Процесс полирования деталей в барабанах заключается в следующем. В барабан загружают детали и приводят его во вращение, во время которого детали, перекатываясь, трутся друг о друга, и таким образом устраняются окалина, ржавчина, шероховатость и другие поверхностные дефекты.
Металлические детали обрабатываются в барабанах без шлифующих материалов (такой процесс называют галтовкой) или одним из следующих материалов: песком, глиной, наждаком, пемзой и др. Для увеличения трения в барабан добавляют наполнители — крупные куски отходов шлифовальных кругов, гальку, стальные шарики, металлические ролики и звездочки.
13. ВИДЫ ПОЛИРОВАНИЯ И ПОЛИРОВАЛЬНЫЕ БАРАБАНЫ
Известны четыре вида полирования:
1) полирование в барабанах консольного типа с наклонной осью вращения;
2) полирование в герметически закрытых барабанах с горизонтальной осью вращения;
3) полирование в перфорированных барабанах;
4) полирование в специальных барабанах.
По способу обработки различают сухой и мокрый способы полирования.
При мокром способе полирования детали обрабатываются в барабанах с применением водного раствора мыла, щелочи или масла; при сухом способе полирования детали обрабатываются без добавки какого-нибудь материала или с добавлением железных звездочек, стальных шариков, а в некоторых случаях обрезков кожи или войлочных полос. Для сушки деталей с целью удаления с их поверхности масла при полировании в барабанах применяют опилки.
Полировальные барабаны различаются главным образом по форме, размерам, устройствам для загрузки и выгрузки, а также по расположению оси вращения.
В настоящее время применяются барабаны цилиндрической, граненой и конусной формы. Для обработки мелких деталей небольшими партиями барабаны делают двух — и трехкамерными. Обработка крупногабаритных деталей производится в специальных или многокамерных барабанах. В каждой камере многокамерного барабана обрабатываются одна или две такие детали.
Фиг. 37. Консольный граненый ба-
рабан в положении выгрузки дета-
лей и удаления полирующих мате-
риалов.
Объемы применяющихся барабанов находятся в пределах 1 — 300 дм3 и более.
По конструкции полировальные барабаны могут быть: консольные — гладкие (фиг. 36) и граненые (фиг. 37); герметические — гладкие и граненые (фиг. 38); перфорированные (фиг. 39) и специальные.
Консольные барабаны. Применяются консольные барабаны литой и сварной конструкции. Эти барабаны предназначены в основном для полирования омедненных и никелированных изделий небольших размеров. В рабочем положении ось вращения барабана направлена вверх под углом 40—45° к горизонтали. Для лучшего перемешивания деталей во время обработки гладкий барабан, называемый барабаном-колоколом, делается с внутренними ребрами. Выгрузка деталей п удаление полирующих
средств из консольных барабанов осуществляются при наклонном положении последних (фиг. 37).
Герметические барабаны. Это универсальные полировальные барабаны, которыми можно выполнять любую операцию. Они
изготовляются сварными, хотя еще несколько лет назад можно было встретить и литые барабаны. Герметические барабаны покрывают внутри резиной и в редких случаях деревом. Это предохраняет полируемые детали от вмятин и выбоин, а стальной корпус — от преждевременного износа. Поврежденное или износившееся покрытие легко заменяется новым. Крышки барабанов закрывают герметически, используя резиновые подкладки.
В герметически закрытых барабанах из-за случайно попавших в них веществ могут образоваться газы, поэтому во избежание несчастного случая эти барабаны снабжаются специальными предохранительными устройствами (фиг. 40).
При конструировании барабана исходят из количества одновременно загружаемых деталей. Обычно загружают от 2/ з до 4/5 объема барабанов. Когда загрузка барабана невелика, а номенклатура обрабатываемых деталей по форме и размерам очень разнообразна и требуется производить несколько операций обработки, барабаны делаются двухкамерными или трехкамерными. В каждой камере такого барабана можно одновременно обрабатывать металлы, отличающиеся друг от друга длительностью обработки, или одновременно производить две или три операции, как например, снятие заусенцев и
полирование или заваливание острых кромок и удаление ржавчины и окалины.
Герметические барабаны имеют горизонтальную ось вращения. Однако бывают и такие герметические барабаны, ось вращения которых смещена на некоторый угол по отношению к горизонтали.
В мелкосерийном и индивидуальном производстве, где детали обрабатываются небольшими партиями, применяются малогабаритные настольные герметические барабаны.
Герметические барабаны имеют ряд преимуществ:
1) абразивные материалы и наполнители могут быть любой величины, в то время как при обработке в перфорированных
барабанах их размеры ограничиваются величиной отверстий в стенках барабанов;
2) на операциях снятия заусенцев и шлифования достигается высокая производительность;
3) требуются небольшие производственные площади;
4) требуется меньший расход шлифовальных и полировальных материалов на единицу готовой продукции.
К недостаткам этих барабанов следует отнести:
1) необходимость промывки деталей после обработки;
2) частую смену рабочей жийкости
(при полировании, например, замену жидкости следует производить через 1—2 часа); v
3) необходимость применения предохранительного устройства для выхода случайно образовавшихся в барабане газов.
Перфорированные барабаны. Эти барабаны находят наибольшее применение при полировании, так как обильная промывка деталей и наполнителей во время обработки способствует получению более чистой блестящей поверхности. В этих барабанах также можно производить шлифование, снятие заусенцев и другие операции.
Перфорированные барабаны имеют следующие преимущества:
1) не требуется специальных промывочных операций, а также смены рабочей жидкости в течение всего цикла обработки;
2) достигается наиболее высокая чистота поверхности при полировании.
К недостаткам можно отнести следующее:
1) необходимо иметь специальный механизм для подъема и опускания барабана;
2) затруднена защита трущихся поверхностей подшипников;
3) затруднена очистка ванны от абразивных отходов.
Специальные полировальные барабаны. Они применяютсн главным образом для обработки крупногабаритных деталей (фиг. 41). Детали 1 устанавливаются в шпинделях многошпиндельного приспособления и медленно подаются в зону полирования. Вращаясь, они проходят через массу абразивного порошка 2, который под действием центробежных сил вращается вместе с барабаном 3 и осуществляет процесс полирования.