На доводочных станках используют асинхронные электродвигатели. Конструктивное исполнение асинхронного двигателя зависит от способа крепления его и формы защиты от окружающей среды. Большинство доводочных станков оснащено электродвигателями нормального исполнения (рис. 48, а). Такой двигатель можно устанавливать только в горизонтальном положении.
Наряду с электродвигателями нормального исполнения отечественные заводы выпускают фланцевые электродвигатели (рис. 48, б), которые предназначены для вертикальной и горизонтальной установки.
Устройство асинхронного двигателя основано на принципе использования вращающегося магнитного поля, созданного переменными токами, текущими в обмотках статора и ротора. Ротор отстает от поля и, как говорят, вращается асинхронно с ним. Асинхронные двигатели просты по устройству. Один и тот же двигатель, может работать от сети переменного тока напряжением 220 в, если фазы обмотки статора соединены треугольником, и от се — 2-
ти напряжением 380 в, если переключить их на звезду.
Асинхронные двигатели бывают двух типов: с коротко — замкнутым ротором и фазовым ротором (с контактными кольцами).
Электродвигатели с фазовым ротором применяют только в тех случаях, когда необходимо регулировать скорость вращения асинхронного двигателя или если в сеть нельзя включать электродвигатель с короткозамкнутым ротором большой мощности из — за чрезмерного падения напряжения при пуске. Электродвигатели с фазовым ротором подключают только в сеть трехфазного тока непосредственно, без всяких дополнительных пусковых устройств.
На доводочных станках устанавливаются электродвигатели мощностью от 1 до 10 кет. Эти электродвигатели выпускаются различного исполнения (типа А или АО). Электродвигатели типа А имеют защитное исполнение, а типа АО — закрытое устройство для обдувания.
Устройство асинхронного электродвигателя типа А показано на рис. 49. В чугунную станину 8 помещен статор 9, собранный из штампованных листов. В полузакрытые пазы статора вложена вставная обмотка 3 из проводников круглого сечения. Ротор 2 с короткозамкнутой обмоткой запрессован на вал /, вращающийся в подшипниках 5. Вентиляционные крылья 4 отливаются из алюминия. По способу защиты этот двигатель является брызгозащищенным. При вращении ротора воздух засасывается в отверстия 6 подшипниковых щитов, обдувает обмотку статора и выбрасывается в боковые окна станины. Для переноски двигателя служит рым — болт 7.
Устройство асинхронного электродвигателя типа АО показано на рис. 50. Это обдуваемый электродвигатель закрытого типа, поэтому его подшипниковые щиты и станина не имеют отверстий для входа и выхода воздуха. У ротора такие же крылья, как и у дви
гателя типа А, но они служат лишь для перемещения согретого воздуха внутри двигателя. Снаружи станина имеет продольные ребра, через которые вентилятором продувается холодный воздух.