Скоростным шлифованием условно принято называть обработку деталей со скоростью шлифовального круга 45—50 м/сек и выше. Обработка с такой скоростью стала возможна после того, когда были найдены способы значительного повышения прочности шлифовальных кругов, что необходимо для безопасной работы.
Прочность шлифовальных кругов возрастает с увеличением степени твердости и уменьшением размеров зерен; она также зависит от вида связки; прочность бакелитовых кругов превышает прочность керамических. Для использования этих свойств кругов первыми были созданы станки для скоростной отрезки металлов бакелитовыми кругами. Затем появились станки для скоростного обдирочного шлифования стальных и чугунных отливок, зачистки поковок и разных деталей, станки для скоростного шлифования резьбы, что позволило улучшить стойкость режущей кромки кругов и позволило нарезать и шлифовать резьбу малых шагов. На станках для шлифования резьбы можно работать со скоростью до 65 м/сек, а на отрезных станках — со скоростью до 80—100 м/сек.
После решения задачи повышения прочности кругов ряда типоразмеров и характеристик скоростное шлифование стали применять на круглошлифовальных, внутришлифовальных, бесцентровошлифовальных, плоскошлифовальных, шлицешлифовальных и других станках, работающих периферией круга.
Проведенные экспериментально-исследовательские работы показали, что при повышении скорости круга с 33 до 43 м/сек, скорости детали с 75 до 130 м/мин и подачи на врезание с 1,25 до
1,5 мм/мин производительность увеличивается на 25% и стойкость повышается в 3 раза, а скоростное шлифование при vK — = 45-и 50 м/сек позволяет повысить производительность в 1,2— 2 раза и больше, уменьшить шероховтость поверхности, увеличить стойкость круга между правками в 1,5—3 раза, снизить его расход в 2 раза. Для достижения таких показателей обычно необходимо произвести модернизацию станка, правильно выбрать требующуюся характеристику круга, установить оптимальный режим шлифования и принять необходимые меры для обеспечения безопасности работы.
При увеличении скорости круга увеличивается возможность снятия стружки и повышается трение круга о деталь, вследствие чего возникает большее количество тепла. Однако на каждую стружку приходится меньшее количество тепла, в результате чего деформации стружки уменьшаются и процесс шлифования протекает успешнее. В результате повышения скорости динамическая твердость круга как бы возрастает, уменьшая его износ и сокращая время контакта, что позволяет меньше опасаться возникновения прижогов и изменения поверхностного слоя шлифуемой детали.
Скоростное шлифование целесообразно внедрять при обработке деталей из любых материалов и особенно из углеродистых и низколегированных сталей.