Методом продольной подачи шлифуют обычно в два приема, причем предварительное шлифование выполняют с продольной подачей, равной 0,5—0,8 ширины круга на оборот детали, а чистовое шлифование ведут с подачей 0,2—0,5 ширины круга на оборот детали. Чем чище и точнее должно быть выполнено шлифование, тем меньше должна быть величина продольной подачи при чистовой операции, т. е. тем большая часть круга должна работать как зачищающая.
Скорость vg при шлифовании деталей из незакаленных сталей обычно берут равной около 1/6л скорости vK — 25н-50 м/мин. При шлифовании деталей из закаленных и легированных сталей скорость детали принимают несколько выше. Также с более высокой скоростью шлифуют полые и тонкие детали. Величина поперечной подачи, учитывая отжатие, берется обычно 0,005—0,03 мм на проход. При шлифовании мелкозернистыми кругами величина поперечной подачи берется при первых проходах 0,01 мм и при последующих проходах 0,005—0,0025 мм. Скорость круга, как правило, нужно выбирать максимально допустимую возможностями станка.
С увеличением скорости круга коэффициент трения (который
можно принять равным отношению ~ = р ) и износ зерен круга
уменьшаются, в результате чего расход круга снижается, а его стойкость возрастает.
С увеличением vK и уменьшением vd опасность прижогов и их размеров возрастает вследствие более интенсивного нагрева поверхности, сопровождаемого измельчением стружки, так как толщина стружки, снимаемая одним зерном, уменьшается. Поэтому при увеличении vK надо повышать vd. Чрезмерное увеличение продольной подачи также вызывает опасность появления прижогов по винтовой линии подачи; такая же опасность возникает и при чрезмерном увеличении попепечной подачи.
Во время чернового шлифования устанавливают повышенные, по сравнению с чистовым, подачи и пониженную скорость vg, а при чистовом шлифовании, наоборот, повышают скорость vg и снижают величины подач. При черновом шлифовании деталей из стали продольная подача обычно равна 0,5—0,75 ширины круга при чистовом 0,2—0,5 ширины круга, а при высоких требованиях к чистоте 0,1—0,3 ширины круга; при черновом шлифовании деталей из чугуна берут продольную подачу, равную 0,8—0,9 ширины круга, и при чистовом шлифовании 0,5—0,7 ширины круга. Если снижают продольную подачу, то обычно повышают подачу на глубину резания, причем при шлифовании с охлаждением ее берут больше, чем при сухом шлифовании. Скорость детали при черновом шлифовании от 10 до 35 м/мин, в зависимости от диа — 190
метра детали. Чем больше диаметр детали, тем больше vd при этом ‘поперечная подача берется от 0,005 мм! ход для малых диаметров и больших скоростей и до 0,05 мміход для больших диаметров деталей и малых ее скоростей. Таким образом, при увеличении поперечной подачи скорость детали уменьшается.
При шлифовании деталей из относительно мягких металлов скорость vd повышают до 60 м/мин против обычно применяемых 15—30 м/мин; при чистовом шлифовании vd = 20-ї — 100 и! мин, причем для деталей из незакаленных сталей и чугуна на 15—20% меньше, чем для деталей из закаленных сталей; поперечная подача берется 0,005—0,05 мм/ход, причем тем меньше, чем больше vd.
Детали из вольфрамо-молибденовых:сталей рекомендуется шлифовать ^мягкими кругами при vK = 15ч-20 місек; vd = 12-ь — і-15 м/мин, а детали из сплавов молибдена, ниобия и хрома — кругами из зеленого карбида кремния твердостью МЗ-СМ1 на керамической связке при vK — 18 — е20 м/сек и і — 0,01 — еО,02 мм; детали
из меди, латуни и бронзы шлифуют при — = 80, детали из чугуна при = 100, а детали из легких металлов при = 50, причем
при чистовом шлифовании это отношение повышается.
При врезном шлифовании производительность выше, чем при шлифовании с продольной подачей, на 20 -40%, за счет большей рабочей высоты круга, отсутствия потерь машинного времени на перемену хода, а также вследствие того, что при врезном шлифовании зерна нагружены более равномерно, чем при шлифовании с продольной подачей.
Удельный съем металла при врезном шлифований при соотно — 60 vK vKsl 000 т-
шении q = — равен г = —-— . 1 аким образом, при постоянных q и s удельный съем пропорционален, а удельный износ круга снижается. С увеличением s и о/удельный съем повышается, а чистота поверхности ухудшается. При уменьшении диаметра круга и его скорости следует соответственно уменьшать скорость детали.
Круглое наружное шлифование тем производительнее, чем больше диаметр и высота круга, а также его скорость и величина подач.
Для увеличения производительности процессов круглого шлифования и уменьшения расхода кругов в каждом цехе для каждого станка следует устанавливать очередность и порядок шлифования и при этом так подбирать детали, подлежащие шлифованию на данном станке (по их размерам и конфигурации), чтобы обеспечить наименьшие затраты времени на настройку станков, в частности на передвижение задней бабки, установку люнетов, выбор и установку скоростей круга, детали и подач, выбор и установку контрольно-измерительного инструмента и приборов. Поэтому в каждом цехе рекомендуется классифицировать детали, подлежащие шлифованию, с разбивкой на ряд групп по профилю и размерам.
При классификации следует учитывать, каким методом выгоднее производить шлифование: с продольной подачей, врезанием или глубинным, устанавливая при этом очередность шлифования деталей, входящих в одну и ту же или в разные группы. В процессе шлифования с небольшой продольной подачей и глубиной резания круг особенно сильно изнашивается со стороны его подачи, что вынуждает при правке для его выравнивания срезать с круга слой большой толщины. Поэтому при определении очередности проведения операций шлифования следует учесть возможности такого использования круга, которое бы создавало более равномерный его износ с обеих сторон. Классификация позволит повысить коэффициент машинного времени использования станка, особенно при единичном и мелкосерийном характере производства. Шлифование ступенчатых деталей выгоднее начинать со ступеней большого диаметра, причем если длина ступеней различная, то высоту круга следует выбирать равной наименьшей ступени и производить шлифование уступами.