На рис. 193 штриховыми линиями показаны последовательность и направление обработки заглавной буквы А. Перед гравированием слова или фразы на изделии его поверхность сначала смазывают белилами, растирают их пальцем и размечают карандашом рисунок орнамента. Затем берут штихель и ставят его по отношению к гравируемой поверхности наклонно под определенным уг-
Рис. 193. Схема гравирования кон-
лом, в зависимости от угла заточки режущей кромки штихеля. Скос в утолщенном основании букв или цифр нужно делать в одну сторону, только тогда надпись будет красивой.
Контурные линии рисунков или орнаментов на тонких пластинках (рис. 194) наносят карандашом в такой последовательности: сначала берут левой рукой пластинку 1 так, чтобы пальцы захватывали ее снизу, а тремя пальцами правой руки берут карандаш 2 и его острием чертят контур серпа и молота. После этого пластинку кладут на подушку и с помощью линейки и чертилки наносят прямые линии по краям пластинки.
На рис. 195 показан орнамент, гравированный по меди и латуни. Перед гравированием нужно тщательно отрихтовать нерабочую поверхность пластины так, чтобы ее рабочая поверхность имела овальную форму, зачистить поверхность шкуркой и отполировать, промыть водой и протереть ватой. Отполированную пластину приклеивают к деревянной подкладке сургучом и наносят пальцем на ее поверхность тонкий слой белил. Затем этим же пальцем растирают белила до тех пор, пока они не высохнут и не получится матовая ровная поверхность на металле. Такой. способ нанесения грунта (краски) на металл применяется для того, чтобы получить более четкий рисунок при разметке. Далее на поверхно
сти пластинки размечают контуры эмблемы, рисуют карандашом орнамент, начиная с контурных линий на щите, ленте, пятиконечной звезде и надписи. После этого рисуют колосья и дубовые листья. Затем карандашом наносят контур и полную надпись «66 лет Советской власти». Закончив разметку на пластинке, ее кладут на подушку и приступают к гравированию. Сначала гра-
Рис. 195. Сложный орнамент, выгравированный по меди и латуни |
вируют слово «власти», чтобы не стереть пальцами карандашную разметку, затем «Советской» и т. д. После этого проверяют оттиском мастики гравируемый контур на пластинке.
После освоения практических приемов гравирования линейных и пересекающихся штриховых линий переходят к более сложному гравированию криволинейных и спиралеобразных линий, оформляющих профиль или контур рисунка. Для этого проверяют на пластинке размеченный рисунок и прикрепляют его сургучом или шурупами (см. рис. 189) к деревянной подкладке. Затем подкладку с пластинкой кладут на подушку (см. рис. 190, а), берут в правую руку штихель так, чтобы указательный палец лежал на ребре кромки, а большой и средний пальцы захватывали штихель с двух сторон, и устанавливают его режущую кромку на размеченной волнообразной линии (рис. 196, а). В это время левой рукой захватывают подкладку с пластинкой и поворачивают ее с подушкой, а пальцами правой руки направляют режущую кромку штихеля и прорезают волнообразную линию на детали. После этого острие штихеля устанавливают во вторую размеченную линию, поднимая и опуская его режущую грань, прорезают лунки и гравируют штриховые волнообразные линии (рис. 196, б, в); при этом режущую кромку штихеля слегка покачивают. При прорезании спиральных линий (рис. 196, г, <3) нужно штихель периодически наклонять вправо и влево так, чтобы его режущая кромка была направлена по касательной к линии спирали.
Для удобства работы и качественного выполнения сложных орнаментов в процессе гравирования деталей применяют специальные клейма (рис. 197, а). Две заготовки клейм 4 и 5 вставляют в оправку 1 с пустотелой квадратной головкой (рис. 197, б) так, чтобы их торцы упирались в торец 2 оправки, и жестко закрепляют болтами 3 и 6. Затем штихелем выравнивают у них профиль орнамента, опиливают скосы по наружному контуру и ставят цифру или засечку, чтобы после закалки не спутать рисунок орнамента.
Рис. 196. Волнисто-спиральные линии, прорезаемые штихелем: а — волнистая разметочная, б — волнистая штриховая, в — вогнуто-выпуклые штриховые сопряженные, г — спиральная разметочная, д — спирально-красонные |
Рис. 197. Специальные клейма для высадки отдельных частей орнамента: а — одинарное клеймо, б — державка с набором клейм |
Рис. 198. Сложные орнаменты: -а — штриховые линии, б — листья дуба и каштана, в — сложный орнамент для украшений |
После этого заготовки термически обрабатывают до твердости HRC 58—60, зачищают и собирают в обойму. Клейма, показанные на рис. 197, отличаются от обычных клейм тем, что рабочая часть как внутреннего профиля орнамента, так и наружного контура обработана под углом 35° (а не 60°). Подготовив пластинку, чертилкой намечают на ней линии, по которым будет нанесен рисунок орнамента. Клеймо с выбранным элементом орнамента приставляют к линии и легким ударом молотка по клейму переносят орнамент на гравируемую пластинку. Затем клейма переставляют в другую часть рисунка и снова ударом по нему производят высадку отдельной части орнамента. И так до тех пор, пока не будет выполнен общий профиль орнамента.
Прежде чем произвести высадку клеймами сложных частей орнамента, например листьев дуба или украшений на изделиях (рис. 198), надо нанести карандашом тонкие штриховые сопряженные линии по всему контуру рисунка. После этого осторожно, чтобы не испортить рисунок, ставят клеймо под углом 90° и легким ударом молотка по клейму оставляют четкий рисунок орнамента на пластинке. Выполнив одну часть рисунка, вынимают эти клейма из державки и устанавливают набор клейм с другими рисунками. Такие же приемы используют и при получении кривых линий, сопряженных со спиральными линиями.
Во время прорезания линий сопряжения режущая кромка штихеля должна быть направлена по касательной спирали.
При обработке штихелем сложных рисунков орнамента, изображающих сопряжения кривых и спиралеобразных линий или колосьев и веток деревьев, гравирование начинают мелкими и тонкими штрихами с краев рисунка орнамента, предварительно выдавленного клеймами. Для этого режущую кромку штихеля устанавливают в начальную точку линии рисунка и малыми проталкиваниями его режущей кромки прорезают часть рисунка. При этом все время поворачивают пластинку на подушке левой рукой (см. рис. 190, а, б), а указательным и большим пальцами правой руки периодически поднимают и опускают режущую кромку штихеля, снимая стружку легким нажимом на кромку. Врезаясь и углубляясь в линию рисунка, осторожно расширяют и сужают лунки линий, изображающих листья или ветки, и получают теневую гамму рисунка орнамента. Обработав контур рисунка, острием штихеля прорезают тонкие и толстые жилки.
На рис. 199 показано рельефное изображение на сферических поверхностях мастер-пуансона, предназначенного для выдавливания полостей в матрице 2 пресс-формы, имеющей сложный рисунок на сферической поверхности. Такие изображения рекомендуется получать способом выдавливания с помощью мастер-пуансона 1 с зеркальным изображением профиля 3.
Первый этап обработки мастер-пуансона включает следующие операции: получение заготовки нужной формы и размеров; токарную обработку по наружным диаметрам и сфере с учетом припуска на шлифование; разметку и фрезерование по наружному кон
туру, фрезерование скосов под углом 30° на высоту 5 мм; предварительное шлифование по наружной поверхности; шлифование торца заготовки.
Второй этап обработки состоит из предварительного и окончательного гравирования. Сначала на покрытую тонким слоем белил сферическую поверхность заготовки наносят карандашом контрольные риски и размечают рисунок. Затем штихелем по разметке гравируют легкие штрихи. Убедившись в правильности рисунка, приступают к окончательному гравированию. При этом нужно проверить оттисками на мастике изображение фигур и букв.
Чтобы мастика не прилипала к гравируемой поверхности, последнюю протирают сырой тряпкой.
При изготовлении мастер-пуансонов с глубоким или высоким шрифтом, а также сложными рельефами рекомендуется применять чеканы и сечки, что намного упрощает работу и ускоряет изготовление гравируемых деталей или оформляющих частей в матрицах и пуансонах штампов, пресс — формах и специальных матрицах типа клише.