Ювелирно-граверные работы ПРОФИЛЬНО­ШЛИФОВАЛЬНЫЕ И ЛЕНАЛЬНО-ГРАВЕРНЫЕ РАБОТЫ

Перед тем как приступить к выполнению сложных ювелирно­граверных работ, гравер или слесарь-лекальщик должен заточить (довести) режущие кромки штихелей и подготовить вспомогатель­ные установочно-крепежные приспособления, затем вырезать за­готовку (пластинку) из латуни или бронзы толщиной 4—6 мм и опилить ее по наружному контуру в размер 100X60 мм. После этого заготовку укладывают на каленую плиту или*наковальню и с помощью гравировального молотка легкими ударами по вы-

 

 

пуклым местам (с обратной стороны заготовки) выправляют ли­цевую (оформляющую) поверхность пластинки, делая ее немного овальной по всей поверхности для удобства припиливания и поли­ровки. Затем заготовку пластинки закрепляют в тисках или на деревянной подставке и припиливают личным напильником ее по­верхность, следя за тем, чтобы между зубьями напильника не ос­талась стружка, которая может сделать на обрабатываемой по­верхности глубокие, трудно выводимые риски. После припиловки поверхность пластинки тщательно зачищают наждачной шкуркой с мелом и полируют войлочными кружками, смазанными пастой ГОИ. Убедившись в должном качестве полировки пластинки, ее, не снимая с деревянной подкладки, кладут на гравировальную

Ювелирно-граверные работы

Ювелирно-граверные работы

Рис. 190. Положение
штихеля и пальцев рук
гравера:

а — при захвате ручки и ре­жущей кромки штихеля, б — при захвате штихеля и подушки с деталью в про­цессе гравирования, в — при прореза иии наклонных и поперечных линий на дета­ли, уложенной на подушке

подушку. Затем поверхность пластинки промывают водой и про­тирают сухой ватой, наносят на нее пальцами тонкий слой белил и растирают их до тех пор, пока они не высохнут и не получится матовая ровная поверхность на металле. Это делается для того, чтобы получить более четкий рисунок при разметке карандашом.

На рис. 189 показан прием нанесения карандашом 3 надписей на пластинке 2, закрепленной шурупами 4 на деревянной подклад­ке 1. На пластинке острием карадаша сначала наносят тонкие
квадратные клетки, равные размерам пятиконечной звезды, циф­рам и буквам, затем карандашом создают контур и полную над­пись («66-я годовщина Советской власти»). Закончив разметку, подкладку 1 с пластинкой 2 кладут на подушку и приступают к гравированию. Сначала гравируют на пластинке слово «власти», чтобы не стереть пальцами рук разметку карандаша, затем «Со­ветской» и т. д.

На рис. 190, а показано, как держать штихель при гравирова­нии параллельных линий. Пальцами правой руки берут режущую кромку штихеля 1, а левой рукой удерживают пластинку 4 и по­душку 3, установленные на столе 2 верстака. На рис. 190, б пока­зан другой прием работы, когда тремя пальцами правой руки за­хватывают режущую кромку штихеля 1 (шпитштихеля), а осталь­ными пальцами, упираясь в пластинку 4, устанавливают острие режущей кромки штихеля в разметочную вогнутую линию. При этом большим пальцем поддерживают сбоку пластинку, а осталь­ными пальцами прижимают пластинку 4 к подушке так, чтобы между указательным и средним пальцами могло проходить острие режущей кромки штихеля. Это делается для того, чтобы при гра­вировании вогнутой линии избежать травмирования пальцев ле­вой руки в случае соскальзывания штихеля.

Прорезание продольных линий начинают с боковых сторон пластинки 4, положенной на подушку 3. Положение рук при гра­вировании штриховых поперечных линий такое же, как и при ука­занных выше способах обработки.

Прорезание горизонтально-наклонных линий надо начинать от вершины угла (рис. 190, в). Сначала прорезают линии, которые размечены по краям пластинки 4, положенной на подушку 3 и стол верстака. Нажимая пальцами на режущую кромку штихеля 1, его слегка поднимают и опускают, углубляя в металл и созда­вая небольшую лунку (до 0,5 мм). Затем периодически переме­щают штихель назад и вперед с небольшими интервалами, чтобы не снимать много стружки. Это облегчает прорезание линий и соз­дает удобство при гравировании.

Горизонтальные и наклонно-штриховые линии гравируют в та­кой последовательности: берут в правую руку шпитштихель так, чтобы большой и указательный пальцы захватывали клинок шти­хеля, а остальные пальцы, опираясь на гравируемую поверхность пластинки, направляли по разметочной линии режущую кромку и, слегка поднимая и опуская ручку 2 штихеля 1 (рис. 191), удержи­вали его под определенным углом а при прорезании линии. Паль­цами левой руки, придерживая пластинку на подушке, создают ей требуемое направление, с тем чтобы точно, без зигзагов, про­резать ровную широкую линию (рис. 192, а). Закончив прорезание первой линии на пластинке, режущую кромку штихеля вновь ус­танавливают во вторую размеченную линию, и, слегка нажимая на клинок штихеля, прорезают ее, следя за тем, чтобы при выхо­де из лунки режущая кромка штихеля не сорвалась и *не испорти­ла гравируемую линию на пластинке.

При гравировании штриховых линий или точек (рис. 192, б) режущую кромку штихеля при врезании периодически поднимают и опускают, вырезая небольшие лунки или точки на гравируемой детали. На рис. 192, в показаны пересекающиеся ломаные линии, выполненные теми же методами, что и штриховые линии. Отличие состоит лишь в том, что нужно чаще переустанавливать режущую кромку штихеля и поворачивать левой рукой пластинку с подуш­кой.

На рис. 192, г изображена разметка контурных линий пятико-

а)

Подпись: Рис. 191. Схема движения шти-хеля в процессе гравированияЮвелирно-граверные работыб)

в)

Ювелирно-граверные работыРис. 192. Линии, прорезаемые
штихелем:

а — прямые, б — штриховые, в — перекрестные, г — контурные раз­меточные (пятиконечной звезды)

нечной звезды (пятиугольника). Перед тем как построить пяти­угольник на пластинке, описывают штангенциркулем окружность и делят ее на пять равных частей. Точки, условно обозначенные буквами, для того чтобы легче запомнить их в процессе гравиро­вания сопряженных линий, определяют контур звезды. С помощью масштабной линейки и чертилки тонкими линиями соединяют го­ризонтальные линии в точках АВ и наклонные линии, исходящие из точки О до точек D и С. Затем пластинку поворачивают вместе с подушкой и соединяют линии в точках AD и СВ. После этого режущую кромку штихеля ставят в разметочную линию, исходя­щую из точки О, и, слегка нажимая на штихель, предварительно прорезают тонкие штриховые линии по всему контуру звезды ОВ, BD, DC и СА по часовой стрелке так, чтобы линии точно сопряга­лись в центре, образуя пятиугольник. Затем заправляют (доводят) режущую кромку штихеля и окончательно гравируют весь контур звезды.

Ювелирно-граверные работы
0 votes, 0.00 avg. rating (0% score)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *