Точность обработки при шлифовании

Одна из основных задач, поставленных перед совет­скими машиностроителями на двенадцатую пятилетку в свете решений XXVII съезда КПСС, состоит в повышении темпов и эффективности развития экономики на базе ускорения научно-технического прогресса, технического перевооружения и реконструкции производства. Решаю­щий вклад в практическое воплощение этой задачи долж­но внести отечественное станкостроение, для чего необ­ходимо в сжатые сроки существенно расширить выпуск станков высокой и особо высокой точности. В связи с этим на передний план выдвигаются вопросы дальней­шего повышения точности обработки на прецизионных станках шлифовальной группы.

Основная цель, поставленная авторами при написа­нии данной монографии, заключалась в систематизации и обобщении результатов проведенных теоретических и экспериментальных исследований по оценке точности обработки и выявлению закономерностей образования погрешностей изделий на шлифовальных станках. На основании обширного материала проанализированы и изложены вопросы, связанные с оценкой точности об­работки на шлифовальных станках, разработаны кон­кретные практические рекомендации, направленные на повышение их точностной надежности.

При подготовке материалов монографии учтена спе­цифика процессов абразивной обработки, тесная взаи­мосвязь динамического состояния шлифовального обо­рудования и точности его функционирования. С учетом тематики излагаемого материала в книге освещен круг следующих вопросов:

систематизированы статистические методы анализа и оценки точности обработки на различных металлорежу­щих станках;

изложены методы построения расчетных схем и мате­матических моделей пространственно-временного взаимо­действия инструмента и детали в процессе формообразо­вания обрабатываемых поверхностей применительно к основным видам шлифования (плоское периферией кру­га, круглое бесцентровое) с учетом параметров упругой системы станка и закономерностей процесса резания;

разработаны модели, описывающие влияние упруго­диссипативных характеристик отдельных узлов станков, а также их компоновочных решений на энергетические характеристики колебательных процессов, определяющих условия формообразования при шлифовании;

проанализированы причины и источники возбуждения колебаний формообразующих узлов выпускаемых шли­фовальных станков и предложен ряд способов и техниче­ских решений повышения точности выполняемых на них операций.

При подготовке материала монографии использова­ны отдельные положения динамики станков, теории ме­ханических колебаний, физические представления совре­менной теории шлифования. В основу теоретических раз­работок положены результаты моделирования на ЭВМ процессов функционирования шлифовальных станков, математического описания механизма возникновения виб­рации при шлифовании, а также передачи колебаний формообразующих узлов на обрабатываемую поверх­ность изделия с учетом закономерностей съема металла. Обоснование конструктивных решений отдельных узлов и механизмов станков (шпиндельных узлов, приводов ра­бочих органов, несущих систем) выполнено с помощью методов многокритериальной оптимизации.

Теоретические разработки подтверждены результата­ми экспериментальных исследований, выполненных на современном шлифовальном оборудовании.

Updated: 28.03.2016 — 16:35