ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ
Изготовление шаблонов методами профильного шлифования требует особого подхода при их конструировании. Если конст — рктор не учитывает некоторых особых требований, предъявляемых в этом случае к чертежам шаблонов, то это может весьма затруднить работу лекальщика.
Основные особенности конструирования шаблонов при их изготовлении методами шлифования сводятся к следующему:
1. Шаблон должен иметь «открытый» профиль, который дает возможность осуществить обработку шлифовальным кругом за одну установку.
2. Размеры профиля проставляются на чертеже шаблона в соответствии с технологией изготовления (лекальщик должен быть освобожден от каких-либо дополнительных вычислений) и с приемами контроля, в основу которых положено измерение в прямоугольных координатах.
3. Независимо от требований к точности профиля все размеры, определяющие координаты точек сопряжения и пересечения линий, находятся не построением, а путем математических расчетов.
Руководствуясь указанными требованиями, конструктор в первую очередь определяет границы шаблона. В тех случаях, когда, исходя из конфигурации изделия, шаблон должен иметь «закрытый» профиль, т. е. обработать его шлифовальным кругом за одну установку невозможно, применяется метод разбивки профиля на ряд шаблонов. В этих случаях система шаблонов должна быть такой, чтобы профиль каждого последующего шаблона являлся продолжением профиля предыдущего шаблона.
На фиг. 276 изображен профиль детали «Заполнитель гибочного приспособления». Весь этот профиль необходимо проверять с помощью шаблона. С учетом особенностей профильного шлифования, рассматриваемый профиль разбивается на два участка и контролируется двумя шаблонами.
Базой для шаблона № 1 является плоскость Б, а для шаблона № 2 — плоскость А и вершина профиля детали, входящая в область, контролируемую шаблоном № I.
Вычерчивая шаблон в установленных границах профиля, конструктор не соблюдает правил масштаба, а старается нап-
более ясно показать лекальщику места сопряжений и переходов.
Дополнительные размеры, определяющие координаты точек сопряжения и пересечения, которые в чертеже детали ие даны, а лекальщику необходимы, конструктор определяет расчетом. Этот расчет сводится к решению ряда тригонометрических задач (см. ниже, раздел «Пример расчета размерной сетки шаблона») .
Наклонные линии на чертеже шаблона задаются координатами точек; кроме того, указывается угол наклона. Координаты даются для измерения на инструментальном микроскопе, а углы — для заправки шлифовального круга.
Технология изготовления профильных изделий нередко предусматривает пользование шаблонами различных видов: окончательными, предварительными и пооперационными, т. е. ограниченными отдельными участками общего профиля. В таких случаях конструктор разрабатывает только один чертеж на окончательный шаблон и делает в этом чертеже указания о ме-
сіє н величине срезок—для предварительных шаблонов—и о линиях разреза—для переходных шаблонов (фиг. 277).
На фиг. 278 приведены примеры нанесення срезок. Слева (а) показаны пунктирными линиями срезки для предварительного шаблона с припуском по торцу и боковой (конической) поверхности изделия. Ширина боковых срезок равна удвоенной величине межоперационного припуска, а у срезок по торцу — одинарной величине припуска. Справа (б) показано расположение срезок для шаблона с несколькими переходными участками; боковые срезки выполняются с одной и тон же стороны каждого участка. При замере таким шаблоном предусматривается оставление припуска 0,25 мм по торцу детали; припуск по боковым сторонам профиля составит также 0,25 мм.
Чертежи на шаблоны для внутренних замкнутых поверхностей отличаются только тем, что вдоль линии профиля предусматривается скошенная фаска с сохранением ленточки 0,2 мм. Это дает возможность повысить точность измерений. С целью упрощения изготовления шаблонов для внутренних поверхностей с симметричным профилем полный профиль выполняется только на одной стороне шаблона, а на другой стороне делается выемка, как показано на фиг. 279.
На инструментальном микроскопе можно производить контроль шаблонов размером до 250 мм, а в практике нередко возникает необходимость обработки точных профилей более крупных
размеров, особенно кольцевых, расположенных по торцу изделия. В таких случаях применяются шаблоны сборной конструкции.
На фиг. 280 показана конструкция такого шаблона для прессформы штурвала руля автомобиля. Профильная часть выполняется в виде отдельных шаблонов 1 и 2, которые приклепываются к планке 3. На фиг. 281 показан сборный шаблон другого типа. Этот шаблон используется для контроля сферических зенкеров, у которых требуется с высокой точностью выдержать радиус сферы и не допускается разноперость. Здесь профильный шаблон применяется в комбинации с калибровой втулкой, отверстие которой соответствует наружному диаметру зенкера.