на толкатель этого переключателя происходит быстрое переключение контактов, причем скорость движения упора не оказывает влияния на время переключения контактов переключателя.
Помимо описанного путевого переключателя на доводочных станках широко применяются так называемые микропереключатели (рис. 116, б). Эти переключатели (типа МП-1) отличаются от других малыми габаритными размерами и малым рабочим перемещением штока (0,3—0,7 мм). Микропереключатели выполняются в пластмассовом корпусе, весят всего несколько граммов и применяются при величине тока до 3 а и напряжении 380 в. Они отличаются высокой точностью срабатывания и требуют малого усилия для нажатия штока.
Благодаря применению особых пружин при нажатии на шток подвижный контакт микропереключателя скачком переходит из одного положения в другое — Таким образом обеспечивается мгновенное действие контактной системы.
Для защиты от внешних воздействий микропереключатели поставляются также встроенными в металлический кожух (типа МП-3). Такие переключатели имеют, однако, значительно большие размеры (108X33X55 мм).
Реле времени. Автоматическое управление временем работы станка является одной из важнейших форм автоматизации доводочных станков. Средство электроавтоматики, предназначенное для работы в цепи управления, которое через определенное время после подачи командного импульса замыкает или размыкает свои контакты, называется реле времени.
На рис. 117 приведена схема устройства маятникового реле времени РВМ-2, которое обеспечивает выдержку от 2 до 10 сек с точностью ±10%. Работает это реле времени следующим образом. Когда в схеме замыкается управляющий контакт 3, включающий катушку 4, якорь 2 реле втягивается внутрь катушки, причем ко
ленчатый рычаг 1 поворачивается на оси 6 по часовой стрелке и сжимает пружину 7. При этом рычаг 8 также начинает поворачиваться на оси 6 в том же направлении, так как его толкает сжатая пружина 7.
Косозубый сектор 12 при этом приводит во вращение колесо 13, от которого через зубчатую передачу приводится в движение анкерное колесо 14. Оно поворачивается на один зуб при каждом колебании маятника 15, вследствие чего скорость поворота рычага 8 замедляется.
Рис. 118. Реле скорости: а — схема устройства, б — конструкция |
Когда косозубый сектор 12 пройдет весь путь зацепления с зубчатым колесом 13, рычаг 8 быстро повернется и произведет воздействие на контакты 9. Регулирование выдержки времени производится изменением положения груза маятника 15, а также изменением длины хода косозубого сектора 12 при помощи упорного винта 10.
При отключении катушки 5 рычаг 8 под воздействием силы тяжести возвращается в исходное положение, причем косозубый сектор 12, несколько поворачиваясь вокруг оси 11, отклоняется вверх. Это вызывает расцепление косозубого сектора 12 с системой зубчатых колес, которая теперь не может мешать быстрому возвращению рычага 8 в первоначальное положение. Помимо контактов 9, срабатывающих через определенный период, маятниковое реле имеет также контакты 5, срабатывающие мгновенно при включении катушки.
Кроме маятникового реле времени, для автоматизации технологических процессов применяют пневматические и электронные реле времени.
Реле скорости. Применяется в системах автоматического управления. Схема устройства этого реле показана на рис. 118, а.
Валик 1 связан с валом электродвигателя, скорость которого необходимо контролировать. На этом валике закреплен постоянный магнит 2, выполненный из специального железоникелевого сплава и имеющий форму цилиндра. На этом же валике 1 на отдельных подшипниках устанавливается кольцо 3, несущее на своей внутренней поверхности обмотку 4, аналогичную обмотке ротора короткозамкнутого асинхронного двигателя.
При вращении магнита в стержнях обмотки 4 возбуждается э. д. с. н появляется ток, в результате чего кольцо 3 повернется в сторону вращения магнита, точно так же ротор асинхронного двигателя начинает вращаться вслед за движением магнитного поля. При повороте кольца 3 толкатель 5 в зависимости от направления вращения вала электродвигателя воздействует на контактную систему 6 или 7. При приближении скорости двигателя к нулю толкатель 5 перестает нажимать на контактные пружины 8 или 9 и контактная система приходит в нормальное (исходное) положение.
Па рис. 118, б показано устройство реле скорости. С валом электродвигателя реле соединяется специальным поводком с эластичной шайбой. Реле предназначено для работы со скоростью вращения от 930 до 3000 об/мин. Наиболее широкое применение в станкостроении реле скорости получило в схемах торможения противовключением асинхронных двигателей.
Фотоэлектрическое устройство предназначено для автоматизации процесса доводки. Таким устройством оборудован доводочный станок ОС-013. При помощи этого устройства фиксируют размер детали с точностью до 1 мк. Фотоэлектрическое устройство состоит из фотоэлемента, электрической схемы и пневматического длиномера (ротаметра).
Работает устройство следующим образом. При увеличении зазора в процессе доводки увеличивается расход воздуха, проходяще
го через трубу ротаметра. В зависимости от расхода воздуха изменяется положение поплавка. Если в процессе обработки размер детали достигнет заданного предела, то поплавок займет такое положение, что преградит путь световому лучу, падающему на фотоэлемент от источника света (рис. 119), и тем самым прервет электрическую цепь, и станок выключится.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют пути сокращения машинного времени?
2. Как можно сократить вспомогательное время процесса доводки?
3. Что представляет собой комплексный метод сокращения времени доводки?
4. В чем заключается многостаночная работа доводчика?
5. Какими путями можно снизить удельный вес ручных доводочных операций?
6. Каково назначение н как работают реле времени, реле скорости?
7. Как можно автоматизировать контроль обрабатываемой детали в процессе доводки?