При обработке наружных поверхностей тел вращения применяют разнообразные приспособления, предназначенные для крепления обрабатываемых деталей и инструментов. Приспособления, применяемые для доводки наружных поверхностей тел вращения, разделяются на две группы: приспособления для крепления обрабатываемых деталей и приспособления для крепления инструментов.
Приспособления для крепления обрабатываемых деталей. В эту группу приспособлений входят центры поводковые, хомутики, цанговые оправки, сепараторы.
На рис. 62 показан центр, который используют при доводке длинных валов, например коленчатых. Центр имеет конический хвостовик с конусом Морзе, который входит в коническое отверстие шпинделя, а второй конец центра обычно затачивается на конус под углом 60°. Обрабатываемая деталь центровыми отверстиями устанавливается на центры станка и удерживается на них в процессе обработки.
Благодаря конической форме хвостовика центр легко входит в гнездо шпинделя, легко из него вынимается и всегда плотно прилегает к стенкам гнезда
Поводковый хомутик (рис. 63) представляет собой чугунный диск, навернутый на шпиндель передней бабки. Палец поводкового патрона при вращении шпинделя захватывает хомутик и вращает его вместе с закрепленной в нем обрабатываемой деталью.
Цанговая оправка (рис. 64), предназначенная для установки и крепления заготовок по наружной обработанной поверхности, состоит из конического хвостовика и цангового зажима. Конический хвостовик служит для поддержания и крепления цангового зажима на станке. Цанговый зажим является главной частью приспособления и состоит из цанги и конической гайки.
оправ — Обра — отвер — гайки в ре-
зультате чего деталь зажимается, при отвертывании гайки происходит осво — бождение детали. При выполнении доводочно-притирочных работ применяют цанги разных конструкций, однако принцип их работы один и тот же.
Для крепления деталей, имеющих наружную поверхность вращения, при доводке на универсальных станках применяют специальные приспособления, называемые сепараторами. На рис. 65 показан общий вид сепаратора, используемого при доводке плунжеров топливных насосов. Сепаратор имеет диск, который благодаря опорной втулке удерживается на станке. Наличие буртика в опорной втулке создает небольшой зазор между диском и притиром. Диск изготовлен из листовой стали в виде круга, имеющего гнезда для деталей. Толщина диска сепаратора всегда бывает не
много меньше диаметра обрабатываемой детали. Делается это с тем расчетом, чтобы в процессе доводки обрабатывались детали, а диск-сенаратор не касался притиров.
Форма гнезда соответствует форме обрабатываемой детали, размеры его на 0,5—0,9 мм больше размеров обрабатываемой детали. Количество гнезд зависит от размеров обрабатываемых деталей, но не меньше шести. Например, на заводе транспортного машиностроения им. Малышева при доводке иглы распылителя тепловозного дизельного двигателя 2Д100 в сепаратор одновременно укла-
дывают 40 деталей, а при доводке иглы распылителя к тракторному дизельному двигателю КДМ-46 в сепаратор укладывают 80 деталей.
Приспособления для крепления инструментов. В эту группу приспособлений входят ручные держатели притиров и держатели, предназначенные для крепления притиров на станке. При обработке наружных поверхностей тел вращения используют разнообразные держатели, однако принцип работы их и назначение одни и те же.
По внешнему виду держатель (рис. 66) напоминает втулку с разрезом, позволяющим регулировать зажим притира в державке. Зажимается притир винтом, который в целях безопасности рабо
тающего должен утопать, т. е. не выходить выше наружной поверхности держателя.
Для лучшего удерживания притира в руке наружная поверхность держателя имеет насечку (рифление). При доводке некоторых деталей (например, шеек коленчатого вала) применяют хомутики (см. рис. 59). На предприятиях «Сельхозтехники» Министерства сельского хозяйства СССР применяют такие хомутики при доводке в условиях индивидуального производства и при ремонте.
При креплении таким хомутиком разрезной втулки-притира усилие зажима сосредоточено в одной точке, что может привести к искажению формы отверстия притира, поэтому работать с такими притирами следует осторожно.
Для выполнения особо точной доводки наружных цилиндрических поверхностей
прецизионных пар топливной аппаратуры дизельных двигателей и авиационных агрегатов очень удобен держатель, подобный показанному на рис. 66.