ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПОЛИРОВАНИЯ

Полирование эластичными кругами, как и другие отделочные операции, обычно производится в конце технологического про­цесса изготовления деталей.

Операция полирования эластичным кругом представляет собой процесс обработки, осуществляемый на одном станке и состоящий из совокупности переходов, выполняемых полировальными кру­гами с нанесенным на них абразивным зерном или пастой опреде­ленной зернистости.

Переход — это часть операции, выполняемая одним кругом. Каждый переход состоит из приемов, необходимых для обработки всех частей профиля обрабатываемой детали. Чем сложнее про­филь обрабатываемого изделия, тем больше приемов содержит переход.

Отдельные части профиля детали иногда невозможно обрабо­тать на одном станке. Их обработку переносят на другие поли­ровальные станки. Таким образом, гладкость и блеск поверх­ности каждой группы деталей достигаются при различном коли­честве операций, переходов и приемов.

Разработка технологического процесса полирования начина­ется с определения по чертежу поверхностей детали, подлежащих полированию, точность и чистоту которых можно обеспечить на полировальных станках обработкой эластичными кругами. Чтобы процесс полирования был производительным, требуется в до­статочной мере подготовить поверхность на предыдущей операции; необходимо также правильно выбрать количество операций, пере­ходов и установить рациональные режимы полирования.

Подготовка поверхности к полировапию. При невысоких тре­бованиях к чистоте поверхности шероховатость поверхности детали до полирования должна быть не ниже 6-го класса (ГОСТ 2789-59).

Полированием можно повысить чистоту поверхности за один переход на 1—2 класса. В случае необходимости обеспечить высокие классы чистоты поверхности предварительная подго­товка последней должна осуществляться как можно лучше (7-й, 8-й или 9-й класс), чтобы полирование можно было осуществить за меньшее число переходов. Макрогеометрия детали полирова­нием не исправляется. Точность формы детали должна обеспе­чиваться на операциях, предшествующих полированию. Незна­чительного улучшения макрогеометрии при полировании можно добиться при условии больших затрат, поэтому такая обработка допускается в исключительных случаях (например, при полиро­вании пера лопаток газотурбинных двигателей).

Большие дефекты поверхности должны быть устранены на обдирочных шлифовальных станках, и после этого деталь пере­дается на полирование.

Переходы, съем металла и чистота поверхности. Переходы, их характер и количество зависят от обрабатываемого материала, требований к чистоте полированной поверхности, состояния поверхности, величины припуска и исходной шероховатости.

Изделия с грубой исходной поверхностью подвергаются боль­шему числу переходов, так же как и при наличии больших при­пусков. Припуск на полирование находится в пределах 0,12— 0,3 мм. На поковках, имеющих раковины от окалины, снимаемый припуск может быть еще больше. Сначала удаляются окалина и глубокие раковины полировальным кругом зернистостью36—46, за­тем обдирают всю поверхность кругом зернистостью 60—80. Глубо­кие риски, оставшиеся после такой обработки, выводят кругом зер­нистостью 100—120 и затем кругом зернистостью 180—230. В неко­торых случаях производится окончательное полирование пастами.

Точеные и штампованные детали обычно имеют более ровную поверхность, что значительно уменьшает количество переходов. Первые переводы для этих деталей осуществляются кругами зернистостью 100—120 и затем зернистостью 180—230. Оконча­тельное полирование осуществляется пастами. Типичный поря­док переходов приведен в табл. 5. В зависимости от требующейся чистоты и подготовки поверхности к полированию количество переходов сокращается до 2—3, при этом могут выполняться переходы 1—2—3; 2—3—4; 3—4—5; 2—3 или 3 и 4 (табл. 5).

Последовательность операций и количество переходов могут несколько отличаться от рассмотренных выше в зависимости от условий обработки.

Режимы полирования. К режимам полирования относятся скорость вращения полировального круга и давление круга на изделие во время обработки.

Важное значение при полировании имеет правильный выбор окружпой скорости круга, которая в основном определяется обрабатываемым материалом. Рекомендуемые окружные скорости полировального круга приведены в табл. 6.

Последовательность переходов при полировании и зернистость абразивного зерна

пере­

ходов

Название переходов

Зернистость

абразивного

зерна

Классы чис­тоты обрабо­танной по­верхности

1

Грубая обдирка………………………………………

36—46

6

2

Шлифование……………………………………………

60—80

00

1

3

Предварительное полирование….

100—150

00

1

СО

4

Окончательное полирование…………………..

180—230

9—10

5

Зеркальное полировапие…………………………

М10—М5 и тонкая паста ГОИ

11—12

Таблица 6

Окружная скорость полировальных кругов в м/сеп

Полирующие средства

Полируемый металл

сталь,

никель,

хром

медь,

латунь,

бронва

алюминий»

цинк,

свинец

Абразивное зерно………………………………………….

Паста…………………………………………………………..

20—35

30—50

16-25

25-45

12—20

20—30

Полировальные круги изготовляются диаметром не более 500 мм. Круги средних размеров диаметром 300—350 мм имеют 2000—2400 об/мин. В некоторых случаях в зависимости от кон­кретных условий (род металла, профиль детали и т. п.) полирова­ние ведется кругами диаметром 500 мм при 1200—1400 об/мин. или же кругами диаметром меньше 200 мм при 3000 об/мин.

Давление круга на деталь составляет 2,5—5 кг/см длины контакта круга с деталью; большее давление применяют для предварительных, а меньшее — для окончательных проходов.

Updated: 28.03.2016 — 16:36