КОНСТРУИРОВАНИЕ ШАБЛОНОВ С УЧЕТОМ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОФИЛЬНЫМ ШЛИФОВАНИЕМ[64]

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ

Изготовление шаблонов методами профильного шлифования требует особого подхода при их конструировании. Если конст — рктор не учитывает некоторых особых требований, предъяв­ляемых в этом случае к чертежам шаблонов, то это может весьма затруднить работу лекальщика.

Основные особенности конструирования шаблонов при их изготовлении методами шлифования сводятся к следующему:

1. Шаблон должен иметь «открытый» профиль, который дает возможность осуществить обработку шлифовальным кругом за одну установку.

2. Размеры профиля проставляются на чертеже шаблона в соответствии с технологией изготовления (лекальщик должен быть освобожден от каких-либо дополнительных вычислений) и с приемами контроля, в основу которых положено измерение в прямоугольных координатах.

3. Независимо от требований к точности профиля все разме­ры, определяющие координаты точек сопряжения и пересечения линий, находятся не построением, а путем математических рас­четов.

Руководствуясь указанными требованиями, конструктор в первую очередь определяет границы шаблона. В тех случаях, когда, исходя из конфигурации изделия, шаблон должен иметь «закрытый» профиль, т. е. обработать его шлифовальным кру­гом за одну установку невозможно, применяется метод разбив­ки профиля на ряд шаблонов. В этих случаях система шабло­нов должна быть такой, чтобы профиль каждого последующего шаблона являлся продолжением профиля предыдущего шаб­лона.

На фиг. 276 изображен профиль детали «Заполнитель гибоч­ного приспособления». Весь этот профиль необходимо прове­рять с помощью шаблона. С учетом особенностей профильного шлифования, рассматриваемый профиль разбивается на два участка и контролируется двумя шаблонами.

Базой для шаблона № 1 является плоскость Б, а для шаб­лона № 2 — плоскость А и вершина профиля детали, входящая в область, контролируемую шаблоном № I.

Вычерчивая шаблон в установленных границах профиля, конструктор не соблюдает правил масштаба, а старается нап-

более ясно показать лекальщику места сопряжений и переходов.

Дополнительные размеры, определяющие координаты точек сопряжения и пересечения, которые в чертеже детали ие даны, а лекальщику необходимы, конструктор определяет расчетом. Этот расчет сводится к решению ряда тригонометрических за­дач (см. ниже, раздел «Пример расчета размерной сетки шаб­лона») .

Наклонные линии на чертеже шаблона задаются координа­тами точек; кроме того, указывается угол наклона. Координаты даются для измерения на инструментальном микроскопе, а уг­лы — для заправки шлифовального круга.

Технология изготовления профильных изделий нередко пре­дусматривает пользование шаблонами различных видов: окон­чательными, предварительными и пооперационными, т. е. огра­ниченными отдельными участками общего профиля. В таких случаях конструктор разрабатывает только один чертеж на окончательный шаблон и делает в этом чертеже указания о ме-

сіє н величине срезок—для предварительных шаблонов—и о линиях разреза—для переходных шаблонов (фиг. 277).

На фиг. 278 приведены примеры нанесення срезок. Слева (а) показаны пунктирными линиями срезки для предваритель­ного шаблона с припуском по торцу и боковой (конической) поверхности изделия. Ширина боковых срезок равна удвоенной величине межоперационного припуска, а у срезок по торцу — одинарной величине припуска. Справа (б) показано расположе­ние срезок для шаблона с несколькими переходными участками; боковые срезки выполняются с одной и тон же стороны каждого участка. При замере таким шаблоном предусматривается остав­ление припуска 0,25 мм по торцу детали; припуск по боковым сторонам профиля составит также 0,25 мм.

Чертежи на шаблоны для внутренних замкнутых поверхно­стей отличаются только тем, что вдоль линии профиля преду­сматривается скошенная фаска с сохранением ленточки 0,2 мм. Это дает возможность повысить точность измерений. С целью упрощения изготовления шаблонов для внутренних поверхно­стей с симметричным профилем полный профиль выполняется только на одной стороне шаблона, а на другой стороне делается выемка, как показано на фиг. 279.

На инструментальном микроскопе можно производить конт­роль шаблонов размером до 250 мм, а в практике нередко возни­кает необходимость обработки точных профилей более крупных

размеров, особенно кольцевых, расположенных по торцу изделия. В таких случаях применяются шаблоны сборной конструкции.

На фиг. 280 показана конструкция такого шаблона для прессформы штурвала руля автомобиля. Профильная часть вы­полняется в виде отдельных шаблонов 1 и 2, которые прикле­пываются к планке 3. На фиг. 281 показан сборный шаблон другого типа. Этот шаблон используется для контроля сфери­ческих зенкеров, у которых требуется с высокой точностью вы­держать радиус сферы и не допускается разноперость. Здесь профильный шаблон применяется в комбинации с калибровой втулкой, отверстие которой соответствует наружному диаметру зенкера.

Updated: 28.03.2016 — 16:35