СБОРНЫЕ ШТАМПЫ И ПРЕССФОРМЫ

Выше уже указывалось, что в целях облегчения изготовле­ния сложных пуансонов и матриц методом профильного шлифования оин часто имеют сборную (разъемную) конструк шпо.

На автозаводе очень широко применяются штампы и пресс — формы сборной конструкции с различными требованиями к точности и различными размерами. Так, например, сборный штамп для обрезки пола автомобиля, состоящий из десятков секций различной конфигурации, применяется для штамповки детали размерами 2200X4300 мм; наряду с этим, есть сборные штампы, применяемые для штамповки детален размерами 5— 10 мм. Очень*разнообразны также сборные прессформы

В настоящем разделе, в дополнение к уже описанным выше случаям изготовления сборных пуансонов и матриц, рассматри­ваются два показательных примера сборного штампа и сборной, прессформы.

Штамп для вырубки личинки замка зажигания. Детали, обрабатываемые этим штампом, имеют очень небольшие раз­меры: размер личинки—4,5X12,5 мм, размер отверстия в личин­ке—2,25X6,2 мм. Штамп для вырубки личинки замка зажига­ния состоит из трех основных частей: матрицы, пуансона гг

съемника.

Матрица сборной конструкции (фиг 163) состоит из четырех

детален: секции /, 2 и 3 составляют рабочую часть матрицы; они запрессованы в обойму 4. Пуансон (фиг. 164) также состоит из трех секции /, 2 и 3, запрессованных в обойму 4; в секциях закреплены пуансоны 5, 6, 7 и 8. Съемник (фиг. 165) аналогично матрице состоит из секций 1, 2 п 3, запрессованных в обойму 4.

Основными операциями при изготовлении секций для мат­рицы, пуансона и съемника являются:

1. Строгание заготовок со всех сторон с припуском 1,2—

1,5 мм на шлифование.

2.Шлифование торцовых плоскостей а и b па верность ті двух боковых сторон с и d — под прямым углом к ним.

3. Разметка на секциях рабочих приемов, расположенных на плоскостях разъема I—I, I—II и III—III, с оставлением при­писка на шлифование 1,0—1,5 мм. При разметк’е необходимо на всех секциях выдержать одинаковое расстояние от торцов С до линии АА; это условие необходимо для того, чтобы обеспечить правильное совмещение проемов каждого пуансона с проемами соответствующих матриц, а также оставить равномерный при­пуск на шлифование рабочих проемов

4. Фрезерование рабочих проемов; поскольку размеры пазов очень малы, фрезерование производится мерными дисковыми фрезами.

•3 Термическая обработка на твердость Rc = 58—60.

6. Шлифование наружных поверхностен.

Прежде всего на всех секциях шлифуются плоскости а и b и две боковые стороны end строго под прямым углом. При шлифовании сторон с и d следует выдержать расстояния до липни разъемов одинаковыми с точностью ±0,15 мм; этим обеспечивается одинаковый припуск на шлифование рабочих проемов. Затем секции шлифуются в размер полициям разъема I—I, I—II и III—III; при этом строго соблюдаются перпенди­кулярность и точность размеров.

7. Шлифование рабочих проемов. Точность выполнения раз меров рабочих проемов обуславливается чертежом ±0,005 мм, так как эти размеры определяют размеры детален. Чтобы обес­печить точное совмещение проемов соответствующих секций; матрицы, пуансона и съемника, при шлифовании проемов все секции кладутся боковыми сторонами С вплотную к продоль­ному упору на магнитной плите.

Проемы шлифуются электрокорундовымн кругами на кера­мической связке с твердостью СМ1, зернистостью 80. Размеры проемов проверяются эталонными плитками, а расстояния между проемами и от проемов до боковых сторон cud — с помощью индикатора, настроенного по эталонным плиткам

Обоймы, в которые закрепляются секции, изготовляются следующим образом.

Заготовка обстрагивается кругом с припуском на шлифова­ние, затем производится разметка, сверление отверстия Q 25 мм для ввода долбежного резца, долбление прямоугольного отвер­стия с припуском 1,0—1,5 мм на шлифование.

После сверления крепежных отверстий и опиловки острых глов и заусенцев производится термообработка на твердость Rc =40—42. Затем шлифуются плоскости а и Ь, две боковые базовые стороны (в данном случае — стороны К и п), которые должны быть взаимно перпендикулярны, и прямоугольное от­верстие. Шлифование этого отверстия производятся на плоско­шлифовальном станке, как показано на фиг. 152.

Обойма с легкой запрессовкой одевается на секции; в ре­зультате тщательного шлифования обеспечивается очень плотное прилегание секций между собою и точное совмещение парных проемов по линии разъема III—III.

Вставные пуансоны 5, 6, 7, 8 (фиг. 164) сначала строгаются с оставлением припуска па шлифование, затем подвергаются термообработке на твердость R(: = 58—60.

После термообработки на плоскошлифовальном станке шли­фуется профиль в размер, с обеспечением чистоты поверхности по 8—9-му классу ГОСТ 2789-51. При шлифовании пуансонов следует учитывать необходимые зазоры между пуансонами и проемами.

Зазор между пуансонами и проемами на матрице состав­ляет 0,015—0,02 мм на сторону. Зазор между пуансонами и проемами на съемнике должен быть меньше, чем на матрице, чтобы пуансоны получили дополнительное направление (кроме направляющих колонок на штампе, которые выполнены по пер­вому классу точности; этот зазор составляет 0,01—0,015 мм). Между пуансонами и проемами на пуансонодержателе должен быть натяг 0,005—0,007 мм.

При выполнении указанных требований обеспечиваются очень чистое резание н высокая стойкость штампов.

С внедрением профильного шлифования создаются условия для конструирования и изготовления высокопроизводительных штампов, каких невозможно изготовить ручным слесарным спо­собом.

На фиг. 166 показан многорядный штамп сборной конструк­ции пуансона и матрицы, состоящих из отдельных деталей, которые могут быть отшлифованы с весьма высокой точностью в закаленном виде.

Детали штампа до закалки обрабатываются на станках по рискам разметки с припуском на шлифование без какой-либо ручной слесарной подгонки.

После закалки детали штампа одинаковой формы н разме­ров шлифуются одновременно по нескольку штук (сколько возможно установить их на всей длине магнитной плиты плоско­шлифовального станка). Это пуансоны, вставки матриц, вставки

съемника и другие: (см. фиг. 166). Прошлифованные детали штампа поступают к слесарю на сборку.

Еще более производительный штамп совмещенной конструк­ции показан на фиг. 167.

В этом штампе выполняются три операции и штампуются одновременно две детали. Штамп работает автоматически, все детали штампа обработаны профильным шлифованием в зака­ленном виде.

Ранее на штамповке этой детали применялись три штампа (как показано на фиг. 167, вверху). На первом штампе произ­водилась вырубка развертки детали, на втором штампе — операция гибки из пластины в трубку и на третьем штампе производилась подгибка зубцов на одном конце тру­бочки.

С применением штампа совмещенной конструкции съем с пресса увеличился в шесть раз.

Штампы сборной конструкции, изготовленные профильным шлифованием, имеют следующие преимущества в сравнении о штампами, изготовленными ручным способом. Это значительное

увеличение срока службы, в случаях поломок отдельных сек­ций их весьма легко заменить.

С внедрением профильного шлифования создаются условия конструкторам проектировать высокопроизводительные штампы.

Прессформа для прессования шестерни из металлического порошка. Развитие металлокерамического метода производства детален машин обусловило повышение требований к пресс — формам. При изготовлении прессформ для металлокерамики необходимо обеспечить плотное беззазорное спаривание пуансо­нов с матрицами и высокую точность размеров. Наличие зазоров недопустимо, так как создает опасность поломок пуансонов в процессе прессования порошков; кроме того, изделия получа­ются с заусенцами и другими дефектами.

Особый интерес представляет технология изготовления сбор­ной прессформы, предназначенной для прессования из метал-

лпческого порошка шестерен масляного насоса автомобиля (фиг. 168); эта прсссформа имеет сложный профиль и должна быть выполнена с высокой точностью.

Матрица прессформы показана на фиг. 169, а пуансон — на фиг. 171. Они изготовляются из стали Х12Ф1. Чтобы обеспе­чить плавное сцепление шестерен в процессе эксплуатации, необходимо выдержать очень жесткие допуски по элементам профиля п по шагу.

В процессе изготовления рассматриваемых прессформ вы­явилась необходимость помещать прямоугольные шпонки мат­рицы между секциями матрицы (как показано на фиг. 169‘); это облегчило установку секции при обработке и уменьшило трудоемкость шлифования профиля и боковых сторон секции.

Заготовки секции предварительно обстрагиваются с при­пуском 5 мм па последующие операции, затем подвергаются термообработке (нормализация) и после этого снова строгаются со всех сторон с припуском 2 мм.

Производится разметка боковых сторон под угол а = ——

= 51°25’43", чистовое строгание и шлифование на специаль­ной магнитной призме (фиг. 170). Затем размечается профиль зуба, на торцах секции маркируются порядковые номера, про­филь зуба прострагивается фасонным резцом.

Ответственными операциями являются предварительное шли­фование профиля зуба и гнезда под шпонку: от точности распо­ложения гнезда относительно зуба зависит правильность зубьев по шагу в собранном виде.

Профиль зуба и гнездо под шпонку шлифуются на топ же магнитной призме, которая применяется при предыдущей опе-

Предложсине лекальщика К. А. Лутцаега

рациіі. Сначала шлифуется гнездо на одной стороне сек­ции, затем секция поворачи­вается и шлифуется гнездо на второй стороне (фиг. 170). После этого шлифуется про­филь зуба — для этого ис­пользуется шлифовальный круг, заправленный метал­лическим роликом (шарош­кой).

Затем секции собираются на шпонках, зажимаются по концам хомутиками и обта­чиваются по наружному ди­аметру с припуском на шли­фование; после опиловки за­усенцев производится тер­мическая обработка на твер­дость Rc =58—60.

Перед окончательным шлифованием секций необ­ходимо прошлифовать уста­новочную базу в магнитной призме. Для этого магнит­ная призма помещается на синусную линейку, установ­ленную под углом 90°— —5Г25’43"=38°34,17". Синус­ная линейка вместе с приз­мой устанавливается на маг­нитную плиту станка, осно­ванием вплотную к продоль­ному упору, и производится шлифование обеих сторон выемки.

Такая проверка призмы обеспечивает при шлифовании, секций правильное расположение гнезда относительно профиля зуба на обеих сторонах секции и

2Э2

ным кругом вырезается впадина в стальной пластинке и полу­ченный профиль проверяется на инструментальном микроскопе. Профиль зуба сначала шлифуется на одной стороне секции, затем секция поворачивается и шлифуется вторая сторона. Круг подается на секцию в вертикальном направлении. Такой способ шлифования обеспечивает симметричность профиля и правильное расположение его относительно боковых сторон секции.

При окончательном шлифовании профиля зуба применяется электрокорундовый шлифовальный круг на керамической связ­ке, твердостью С1 и зернистостью 120. Глубина шлифования за один проход не должна превышать 0,002—0,005 мм, а скорость продольной подачи стола — 3—5 м в минуту.

После шлифования зубья полируются фетровым кругом с пастой; чтобы не получить завала на углах, секции собираются на шпонках по две штуки и в каждой паре полируется впадина; пазы всех секций полируются таким образом попарно.

Отполированные секции собираются с помощью шпонок, одеваются на профильную оправку (оправка имеет такой же профиль, как и отверстие матрицы), скрепляются на концах хомутиками, и на круглошлпфовальном станке производится шлифование наружной цилиндрической поверхности и торца буртика.

Входной конец матрицы (обратный буртику) шлифуется на длине 8—10 мм на конус; такая заходная часть облегчает за-

прессовыванне матрицы в обойму.

Проверку профиля и шага зубьев матрицы в собранном виде на каком-либо приборе произвести очень сложно, так как высота прессформы со­ставляет 150 мм. В случае не­обходимости такой проверки следует изготовить слепок из сплава серы с графитом и про­извести его измерения на уни­версальном микроскопе или на проекционном аппарате при увеличении в 20—25 раз.

Сборный пуансон[47] (фиг. 171) состоит из двух частей: первая имеет отверстие, диа­метр которого равен диаметру отверстия в изделии, с учетом припуска на механическую об — ныеет цилиндрическую направ­ляющую, диаметр которой равен диаметру отверстия в первой детали (направляющая должна входить в это отверстие плотно, от легкого нажима руки).

Пуансон с отверстием изготовляется следующим образом.

После предварительной токарной обработки производится нормализация, а затем и окончательная токарная обработка с оставлением припуска на шлифование. Зубья нарезаются на зубофрезерном станке червячной фрезой с оставлением припуска на шлифование 0,8—1,0 мм (замеры производятся с помощью зубомера). После зачистки заусенцев и маркировки производит­ся термическая обработка на твердость R с = 58—60.

Затем шлифуются отверстие (с последующей доводкой), поверхность выступов зу бьев и фаска на одном из торцов.

При шлифовании на круглошлнфовальном станке пуансон насаживается на оправку. Эта оправка должна быть после термообработки тщательно отшлифована и доведена; центровые углубления на оправке также тщательно доводятся. Эти усло­вия необходимы, чтобы обеспечить концентричность поверх­ности выступов зубьев относительно отверстия, благодаря чему достигается отсутствие зазоров при спаривании пуансона и мат­рицы.

Профиль зубьев шлифуется на той же оправке в центрах с помощью специального приспособления с делительным меха-

шізмом (фиг 11). Шлифовальный круг заправляется металли­ческим роликом.

Приспособление для заправки шлифовального круга метал — тпческим роликом (фиг. 45) устанавливается на магнит­ную плиту, основанием вплотную к продольному упору. Путем продольного перемещения стола станка ролик подводится под шлифовальный круг так, чтобы его ось была смещена на 2.0—2,5 мм относительно оси шпинделя шлифовальной головки в сторону вращения круга. Далее правой рукой совмещаем заправляемый участок шлифовального круга с роликом (для чего используется поперечная подача стола станка), а левой рукой осуществляем вертикальную подачу круга на ролик.

После того как круг слегка коснется ролика, вращаем последний посредством рукоятки 6 заправочного приспособле­ния (фиг. 45) и, постепенно подавая крут на ролик (в верти­кальном направлении), заправляем последний.

Пуансон с цилиндрической направляющей изготовляется аналогичным образом. После термической обработки тщательно доводятся центровые углубления, затем шлифуются II доводятся поверхности окружности выступов зубьев и цилиндрической направляющей. Профиль впадин шлифуется так же, как и в предыдущем случае.

В процессе шлифования профиля впадин необходимо перио­дически измерять средний диаметр и проверять концентричность впадин относительно оси пуансона; это осуществляется с по­мощью ролика и индикатора. Затем производится подгонка пуансона с матрицей на краску, чтобы обеспечить беззазорное и плотное сопряжение.

Последней операцией является полирование фетровым кру­гом профиля впадин и рабочих торцов пуансонов

Updated: 28.03.2016 — 16:35