Организация и оснащение рабочего места гравера

Производительность труда гравера и ювелира в значительной степени зависит от правильной организации рабочего места, его оснащенности всем необходимым инструментом и различными вспомогательными приспособлениями, облегчающими труд.

Отсутствие необходимой оснастки, инструмента и приспособле­ний, беспорядок в хранении инструмента и чертежей снижают про­изводительность труда и качество работы. Рабочие места гравера и ювелира должны быть оборудованы в соответствии с выполняе­мой работой.

Верстак гравера или ювелира должен быть установлен у окон,

Организация и оснащение рабочего места гравера

Рис. 174. Универсальный ювелирно-граверный верстак

так чтобы естественный свет падал на рабочее место равномерно, не давая ярких бликов или резких теней.

На рис. 174 изображен универсальный ювелирно-граверный верстак. Он может быть использован на предприятиях как единич­ного, так и серийного производства, поскольку в его конструкции предусмотрено все необходимое для удобства работы и высокой производительности труда.

Показанный верстак имеет выступ с правой стороны на столеш­нице 7 для опоры локтя правой руки, а с левой стороны — подъ­емно-поворотный подлокотник 25, который в процессе работы мож­но выдвигать и поворачивать. Подушка подлокотника закреплена на металлической пластинке, к которой приварен подъемно-регу­лировочный винт. Подлокотник вращается на оси и крепится подъ­емно-регулировочным винтом в том или ином положении.

Каркас 1 верстака сварной и изготовлен из угловой стали раз­мером 36×36 мм, а ножки — из угловой стали 50×50 мм. Длина верстака 1100 мм, ширина с левой стороны 375 мм, а с правой (с учетом выступа) 775 мм, высота 875 мм. С боков верстак обшит листовым железом толщиной 1—1,5 мм. Крышка (столешница) 7 изготовлена из фанеры толщиной 25 мм и покрыта линолеумом. Длина столешницы 1200 мм, ширина с левой стороны 425 мм, а с правой — 825 мм; общая высота верстака с крышкой 900 мм. С двух боковых сторон крышки укреплены деревянные буртики, которые с задней стороны соединены с полкой 2, где хранят приз­мы 4 и 5, инструмент, детали, предназначенные для гравирования. С левой стороны подлокотника 25 имеются два ящика, в которые вставляют настольные коробки 3 и 26 с набором штихелей и гра­верным инструментом.

На правой стороне выступа верстака находится тумбочка с че­тырьмя деревянными выдвижными ящиками 11, 12, 13 и 15 для хранения чертежей, вспомогательного инструмента и готовых де­талей. С левой стороны тумбочки под крышкой имеется выступ, в нижней части которого приварена к каркасу 1 стальная пяти­миллиметровая пластина (полка) для размещения бормашинки и ударно-режущего инструмента (молотков, зубильц, чеканов и др.), а на передней части полки закреплена круглая наковальня 14 с резиновой прокладкой внизу во избежание шума при ударе мо­лотком по выправляемой или вырубаемой детали. В центре верста­ка напротив сидящего гравера закреплен с двух сторон винтовыми эксцентриками деревянный фенагель 16, предназначенный для об­работки на нем деталей. Под фенагелем имеется выдвижной сбор­ник 17, в котором собирается стружка.

Подъемно-поворотный стул может не только свободно повора­чиваться в обе стороны, но и легко перемещаться вперед и назад за счет того, что в центре трубы 24 (опоры для ног) приварена втулка, в которую вставлен палец консоли 23. В отверстие консоли вставлена труба кронштейна 22 (большая консоль) приваренного к втулке опорной треноги 21 стула. При необходимости кронштейн со стулом может перемещаться вперед и назад и закрепляться винтом консоли. При работе, когда гравер сидит на стуле, ножки треноги 21 опираются на пол, когда же он встает, пружина 20 раз­жимается и поднимает одновременно сиденье 18 со спинкой 19 и треногу стула. Стул в этом положении легко поворачивается на оси 23 консоли и свободно убирается под крышку верстака.

Для исключения непредвиденных потерь времени в процессе работы рекомендуется особо обратить внимание на раскладку вспомогательного инструмента перед началом работы так, чтобы он всегда был под рукой. С правой стороны следует укладывать молотки 9, зубильца, сечки, чеканы, настольную наковальню 8, набор надфилей и напильник 10, а с левой стороны — ящик 3 с на­бором штихелей. Для освещения обрабатываемых деталей на фе —

нагеле 16 необходимо иметь настольную шарнирно-поворотную 36- вольтовую лампу 6 с линзой.

На рис. 175 показано положение корпуса тела сидящего гра­вера, локоть правой руки которого положен на выступ столешни­цы 9 верстака, а локоть левой — на выдвижной подлокотник 4, ко-

Организация и оснащение рабочего места гравера

Рис. 175. Положение корпуса гравера при работе с использованием подлокотни­ка и выступа столешницы

торый можно поднимать, поворачивать в любую сторону и закреп­лять барашком 5. В процессе работы гравер слегка наклоняет кор­пус, пальцами левой руки придерживает гравируемую деталь, ле­жащую на столешнице, а указательным и большим пальцами пра­вой руки, захватывая лезвие штихеля 7, направляет его вперед и, слегка нажимая, врезает в металл (гравирует). При этом ладонь и остальные пальцы правой руки, опираясь на поверхность дета­ли 6, создают лишь направление указательному и большому паль­цам, удерживающим штихель 7.

Для освещения гравируемой детали на полочке 1 столешницы перед сидящим гравером установлена настольная шарнирно-пово­ротная электролампа 8. С правой стороны на столешнице уложе­ны ящик 2 с набором штихелей и молоток 3 с сечками и чеканами.

Температура воздуха в помещении, где работает гравер, долж­на быть в пределах 15—25° С. При температуре ниже 15° С на металлических гравируемых деталях появляется влага от дыхания гравера, вследствие чего нанесенный карандашом рисунок на де­тали легко стирается. При температуре выше 25° С увлажняются руки гравера и становится трудно держать штихель в нужном по­ложении. Если работа гравера связана с применением кислот, то необходимо иметь отдельный шкаф для склянок с кислотой и вы­тяжную трубу для отвода вредных газов. Если такого шкафа нет, то должен быть колпак, соединенный с вытяжной трубой, а поме­щение необходимо регулярно и тщательно проветривать.

Подпись: Рис. 176. Схема освещения гравируемого изделия с помощью колбы и настоль-ной электролампы

Освещение гравируемой детали может быть естественным и искусственным. Однако в любом случае очень важно, чтобы свет был мягким, поэтому надо избегать освещения прямыми солнеч­ными лучами и лампами большой мощности поверхности гравируе-

мой детали, так как это утомляет зрение работающего. При ярком солнечном свете окна необходимо занавешивать шторами из тон­кого светло-голубого полотна. Кроме того, необходимо избегать бокового освещения, для чего на его пути надо ставить полупро­зрачные или темные экраны. Для четкой видимости штрихов на

Подпись:гравируемой детали необходи­мо, чтобы угол между падаю­щим и отраженным лучами света был не менее 90°. Наи­лучшее освещение можно по­лучить, если между лампой и гравируемой деталью поме­стить на специальной стойке 1 с подставкой 2 (рис. 176) стек­лянный шар-колбу 3 с проз­рачной, голубоватой жид­костью (кипяченой воды 2 л, азотной кислоты 25 г, медного купороса 50 г).

Колба с жидкостью не толь­ко задерживает теплоту от электролампы 4, но и создает мягкое равномерное освещение всей обрабатываемой поверх­ности гравируемой детали 7, лежащей на подушке 6. Для удобства работы настольную подставку 2 с колбой 3 можно поднимать и опускать в стойке 1, закрепляя барашком 5. Кро­
ме того, если гравируемая деталь имеет блестящую поверхность, то работающий должен надеть козырек, защищающий глаза от света лампы.

На рис. 177 показан настольный ящик для хранения чеканов 8, сечек 10, зэков 11, штихелей 12 и 13. Он удобен и прост в изго­товлении. Коробку 1 и крышку 9 можно изготовить из текстолита, а стойки 2, 3, 4, 5 — из дюралюминия. Крышка со стойками легко открывается и закрывается, для этого достаточно освободить от зажима барашком 7 планку 6.

Updated: 28.03.2016 — 18:46