ФОРМА И РАЗМЕРЫ ДЕТАЛИ И КРУГА

Для шлифования деталей, изготовленных из одного и того же материала, но значительно отличающихся диаметром, необходимо применять круги разной твердости.

Влияние диаметра детали на толщину стружки выражается гиперболической кривой (рис. 42). При шлифовании деталей больших, диаметров толщина стружки увеличивается незаметно,

Подпись:а при шлифовании деталей малых диа­метров любые колебания диаметров сильно влияют на изменение толщины стружки, а следовательно, на износ круга и режим обработки. Поэтому для обработки деталей малых диаметров бе­рут обычно круги значительно большей твердости, чем для деталей больших диаметров, и производят шлифование с значительно меньшими подачами и скоростями детали. При шлифовании отверстий малых диаметров, а также отверстий с шпоночными пазами или шлицами берут более твердые круги. В этом случае выбор более твердого круга обусловливается еще и тем, что приходится применять небольшую скорость круга (до 10—15 місек), так как кругами малого диаметра трудно обеспе­чить нормальную окружную скорость (нужно давать очень высо­кое число оборотов). Для шлифования деталей малых диаметров и большой длины необходимо применять люнеты во избежание брака из-за неточности формы.

Полые детали, особенно тонкостенные, необходимо шлифовать во избежание прижогов мягкими кругами, так как условия для отвода тепла при шлифовании ухудшаются.

Для шлифования прерывистых поверхностей необходимо при­менять более твердые круги, так как кромки обрабатываемых деталей действуют как правящие инструменты и мягкие круги будут быстро изнашиваться. Кроме того, опасность возникнове­ния прижогов в этом случае меньше и при применении несколько более твердых кругов.

При обработке фасонных профилей разные места круга рабо­тают с несколько отличными скоростями, вследствие чего круг изнашивается неравномерно. В этом случае рекомендуется при­менять более твердые круги, чем при шлифовании цилиндриче­ских деталей.

Подпись: Рис. 43. Влияние диаметра круга и его скорости на тол-щину стружки Когда круг работает одновременно двумя торцовыми поверх­ностями, например при шлифовании зубьев колес, условия охла­ждения детали и круга обычно затруднены, особенно когда круг одновременно шлифует переднюю поверхность одного и заднюю поверхность другого зуба и возникает опасность прижога зубьев. В таких случаях следует применять двухслойные круги, т. е. круги, у которых одна половина по тол­щине делается более мягкой, чем дру­гая, или другого номера зернистости.

При этом круг устанавливают так, чтобы более мягкая или крупнозернистая его часть соприкасалась стой стороной шли­фуемой детали, которая плохо охлаж­дается.

При шлифовании тонких деталей, например стальных листов, следует при­менять мягкие круги с открытой струк­турой, так как даже круги средней твердости могут вызвать прижог. Такие фасонные поверхности, как резьбы, следует шлифовать тем более мелкозернистыми и более твердыми кругами, чем меньше шаг резьбы.

В процессе шлифования вследствие износа и главным образом в результате правки диаметр круга систематически уменьшается, что влечет за собой уменьшение его скорости. Уменьшение ско­рости круга вызывает увеличение толщины стружки, но одно­временно с уменьшением диаметра круга, при сохранении числа его оборотов, толщина стружки уменьшается. С увеличением тол­щины стружки нагрузка на каждое зерно возрастает и износ круга увеличивается. Таким образом, уменьшение диаметра круга и связанное с этим уменьшение его окружной скорости при п = = const действуют во взаимнопротивоположных направлениях и результат зависит от преобладания того или другого условия. Произведенный расчет показывает, что при увеличении диаметра круга толщина стружки постепенно уменьшается (рис. 43). Поэ­тому выгодно работать по возможности кругами большого диа­метра. Чем шире круг, тем выше его производительность. Бесцен­тровое шлифование кругами шириной 150, 200 и 800 мм пока­зало, что производительность растет почти прямо пропорцио­нально росту ширины кругов.

Так как шлифовальные круги крепятся фланцами диаметром не менее Ча диаметра круга, а также в связи с тем, что еще на

многих станках не предусмотрено бесступенчатого увеличения числа оборотов шпинделя круга для сохранения его скорости, коэффициент полезного использования (к. и. и.) объема круга равен 65—90% (табл. 21). Особенно низкий к. п. и. у кругов диа­метром 300 мм и 500 мм.

Таблица 21

Коэффициент полезного использования кругов

Размеры кругов в мм

Диаметр фланцев в мм

Мини­мальный диаметр неисполь­зуемой части круга в мм

Обьем исполь­зуемой рабочей части круга в тыс — мм*

Стои­мость круга в руб.

Стоимость единицы объема рабочей части круга в коп.

К. п. и. в %

100Х 10X20

40

44

63,3

0,17

0,25

84

100 X 50 X 20

40

44

316,5

0,41

0,13

80

100Х 100X20

50

54

556,0

0,73

0,13

74

200X20X32

100

105

469,0

0,80

0,17

80

200 X 20 X 75

125

130

485,0

0,72

0,15

73

300 X 40 X 75

125

131

1 143,0

2,88

0,25

81

300Х40Х 127

200

206

1 494

2,58

0,17

64

300 X 20 X 127

200

206

747

1,47

0,2

64

300X100X127

200

206

3 736

6,18

0,17

64

400X20X203

250

256

1 761

3,54

0,2

80

400X100X225

250

256

7 347

9,67

0,13

84

500X40X203

315

321

4 615

7,52

0,16

80

500X100X203

315

321

11 539

13,52

0,12

80

500X100X 305

360

366

8 760

13,96

0,16

72

500X40X305

360

366

3 504

5,88

0,17

72

600 X 40 X 305

360

366

7 096

10,22

0,15

84

600 X 100X305

360

366

17 741

23,33

0,13

84

600X200X305

360

366

35 482

46,33

0,13

84

750X40X305

360

368

13 439

19,52

0,15

90

750X100X305

360

368

33 598

41,42

0,12

90

900 X 40 X 305

500

510

16 270

30,69

0,19

72

900X100X 305

500

510

43 175

67,00

0,16

77

1100X40X305

500

510

29 830

49,44

0,17

85

Updated: 28.03.2016 — 16:35