Производительность труда гравера и ювелира в значительной степени зависит от правильной организации рабочего места, его оснащенности всем необходимым инструментом и различными вспомогательными приспособлениями, облегчающими труд.
Отсутствие необходимой оснастки, инструмента и приспособлений, беспорядок в хранении инструмента и чертежей снижают производительность труда и качество работы. Рабочие места гравера и ювелира должны быть оборудованы в соответствии с выполняемой работой.
Верстак гравера или ювелира должен быть установлен у окон,
Рис. 174. Универсальный ювелирно-граверный верстак |
так чтобы естественный свет падал на рабочее место равномерно, не давая ярких бликов или резких теней.
На рис. 174 изображен универсальный ювелирно-граверный верстак. Он может быть использован на предприятиях как единичного, так и серийного производства, поскольку в его конструкции предусмотрено все необходимое для удобства работы и высокой производительности труда.
Показанный верстак имеет выступ с правой стороны на столешнице 7 для опоры локтя правой руки, а с левой стороны — подъемно-поворотный подлокотник 25, который в процессе работы можно выдвигать и поворачивать. Подушка подлокотника закреплена на металлической пластинке, к которой приварен подъемно-регулировочный винт. Подлокотник вращается на оси и крепится подъемно-регулировочным винтом в том или ином положении.
Каркас 1 верстака сварной и изготовлен из угловой стали размером 36×36 мм, а ножки — из угловой стали 50×50 мм. Длина верстака 1100 мм, ширина с левой стороны 375 мм, а с правой (с учетом выступа) 775 мм, высота 875 мм. С боков верстак обшит листовым железом толщиной 1—1,5 мм. Крышка (столешница) 7 изготовлена из фанеры толщиной 25 мм и покрыта линолеумом. Длина столешницы 1200 мм, ширина с левой стороны 425 мм, а с правой — 825 мм; общая высота верстака с крышкой 900 мм. С двух боковых сторон крышки укреплены деревянные буртики, которые с задней стороны соединены с полкой 2, где хранят призмы 4 и 5, инструмент, детали, предназначенные для гравирования. С левой стороны подлокотника 25 имеются два ящика, в которые вставляют настольные коробки 3 и 26 с набором штихелей и граверным инструментом.
На правой стороне выступа верстака находится тумбочка с четырьмя деревянными выдвижными ящиками 11, 12, 13 и 15 для хранения чертежей, вспомогательного инструмента и готовых деталей. С левой стороны тумбочки под крышкой имеется выступ, в нижней части которого приварена к каркасу 1 стальная пятимиллиметровая пластина (полка) для размещения бормашинки и ударно-режущего инструмента (молотков, зубильц, чеканов и др.), а на передней части полки закреплена круглая наковальня 14 с резиновой прокладкой внизу во избежание шума при ударе молотком по выправляемой или вырубаемой детали. В центре верстака напротив сидящего гравера закреплен с двух сторон винтовыми эксцентриками деревянный фенагель 16, предназначенный для обработки на нем деталей. Под фенагелем имеется выдвижной сборник 17, в котором собирается стружка.
Подъемно-поворотный стул может не только свободно поворачиваться в обе стороны, но и легко перемещаться вперед и назад за счет того, что в центре трубы 24 (опоры для ног) приварена втулка, в которую вставлен палец консоли 23. В отверстие консоли вставлена труба кронштейна 22 (большая консоль) приваренного к втулке опорной треноги 21 стула. При необходимости кронштейн со стулом может перемещаться вперед и назад и закрепляться винтом консоли. При работе, когда гравер сидит на стуле, ножки треноги 21 опираются на пол, когда же он встает, пружина 20 разжимается и поднимает одновременно сиденье 18 со спинкой 19 и треногу стула. Стул в этом положении легко поворачивается на оси 23 консоли и свободно убирается под крышку верстака.
Для исключения непредвиденных потерь времени в процессе работы рекомендуется особо обратить внимание на раскладку вспомогательного инструмента перед началом работы так, чтобы он всегда был под рукой. С правой стороны следует укладывать молотки 9, зубильца, сечки, чеканы, настольную наковальню 8, набор надфилей и напильник 10, а с левой стороны — ящик 3 с набором штихелей. Для освещения обрабатываемых деталей на фе —
нагеле 16 необходимо иметь настольную шарнирно-поворотную 36- вольтовую лампу 6 с линзой.
На рис. 175 показано положение корпуса тела сидящего гравера, локоть правой руки которого положен на выступ столешницы 9 верстака, а локоть левой — на выдвижной подлокотник 4, ко-
Рис. 175. Положение корпуса гравера при работе с использованием подлокотника и выступа столешницы |
торый можно поднимать, поворачивать в любую сторону и закреплять барашком 5. В процессе работы гравер слегка наклоняет корпус, пальцами левой руки придерживает гравируемую деталь, лежащую на столешнице, а указательным и большим пальцами правой руки, захватывая лезвие штихеля 7, направляет его вперед и, слегка нажимая, врезает в металл (гравирует). При этом ладонь и остальные пальцы правой руки, опираясь на поверхность детали 6, создают лишь направление указательному и большому пальцам, удерживающим штихель 7.
Для освещения гравируемой детали на полочке 1 столешницы перед сидящим гравером установлена настольная шарнирно-поворотная электролампа 8. С правой стороны на столешнице уложены ящик 2 с набором штихелей и молоток 3 с сечками и чеканами.
Температура воздуха в помещении, где работает гравер, должна быть в пределах 15—25° С. При температуре ниже 15° С на металлических гравируемых деталях появляется влага от дыхания гравера, вследствие чего нанесенный карандашом рисунок на детали легко стирается. При температуре выше 25° С увлажняются руки гравера и становится трудно держать штихель в нужном положении. Если работа гравера связана с применением кислот, то необходимо иметь отдельный шкаф для склянок с кислотой и вытяжную трубу для отвода вредных газов. Если такого шкафа нет, то должен быть колпак, соединенный с вытяжной трубой, а помещение необходимо регулярно и тщательно проветривать.
Освещение гравируемой детали может быть естественным и искусственным. Однако в любом случае очень важно, чтобы свет был мягким, поэтому надо избегать освещения прямыми солнечными лучами и лампами большой мощности поверхности гравируе-
мой детали, так как это утомляет зрение работающего. При ярком солнечном свете окна необходимо занавешивать шторами из тонкого светло-голубого полотна. Кроме того, необходимо избегать бокового освещения, для чего на его пути надо ставить полупрозрачные или темные экраны. Для четкой видимости штрихов на
гравируемой детали необходимо, чтобы угол между падающим и отраженным лучами света был не менее 90°. Наилучшее освещение можно получить, если между лампой и гравируемой деталью поместить на специальной стойке 1 с подставкой 2 (рис. 176) стеклянный шар-колбу 3 с прозрачной, голубоватой жидкостью (кипяченой воды 2 л, азотной кислоты 25 г, медного купороса 50 г).
Колба с жидкостью не только задерживает теплоту от электролампы 4, но и создает мягкое равномерное освещение всей обрабатываемой поверхности гравируемой детали 7, лежащей на подушке 6. Для удобства работы настольную подставку 2 с колбой 3 можно поднимать и опускать в стойке 1, закрепляя барашком 5. Кро
ме того, если гравируемая деталь имеет блестящую поверхность, то работающий должен надеть козырек, защищающий глаза от света лампы.
На рис. 177 показан настольный ящик для хранения чеканов 8, сечек 10, зэков 11, штихелей 12 и 13. Он удобен и прост в изготовлении. Коробку 1 и крышку 9 можно изготовить из текстолита, а стойки 2, 3, 4, 5 — из дюралюминия. Крышка со стойками легко открывается и закрывается, для этого достаточно освободить от зажима барашком 7 планку 6.