Гравирование сложного орнамента по латуни и бронзе

Гравирование сложного орнамента по латуни и бронзе

На рис. 193 штриховыми линиями показаны последовательность и направление обработки заглавной буквы А. Перед гравировани­ем слова или фразы на изделии его поверхность сначала смазыва­ют белилами, растирают их пальцем и размечают карандашом рисунок орнамента. Затем берут штихель и ставят его по отноше­нию к гравируемой поверхности наклонно под определенным уг-

Рис. 193. Схема гравирования кон-

лом, в зависимости от угла заточки режущей кромки штихеля. Скос в утолщенном основании букв или цифр нужно делать в од­ну сторону, только тогда надпись будет красивой.

Контурные линии рисунков или орнаментов на тонких пластин­ках (рис. 194) наносят карандашом в такой последовательности: сначала берут левой рукой пластинку 1 так, чтобы пальцы захва­тывали ее снизу, а тремя пальцами правой руки берут карандаш 2 и его острием чертят контур серпа и молота. После этого плас­тинку кладут на подушку и с помощью линейки и чертилки нано­сят прямые линии по краям пластинки.

На рис. 195 показан орнамент, гравированный по меди и лату­ни. Перед гравированием нужно тщательно отрихтовать нерабочую поверхность пластины так, чтобы ее рабочая поверхность имела овальную форму, зачистить поверхность шкуркой и отполировать, промыть водой и протереть ватой. Отполированную пластину приклеивают к деревянной подкладке сургучом и наносят паль­цем на ее поверхность тонкий слой белил. Затем этим же пальцем растирают белила до тех пор, пока они не высохнут и не полу­чится матовая ровная поверхность на металле. Такой. способ нане­сения грунта (краски) на металл применяется для того, чтобы получить более четкий рисунок при разметке. Далее на поверхно­
сти пластинки размечают контуры эмблемы, рисуют карандашом орнамент, начиная с контурных линий на щите, ленте, пятиконеч­ной звезде и надписи. После этого рисуют колосья и дубовые листья. Затем карандашом наносят контур и полную надпись «66 лет Советской власти». Закончив разметку на пластинке, ее кладут на подушку и приступают к гравированию. Сначала гра-

Гравирование сложного орнамента по латуни и бронзе

Рис. 195. Сложный орнамент, выгравированный по меди и латуни

вируют слово «власти», чтобы не стереть пальцами карандашную разметку, затем «Советской» и т. д. После этого проверяют оттис­ком мастики гравируемый контур на пластинке.

После освоения практических приемов гравирования линейных и пересекающихся штриховых линий переходят к более сложному гравированию криволинейных и спиралеобразных линий, оформ­ляющих профиль или контур рисунка. Для этого проверяют на пластинке размеченный рисунок и прикрепляют его сургучом или шурупами (см. рис. 189) к деревянной подкладке. Затем подклад­ку с пластинкой кладут на подушку (см. рис. 190, а), берут в пра­вую руку штихель так, чтобы указательный палец лежал на ребре кромки, а большой и средний пальцы захватывали штихель с двух сторон, и устанавливают его режущую кромку на размечен­ной волнообразной линии (рис. 196, а). В это время левой рукой захватывают подкладку с пластинкой и поворачивают ее с по­душкой, а пальцами правой руки направляют режущую кромку штихеля и прорезают волнообразную линию на детали. После это­го острие штихеля устанавливают во вторую размеченную линию, поднимая и опуская его режущую грань, прорезают лунки и гра­вируют штриховые волнообразные линии (рис. 196, б, в); при этом режущую кромку штихеля слегка покачивают. При прорезании спиральных линий (рис. 196, г, <3) нужно штихель периодически наклонять вправо и влево так, чтобы его режущая кромка была направлена по касательной к линии спирали.

Для удобства работы и качественного выполнения сложных орнаментов в процессе гравирования деталей применяют специаль­ные клейма (рис. 197, а). Две заготовки клейм 4 и 5 вставляют в оправку 1 с пустотелой квадратной головкой (рис. 197, б) так, чтобы их торцы упирались в торец 2 оправки, и жестко закрепляют болтами 3 и 6. Затем штихелем выравнивают у них профиль ор­намента, опиливают скосы по наружному контуру и ставят цифру или засечку, чтобы после закалки не спутать рисунок орнамента.

Гравирование сложного орнамента по латуни и бронзе

Рис. 196. Волнисто-спиральные линии, прорезаемые штихелем: а — волнистая разметочная, б — волнистая штриховая, в — вогнуто-выпуклые штриховые сопряженные, г — спиральная разметочная, д — спирально-красонные

Гравирование сложного орнамента по латуни и бронзе

Рис. 197. Специальные клейма для высадки отдельных частей орнамента: а — одинарное клеймо, б — державка с набором клейм

Гравирование сложного орнамента по латуни и бронзе

Рис. 198. Сложные орнаменты:

-а — штриховые линии, б — листья дуба и каштана, в — сложный орнамент для украшений

После этого заготовки термически обрабатывают до твердости HRC 58—60, зачищают и собирают в обойму. Клейма, показанные на рис. 197, отличаются от обычных клейм тем, что рабочая часть как внутреннего профиля орнамента, так и наружного контура об­работана под углом 35° (а не 60°). Подготовив пластинку, чер­тилкой намечают на ней линии, по которым будет нанесен рисунок орнамента. Клеймо с выбранным элементом орнамента приставля­ют к линии и легким ударом молотка по клейму переносят орна­мент на гравируемую пластинку. Затем клейма переставляют в другую часть рисунка и снова ударом по нему производят высад­ку отдельной части орнамента. И так до тех пор, пока не будет выполнен общий профиль орнамента.

Прежде чем произвести высадку клеймами сложных частей орнамента, например листьев дуба или украшений на изделиях (рис. 198), надо нанести карандашом тонкие штриховые сопря­женные линии по всему контуру рисунка. После этого осторожно, чтобы не испортить рисунок, ставят клеймо под углом 90° и лег­ким ударом молотка по клейму оставляют четкий рисунок орна­мента на пластинке. Выполнив одну часть рисунка, вынимают эти клейма из державки и устанавливают набор клейм с другими ри­сунками. Такие же приемы используют и при получении кривых линий, сопряженных со спиральными линиями.

Во время прорезания линий сопряжения режущая кромка шти­хеля должна быть направлена по касательной спирали.

При обработке штихелем сложных рисунков орнамента, изо­бражающих сопряжения кривых и спиралеобразных линий или колосьев и веток деревьев, гравирование начинают мелкими и тон­кими штрихами с краев рисунка орнамента, предварительно вы­давленного клеймами. Для этого режущую кромку штихеля уста­навливают в начальную точку линии рисунка и малыми протал­киваниями его режущей кромки прорезают часть рисунка. При этом все время поворачивают пластинку на подушке левой рукой (см. рис. 190, а, б), а указательным и большим пальцами правой руки периодически поднимают и опускают режущую кромку шти­хеля, снимая стружку легким нажимом на кромку. Врезаясь и углубляясь в линию рисунка, осторожно расширяют и сужают лунки линий, изображающих листья или ветки, и получают тене­вую гамму рисунка орнамента. Обработав контур рисунка, остри­ем штихеля прорезают тонкие и толстые жилки.

На рис. 199 показано рельефное изображение на сферических поверхностях мастер-пуансона, предназначенного для выдавлива­ния полостей в матрице 2 пресс-формы, имеющей сложный рису­нок на сферической поверхности. Такие изображения рекоменду­ется получать способом выдавливания с помощью мастер-пуансо­на 1 с зеркальным изображением профиля 3.

Первый этап обработки мастер-пуансона включает следующие операции: получение заготовки нужной формы и размеров; токар­ную обработку по наружным диаметрам и сфере с учетом припус­ка на шлифование; разметку и фрезерование по наружному кон­
туру, фрезерование скосов под углом 30° на высоту 5 мм; предва­рительное шлифование по наружной поверхности; шлифование торца заготовки.

Подпись: Рис. 199. Сложный орнамент на оформляющей поверхности мастер-пуансона Второй этап обработки состоит из предварительного и окон­чательного гравирования. Сначала на покрытую тонким слоем бе­лил сферическую поверхность заготовки наносят карандашом кон­трольные риски и размечают рису­нок. Затем штихелем по разметке гра­вируют легкие штрихи. Убедившись в правильности рисунка, приступают к окончательному гравированию. При этом нужно проверить оттисками на мастике изображение фигур и букв.

Чтобы мастика не прилипала к гра­вируемой поверхности, последнюю протирают сырой тряпкой.

При изготовлении мастер-пуансо­нов с глубоким или высоким шрифтом, а также сложными рельефами реко­мендуется применять чеканы и сечки, что намного упрощает работу и уско­ряет изготовление гравируемых дета­лей или оформляющих частей в мат­рицах и пуансонах штампов, пресс — формах и специальных матрицах типа клише.

Updated: 28.03.2016 — 18:46