В разнообразной номенклатуре профильных инструментов значительное место занимают инструменты круглой формы, т. е. представляющие собою тела вращения. К этой группе инструментов относятся круглые фасонные резцы и профилировочные ролики.
Круглые фасонные резцы широко применяются при токарных работах на заводах массового и серийного производства. Такие резцы изготовляются из быстрорежущей стали Р18 или ее заменителей и подвергаются закалке и отпуску на твердость Кс =61—64.
Профиль круглых фасонных резцов обычно шлифуется на универсальных шлифовальных станках типа «Браун-Шарп» № 13 (фиг. 132), у которых шлифовальная головка 2 является двусторонней, т. е. шлифовальные круги закрепляются с обеих сторон шпинделя; кроме того, шлифовальная головка вместе со стойкой 1 может поворачиваться вокруг вертикальной оси и устанавливаться под любым утлом с точностью ±5′.
Благодаря установке оси шлифовального круга под любым углом оказывается возможным осуществлять шлифование наклонных участков профиля на инструменте боковыми сторонами или периферией круга без специальной его заправки.
В случае отсутствия универсального шлифовального станка описанного типа, целесообразно произвести для этих целей модернизацию широко распространенных универсально-заточных станков типа ЗА64. Эти станки имеют поворотную колонку с двусторонними шлифовальными шпинделями и поворотный стол.
%
При шлиср профиля резей, подернуто над0
Нужно только изготовить специальную переднюю бабку с приводом для вращения изделия {оправки с шлифуемым ннстр — ментом).
В случае сложного профиля на инструменте шлифовальный круг заправляется с помощью приспособления (фиг. 22).
Рассмотрим, в качестве типовой, технологию изготовления круглого фасонного резца, показанного на фиг. 133. Сначала производится токарная обработка заготовки, профиль протачивается по шаблону, причем оставляется припуск на шлифование в пределах 0,5—0,7 мм, в зависимости от формы и сложности профиля. После слесарной обработки и маркирования произво
Фиг. 132. Универсальный шлифовальный станок для шлифования профиля круглых фасонных резцов: |
/—стойка; 2— шпиндельная головка; 5—задняя бабка; 4— передняя бабка с приводом;
5—поворотный стол; б—шлифуемое изделие.
дится закалка, отпуск на твердость Rc =61—64 и пескоструйная Очистка. Затем на внутришлифовальном станке производится шлифование отверстия и одного торца.
При шлифовании профиля резец насаживается на оправку с центрами. Первой операцией является предварительное шлифование нарз’жных поверхностей (с припуском на шлифование профиля) и одного торца, который будет служить базой при проверке профиля шаблоном.
Шлифование профиля производится кругами таких же характер стик, как и для шлифования затыловочных резцов. На станках, на которых шлифуется профиль круглых резцов, имеется возможность одновременно устанавливать два шлифоваль — ны крга различных размеров и характеристик, что способст — в_ более высокой производительности.
В нашем случае профиль резца (фиг. 133) имеет очень мелкие размеры; с }четом этого на один конец шпинделя закрепляв і шлифовальный круг шириной 6 мм, электрокорундовый, на керамической связке, твердостью СМ2 и зернистостью 60, второй — электрокорундовый круг толщиной 1,0 мм на вул — каихтовой связке.
Профиль резца шлифуется за три перехода.
IfC
Первый переход. Шлифование участка шириной 3,0+(№ мм. Шлифовальный круг шириной 2,5 мм заправляется по обоим торцам, на уголках заправляются скосы под 45° шириной 0,5 мм. Поскольку эти скосы на резце предназначаются для получения фасок на изделии, они заправляются без особой точности, путем поворота шпиндельной головки на 45°*, а ширина их (0,5 мм) измеряется масштабноіі линейкой.
При шлифовании резца размер 3,0 4005 мм измеряется посредством плиток, а высота 3,0 +0,1 мм — глубиномером.
Второй переход. Шлифование прямоугольного углубления шириной 1,5 10(15 мм.
Все размеры как по глубине, так и по ширине профиля выдерживаются от одной исходной прямой; расстояние от наиболее выступающего участка профиля до «дна» углубления составляет
(3,5— 1,8) -1-1,0 = 2,7 мм.
Эту часть профиля шлифуем кругом на вулканитовой связке, который заправляется на толщину примерно 0,7—0,8 мм; глубина впадины проверяется по глубиномеру, ширина паза 1,0 +0>05 мм — эталонной плиткой, а размер 6,0+0-С5 мм — шаблоном.
* В тех случаях, когда требуется заправить угловые участки с высокой точностью, это делается с помощью приспособления (фиг. 22).
11 П. А. Камышев
Третий переход. Шлифование дуги радиуса R = 0,8 мм и левой горизонтальной площадки шириной 2,5 мм. Дуга R = 0,8 мм заправляется очень острым алмазом, этим крутом сначала шлифуется радиусный участок профиля, а затем — горизонтальная площадка. Затем на шпиндель ставим круг первого перехода, шпиндельную головку поворачиваем на угол в 3° и производим подрезку уступа на правой части профиля.
В процессе выполнения третьего перехода окончательный профиль резца проверяется по шаблону.
Технология изготовления профилировочных роликов в некоторой степени аналогична технологии изготовления фасонных круглых резцов, особенно в отношении шлифования профиля. На автозаводе профилировочные ролики изготовляются из сталей 9ХС, Х12М, Х12ФІ, а ролики, работающие с повышенной нагрузкой, — из графнтпзированпоп стали марки ЭИ293; ролики имеют твердость Rc =56—60.
Хотя ролики разъемной конструкции значительно проще изготовлять, чем цельные, они деформируются в процессе эксплуатации, появляются зазоры между составными частями, нет достаточной жесткости; в результате образуются глубокие риски на изделиях, что недопустимо. Поэтому профилировочные ролики, как правило, изготовляются цельными. Однако в некоторых случаях, например при больших размерах, применяются ролики разъемной конструкции. Такие ролики, предназначенные для изготовления обода колеса легкового автомобиля, показаны на фиг. 134.
При изготовлении профилировочных роликов сначала производится токарная обработка поковки, причем оставляется припуск на шлифование отверстия, а профиль обтачивается по специальному шаблону, который учитывает припуск на шлифование после термообработки. Затем долбится паз под шпонку.
После термообработки отверстие ролика шлифуется на внутри- шлифовальном станке, а для шлифования профиля используются такие же станки, как и для фасонных круглых резцов (фиг. 132).
Профиль шлифуется за несколько переходов, при выборе которых учитывается конфигурация отдельных участков. Рассмотрим технологию шлифования профиля на ролике, показанном на фиг. 135.
После шлифования отверстия ролик напрессовывается на оправку, которая закрепляется в центрах шлифовального станка.
Для шлифования профиля применяются шлифовальные круги из электрокорунда белого, на керамической связке, твердостью СМ2, зернистостью 60—80.
Первый переход. Шлифование наружных цилиндрических поверхностей 1А, 1Б и прямого участка а~Ь оно производится на круглошлифовальном станке.
Фиг. 134. Профилировочные ролики для изготовления обода колеса легкового автомобиля. |
Второй переход. Шлифование участка Ь—с, состоящего из трех сопрягающих дуг. Дуга /? = 22,79 мм заправляется с помощью приспособления (фиг. 22), которое настраивается по микрометру на размер 75 + 22,79=97,79 мм.
Приспособление (фиг. 22) прикрепляется к столу шлифовального станка с помощью болтов, так как на таких станках магнитная плита не применяется. Перед заправкой дуги необходимо повернуть шпиндельную головку на угол соответст
вующий половине этой дуги (фиг. 135).
После заправки дуги R=22,79 мм заправляем на краях круга дуги /?=1,5 мм и Д = 2,5 мм; они заправляются от руки кар — ‘ борундом по радиусомеру, так как предназначены только для притупления острых уголков.
Фиг. 135. Шлифование профилировочного ролика: /—центр: Г—оправка: 3—профилнровочныЛ ролик; 4—хомутик: 5—гаПка, |
Третий переход. Не снимая со станка приспособления (фиг. 22), следует заправить второй шлифовальный круг. Для этого шпиндельную головку станка возвращаем в нулевое положение (шпиндель головки должен стать параллельно линии центров станка), а приспособление (фиг. 22) настраиваем на радиус R — 3,5 мм. Сначала шлифовальный круг заправляем на верность по периферии, а затем заправляется дуга R = 3,5 мм. После этого снимаем со стола стайка заправочное приспособление, устанавливаем между центрами оправку с роликом н приступаем к шлифованию его профиля.
После шлифования горизонтальных участков профиля целесообразно произвести шлифование прямой MN. наклонной под углом 45°; для этого шпиндельную головку станка поворачиваем на угол 45° и осуществляем шлифование периферией шлифовального круга.
После этого предварительно шлифуем участки второго и третьего переходов; в процессе шлифования необходимо по шаблону проверить равномерность зазора на всем профиле ролика (после снятия переходного закругления R — 1,1 мм, к форме которого не предъявляется высоких требований).
При окончательном шлифовании профиля очередность переходов может меняться в зависимости от того, где потребуется сошлифовывать, чтобы получить чистую поверхность с минимальным просветом по всему профилю ролика.
Рабочая поверхность ролика должна иметь высокую чистоту, чтобы при последующем полировании с наименьшей затратой времени получить зеркальную поверхность; это условие необходимо для профилирования декоративных деталей.
Особенно тщательную полировку требуется производить на
роликах, предназначенных для обкатки изделий сферической формы (фиг. 136). Такие ролики обрабатываются следующим образом: после термической обработки ролика за одну установку шлифуются отверстие и один горец (на внутришлифовальном станке), затем отверстие доводится и шлифуется второй торец ролика на плоскошлифовальном станке. При шлифовании профиля роликов обычным способом нельзя получить требуемую чистоту поверхности: как бы тщательно ни производилось шлифование и последующая полировка, остаются мелкие кольцевые штрихи, при наличии которых не удается достигнуть зеркальной поверхности сферы на изделиях.
Лекальщик автозавода А. Тюрин предложил оригинальный способ шлифования подобных роликов, который обеспечивает получение чистоты по 10 классу. Шлифовальная головка станка поворачивается на угол 90° так. чтобы шпиндель головки располагался перпендикулярно к оси центров. Шлифование таких роликов осуществляется кругами на вулканитовой связке, зернистостью 220.
Если ролик имеет односторонний профиль, то одновременно шлифуются два ролика, которые располагаются на оправке с та-
5
Фиг. 136. Шлифование роликов для обкатки сферической поверхности: /—ролики; 2—оправка; 3—гайка; 4—прокладка; 5—центр; 5—шлифовальный круг
ким расчетом, чтобы их профили образовывали два симметрично расположенных участка одной и той же дуги (фнг. 136).
Для этого между роликами 1 помещается мерное кольцо. Шлифовальный круг должен иметь диаметр D — 2R; в нашем случае Д=2 • 47,8 = 5,69 мм. Диаметр круга измеряется микрометром; между кругом и ножками микрометра вкладывают бумажки, толщина которых должна учитываться.
Оправка с роликами устанавливается между центрами станка и производится шлифование. После достижения чистой поверхности на шлифовальный круг наносится тонкий слой пасты для полирования.
Полирование производится таким же способом, как и шлифование. При этом достигается чистота по 10 классу, что обеспечивает зеркальную поверхность изделия.