Полирование эластичными кругами, как и другие отделочные операции, обычно производится в конце технологического процесса изготовления деталей.
Операция полирования эластичным кругом представляет собой процесс обработки, осуществляемый на одном станке и состоящий из совокупности переходов, выполняемых полировальными кругами с нанесенным на них абразивным зерном или пастой определенной зернистости.
Переход — это часть операции, выполняемая одним кругом. Каждый переход состоит из приемов, необходимых для обработки всех частей профиля обрабатываемой детали. Чем сложнее профиль обрабатываемого изделия, тем больше приемов содержит переход.
Отдельные части профиля детали иногда невозможно обработать на одном станке. Их обработку переносят на другие полировальные станки. Таким образом, гладкость и блеск поверхности каждой группы деталей достигаются при различном количестве операций, переходов и приемов.
Разработка технологического процесса полирования начинается с определения по чертежу поверхностей детали, подлежащих полированию, точность и чистоту которых можно обеспечить на полировальных станках обработкой эластичными кругами. Чтобы процесс полирования был производительным, требуется в достаточной мере подготовить поверхность на предыдущей операции; необходимо также правильно выбрать количество операций, переходов и установить рациональные режимы полирования.
Подготовка поверхности к полировапию. При невысоких требованиях к чистоте поверхности шероховатость поверхности детали до полирования должна быть не ниже 6-го класса (ГОСТ 2789-59).
Полированием можно повысить чистоту поверхности за один переход на 1—2 класса. В случае необходимости обеспечить высокие классы чистоты поверхности предварительная подготовка последней должна осуществляться как можно лучше (7-й, 8-й или 9-й класс), чтобы полирование можно было осуществить за меньшее число переходов. Макрогеометрия детали полированием не исправляется. Точность формы детали должна обеспечиваться на операциях, предшествующих полированию. Незначительного улучшения макрогеометрии при полировании можно добиться при условии больших затрат, поэтому такая обработка допускается в исключительных случаях (например, при полировании пера лопаток газотурбинных двигателей).
Большие дефекты поверхности должны быть устранены на обдирочных шлифовальных станках, и после этого деталь передается на полирование.
Переходы, съем металла и чистота поверхности. Переходы, их характер и количество зависят от обрабатываемого материала, требований к чистоте полированной поверхности, состояния поверхности, величины припуска и исходной шероховатости.
Изделия с грубой исходной поверхностью подвергаются большему числу переходов, так же как и при наличии больших припусков. Припуск на полирование находится в пределах 0,12— 0,3 мм. На поковках, имеющих раковины от окалины, снимаемый припуск может быть еще больше. Сначала удаляются окалина и глубокие раковины полировальным кругом зернистостью36—46, затем обдирают всю поверхность кругом зернистостью 60—80. Глубокие риски, оставшиеся после такой обработки, выводят кругом зернистостью 100—120 и затем кругом зернистостью 180—230. В некоторых случаях производится окончательное полирование пастами.
Точеные и штампованные детали обычно имеют более ровную поверхность, что значительно уменьшает количество переходов. Первые переводы для этих деталей осуществляются кругами зернистостью 100—120 и затем зернистостью 180—230. Окончательное полирование осуществляется пастами. Типичный порядок переходов приведен в табл. 5. В зависимости от требующейся чистоты и подготовки поверхности к полированию количество переходов сокращается до 2—3, при этом могут выполняться переходы 1—2—3; 2—3—4; 3—4—5; 2—3 или 3 и 4 (табл. 5).
Последовательность операций и количество переходов могут несколько отличаться от рассмотренных выше в зависимости от условий обработки.
Режимы полирования. К режимам полирования относятся скорость вращения полировального круга и давление круга на изделие во время обработки.
Важное значение при полировании имеет правильный выбор окружпой скорости круга, которая в основном определяется обрабатываемым материалом. Рекомендуемые окружные скорости полировального круга приведены в табл. 6.
Последовательность переходов при полировании и зернистость абразивного зерна
Таблица 6 |
Окружная скорость полировальных кругов в м/сеп
|
Полировальные круги изготовляются диаметром не более 500 мм. Круги средних размеров диаметром 300—350 мм имеют 2000—2400 об/мин. В некоторых случаях в зависимости от конкретных условий (род металла, профиль детали и т. п.) полирование ведется кругами диаметром 500 мм при 1200—1400 об/мин. или же кругами диаметром меньше 200 мм при 3000 об/мин.
Давление круга на деталь составляет 2,5—5 кг/см длины контакта круга с деталью; большее давление применяют для предварительных, а меньшее — для окончательных проходов.