Приспособления, применяемые при доводке наружных. поверхностей тел вращения

При обработке наружных поверхностей тел вращения применя­ют разнообразные приспособления, предназначенные для крепления обрабатываемых деталей и инструментов. Приспособления, приме­няемые для доводки наружных поверхностей тел вращения, разде­ляются на две группы: приспособления для крепления обрабатывае­мых деталей и приспособления для крепления инструментов.

Приспособления для крепления обрабатывае­мых деталей. В эту группу приспособлений входят центры по­водковые, хомутики, цанговые оправки, сепараторы.

На рис. 62 показан центр, который используют при доводке длинных валов, например коленчатых. Центр имеет конический хво­стовик с конусом Морзе, который входит в коническое отверстие шпинделя, а второй конец центра обычно затачивается на конус под углом 60°. Обрабатываемая деталь центровыми отверстиями устанавливается на центры станка и удерживается на них в про­цессе обработки.

Благодаря конической форме хвостовика центр легко входит в гнездо шпинделя, легко из него вынимается и всегда плотно приле­гает к стенкам гнезда

Поводковый хомутик (рис. 63) представляет собой чу­гунный диск, навернутый на шпиндель передней бабки. Палец по­водкового патрона при вращении шпинделя захватывает хомутик и вращает его вместе с закрепленной в нем обрабатываемой де­талью.

Цанговая оправка (рис. 64), предназначенная для уста­новки и крепления заготовок по наружной обработанной поверх­ности, состоит из конического хвостовика и цангового зажима. Ко­нический хвостовик служит для поддержания и крепления цангово­го зажима на станке. Цанговый за­жим является главной частью приспо­собления и состоит из цанги и кониче­ской гайки.

оправ — Обра — отвер — гайки в ре-

зультате чего деталь зажимается, при отвертывании гайки происходит осво — бождение детали. При выполнении до­водочно-притирочных работ приме­няют цанги разных конструкций, одна­ко принцип их работы один и тот же.

Для крепления деталей, имеющих наружную поверхность вра­щения, при доводке на универсальных станках применяют специ­альные приспособления, называемые сепараторами. На рис. 65 показан общий вид сепаратора, используемого при доводке плун­жеров топливных насосов. Сепаратор имеет диск, который благо­даря опорной втулке удерживается на станке. Наличие буртика в опорной втулке создает небольшой зазор между диском и прити­ром. Диск изготовлен из листовой стали в виде круга, имеющего гнезда для деталей. Толщина диска сепаратора всегда бывает не­
много меньше диаметра обрабатываемой детали. Делается это с тем расчетом, чтобы в процессе доводки обрабатывались детали, а диск-сенаратор не касался притиров.

Форма гнезда соответствует форме обрабатываемой детали, раз­меры его на 0,5—0,9 мм больше размеров обрабатываемой детали. Количество гнезд зависит от размеров обрабатываемых деталей, но не меньше шести. Например, на заводе транспортного машино­строения им. Малышева при доводке иглы распылителя тепловоз­ного дизельного двигателя 2Д100 в сепаратор одновременно укла-

дывают 40 деталей, а при доводке иглы распылителя к тракторному дизельному двигателю КДМ-46 в сепаратор укладывают 80 де­талей.

Приспособления для крепления инструментов. В эту группу приспособлений входят ручные держатели притиров и держатели, предназначенные для крепления притиров на станке. При обработке наружных поверхностей тел вращения используют разнообразные держатели, однако принцип работы их и назначе­ние одни и те же.

По внешнему виду держатель (рис. 66) напоминает втулку с разрезом, позволяющим регулировать зажим притира в державке. Зажимается притир винтом, который в целях безопасности рабо­

тающего должен утопать, т. е. не выходить выше наружной поверх­ности держателя.

Для лучшего удерживания притира в руке наружная поверх­ность держателя имеет насечку (рифление). При доводке некото­рых деталей (например, шеек коленчатого вала) применяют хому­тики (см. рис. 59). На предприятиях «Сельхозтехники» Министер­ства сельского хозяйства СССР применяют такие хомутики при доводке в условиях ин­дивидуального производства и при ремонте.

При креплении таким хомутиком раз­резной втулки-притира усилие зажима сос­редоточено в одной точке, что может при­вести к искажению формы отверстия при­тира, поэтому работать с такими притира­ми следует осторожно.

Для выполнения особо точной доводки наружных цилиндрических поверхностей

прецизионных пар топливной аппаратуры дизельных двигателей и авиационных агрегатов очень удобен держатель, подобный пока­занному на рис. 66.

Updated: 05.04.2016 — 19:56