ДОВОДКА НАРУЖНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТЕЛ. ВРАЩЕНИЯ (ВАЛОВ)

§ 1. Технические условия на обработку деталей типа вала

Наружные поверхности вала легко доступны для обработки и контроля. К наружным поверхностям тел вращения относятся цилиндрические и конические. От точности и чистоты этих поверх­ностей деталей зависит не только сборка, но и надежная работа механизма или машины. Особенно высокие требования предъявля­

ются к качеству обработанных поверхностей деталей топливной аппаратуры, гидравлических агрегатов, измерительного инструмен­та, подшипников.

Качество (включающее в себя точность, шероховатость и со­стояние поверхностного слоя) обработки наружных поверхностей тел вращения определяется:

прямолинейностью образующих (чем прямее образующие, тем точность выше);

овальностью (чем меньше овальность, тем точность выше);

конусностью (разностью диаметров шейки в крайних сечениях, чем конусность меньше, тем точность выше);

взаимным расположением наружных поверхностей по отноше­нию к какой-то поверхности (ориентирующей; чем точнее и пра­вильнее расположены они к ориентирующей поверхности, тем точ­ность выше);

шероховатостью обработанной поверхности (чем меньше высота микронеровностей и макронеровностей, тем выше класс чистоты);

состоянием (неразрушение, упрочнение) поверхностного слоя, способного сохранять точность и износостойкость в процессе экс­плуатации.

Указанные требования задаются техническими условиями, от­дельные данные из которых проставляются на чертежах. На рис. 58 показан чертеж золотника со всеми размерами и данными технических условий (рабочий чертеж). При обработке деталей в цехе по технологической карте все технические требования, предъ­являемые к данной операции, проставляются на операционном эскизе или оговариваются в примечании. Во всех случаях допуски на неточность изготовления принято выражать в миллиметрах.

Очень жесткие технические требования предъявляются, напри­мер, к обработке наружной поверхности иглы распылителя форсун­ки: овальность при диаметре 6 мм допускается не более 0,0005 мм, конусность на всей длине допускается не более 0,001 мм в любую сторону. Чистота обработанной поверхности деталей топливной аппаратуры должна быть 11 — 13-го классов, а деталей измеритель­ных приборов— 12—14-го классов.

Такое высокое качество обработанной поверхности можно по­лучить только абразивной доводочно-притирочной обработкой при полном выполнении требований технологии.

Updated: 05.04.2016 — 19:56