§ 1. Технические условия на обработку деталей типа вала
Наружные поверхности вала легко доступны для обработки и контроля. К наружным поверхностям тел вращения относятся цилиндрические и конические. От точности и чистоты этих поверхностей деталей зависит не только сборка, но и надежная работа механизма или машины. Особенно высокие требования предъявля
ются к качеству обработанных поверхностей деталей топливной аппаратуры, гидравлических агрегатов, измерительного инструмента, подшипников.
Качество (включающее в себя точность, шероховатость и состояние поверхностного слоя) обработки наружных поверхностей тел вращения определяется:
прямолинейностью образующих (чем прямее образующие, тем точность выше);
овальностью (чем меньше овальность, тем точность выше);
конусностью (разностью диаметров шейки в крайних сечениях, чем конусность меньше, тем точность выше);
взаимным расположением наружных поверхностей по отношению к какой-то поверхности (ориентирующей; чем точнее и правильнее расположены они к ориентирующей поверхности, тем точность выше);
шероховатостью обработанной поверхности (чем меньше высота микронеровностей и макронеровностей, тем выше класс чистоты);
состоянием (неразрушение, упрочнение) поверхностного слоя, способного сохранять точность и износостойкость в процессе эксплуатации.
Указанные требования задаются техническими условиями, отдельные данные из которых проставляются на чертежах. На рис. 58 показан чертеж золотника со всеми размерами и данными технических условий (рабочий чертеж). При обработке деталей в цехе по технологической карте все технические требования, предъявляемые к данной операции, проставляются на операционном эскизе или оговариваются в примечании. Во всех случаях допуски на неточность изготовления принято выражать в миллиметрах.
Очень жесткие технические требования предъявляются, например, к обработке наружной поверхности иглы распылителя форсунки: овальность при диаметре 6 мм допускается не более 0,0005 мм, конусность на всей длине допускается не более 0,001 мм в любую сторону. Чистота обработанной поверхности деталей топливной аппаратуры должна быть 11 — 13-го классов, а деталей измерительных приборов— 12—14-го классов.
Такое высокое качество обработанной поверхности можно получить только абразивной доводочно-притирочной обработкой при полном выполнении требований технологии.