Зубошлифовальные станки

Рассмотренные схемы шлифования осуществляют на специальных зубошлифовальных станках. При выборе типа станков необходимо учитывать следующие их особенности. Наибольшую производительность имеют станки, работающие по способу копирования фасон­ными кругами, так как за каждый продольный ход шлифовальный круг полностью профилирует впадину между зубьями; точность обработки на этих станках ниже, чем на станках, работающих по методу обкатки; из-за сложности наладки их применяют в крупносе­рийном производстве в основном для обработки прямо­зубых увеличенного модуля колес внешнего и внутрен­него зацепления.

Из станков, работающих по способу обкатки, наи­более производительны станки с червячным кругом, так как движения обкатки и деления являются непре­рывными, а холостые ходы исключены полностью. Производительность станков, работающих по способу обкатки с периодическим делением коническими кру­гами, выше производительности станков, работающих

тарельчатыми кругами. Они обладают наибольшей уни­версальностью. На них правкой боковых сторон про­филя можно получить фланкированный зуб. Станки, работающие тарельчатыми кругами, позволяют по­лучить высокое качество поверхностного слоя при вы­сокой точности шлифования (3—5 степени точности, ГОСТ 1643—81) (СТ СЭВ 641—77, СТ СЭВ 643—77).

Наиболее высокую точность вследствие короткой кинематической цепи, но сравнительно низкую произ­водительность имеют станки, которые работают одним плоским кругом и получают привод обкатки от эволь — вентного кулачка. Шлифование профиля зубьев выпол­няют за две установки детали. Станки с приводом обкатки от эвольвентного кулачка применяют в инстру­ментальном производстве для шлифования долбяков, шеверов, эталонных зубчатых колес 2—4-й степеней точности.

С учетом указанных особенностей в зависимости от типа производства, требуемой производительности и точности обработки, а также размеров зубчатого ко­леса (модуля, диаметра, ширины зубчатого венца, числа зубьев, вида зацепления) выбирают тип и модель зубо­шлифовального станка. Техническая характеристика основных моделей зубошлифовальных станков приве­дена в табл. 2.1. Ниже указаны особенности конструк­ции и кинематики станков каждой группы, рассмотрен­ные на отдельных примерах.

Упрощенная кинематическая схема станка модели 584М с червячной делительной парой, работающего кони­ческим кругом, показана на рис. 2.10. Механизм про­дольной подачи, а также привод шлифовального кру­га на станке не показаны. Заготовку 3 приводят во вращение по цепи: электродвигатель / — передача

а/с — вал / — гитара деления X — вал //— червячная передача 1/80 — заготовка. Направление этого дви­жения не меняется. От того же электродвигателя через вал /, конические зубчатые колеса d/e, вал III и кони­ческую передачу f/g вращается вал IV с зубчатым коле­сом h, входящим в зацепление с составным колесом /. Составное колесо / в течение цикла совершает одно качание и передает ходовому винту V вращение впра­во и влево через зубчатые колеса k/l и гитару обкаты­вания с передаточным отношением ф. За время одного качания составного колеса, т. е. за время одного цикла, вал I делает 40 оборотов, а заготовка поворачивается на г зубьев и в то же время вместе с кареткой 4 совер-

Зубошлифовальные станки

Рис. 2.10. Упрощенная кинематическая схема стайка 584М

шает один двойной ход в направлении стрелки А. В конце хода в этом направлении шлифовальный круг 2 поднимается вверх (стрелка С) и выходит из впадины между зубьями, ходовой винт V меняет направление своего вращения: каретка начинает двигаться в на­правлении стрелки В. В этот момент контакта шлифо­вального круга с заготовкой нет. Затем направление движения каретки вновь меняется на рабочее (в направ­лении стрелки А), шлифовальный круг опускается вниз и входит в контакт с обрабатываемым колесом, кото­рое за время цикла повернется на заданное целое число зубьев, начинается обработка следующей впадины, отстоящей на z зубьев от ранее обработанной.

Гитару обкатывания настраивают исходя из условия качания без скольжения делительной окружности зуб­чатого колеса по прямой, параллельной оси шлифоваль­ного круга: перемещению заготовки на некоторую ве­личину L соответствует L/P оборотов ходового винта и L/nD оборотов заготовки. В соответствии с этим вели­чину передаточного отношения гитары обкатывания определяют из соотношения <f=Cmg, где <р — переда­точное отношение гитары обкатывания; т — модуль

Зубошлифовальные станки

Зубошлифовальные станки
Зубошлифовальные станки

 

иых станков отечественного производства

Скорость

резания,

м/с

Мощ­ность электро­двига­теля, кВт

Габариты в плане, мм

Чис­

ло

кру­

гов

Чис­

ло

одно­

вре­

менно

шли-

фуе-

мых

зубь­

ев

Степень

точности

нарезае­

мых

колес

Параметр

шерохова­

тости

поверхности Ra, мкм

по способ

у нёпрер

ывной обкатки и

делен

ия

3,0

2110X2650

1

1

1

1

20—35

4,0

2400X2700

1

1

4—5

0,63

1

1

3—4

0,32

30—35

7,1

1

1

ной осью

заготовки

при помощи червячной делительной пары

25—30

0,6

2390X2110

1

1

5—6

1,25

25—30

1.1

2535X2280

1

2

6—7

0,63—1,25

25—35

1,5

2740X2315

1

2

5—6

0,63

25—35

2,2

4800X3200

1

1

5—7

1,25

ной осью

заготовкі

1,

при помо

щи цилин

дрического обка

того f

іараба

на

20—30

0,75

3170X1820

2

2

3—5

0,63

20—30

0,75

3480X2170

2

2

3—5

0,63

20—30

0,75

3340X2165

2

2

3—5

0,63

ной осью заготовок.

обкатка при помощи эвольвентного кулачка

24—30

0,75

1500X1400

1

1

2—4

0,32

24—30

1,1

1840X1620

1

1

2—4

0,32

20—30

1,1

1

1

2—4

0,32

20—30

1,1

1

1

2—4

0,32

рования профилированным кругом.

внешнего зацепления

20—30

10,0

1 3350 X 2670

1 1

2

6—7

0,63—1,25

20—30

14,0

4780 X 2850

1 1

1 2

6—7

0,63—1,25

с внутренними зубьями

20—30

2,9

3710X2665

1

2

6—7

0,63—1,25

20—30

4,5

3390X3370

1

2

6—7

0,63—1,25

шлифуемого колеса; g — число зубьев конической ше­стерни вала IV (см. рис. 2.10); С — постоянное число настройки по паспорту станка.

Настройка гитары обкатывания не зависит от числа зубьев обрабатываемого колеса, ее определяют только величиной его модуля. Гитару деления настраивают в зависимости от числа зубьев нарезаемого колеса со­гласно следующему расчетному соотношению: 40 обо­ротов вала 1 соответствуют повороту заготовки на

g/z оборота: 40Л’ JL= JL откуда Х — 2g/z.

OU z

Зубошлифовальный полуавтомат 5853 с приводом движений обкатки при помощи обкатного барабана предназначен для шлифования цилиндрических зуб­чатых колес двумя тарельчатыми кругами, режущие кромки которых могут занимать положение, соответ­ствующее профилю зубчатой рейки (20-градусный метод шлифования), или положение по нормали к профилю шлифуемого зуба (10-градусный метод шлифования). В процессе работы режущие кромки шлифовальных кругов периодически ощупывают плоскими алмазами и при обнаружении износа перемещают в первона­чальное положение, ось изделия располагают горизон­тально.

Кинематическая схема полуавтомата 5853 (рис. 2.11) состоит из кинематических цепей главного движения, деления, обката и перемещения шлифовальных кругов. Кинематическая цепь главного движения обеспечивает вращение шлифовальных кругов с частотой 2390 и 3345 об/мин. Большее значение частоты вращения уста­навливают при использовании шлифовального круга ма­лого диаметра (200 мм). Кинематическая цепь деления осуществляет поворот заготовки Заг на один зуб. Поворот осуществляют гидравлическим плунжером-рей­кой и фиксируют делительным диском Цел. Сменные делительные диски обеспечивают настройку полуавто­мата на шлифование зубчатых колес с числом зубьев от 10 до 210. Кинематическая цепь обката связывает вращение гидромотора ГМ с перемещением каретки при помощи обкатного барабана и стальной ленты, несу­щей изделие. Изменение числа обкатов от 30 до 210 в 1 мин происходит бесступенчато регулированием ча­стоты вращения гидромотора. Длину хода обката уста­навливают перестановкой пальца кривошипного меха­низма. Кинематическая цепь перемещения шлифоваль­ных кругов обеспечивает осевое перемещение на размер

Зубошлифовальные станки

Рис. 2.11. Кинематическая схема зубошлифовального полу­автомата 5853

износа, тангенциальное перемещение для подачи на врезание, а также для установки относительно изделия, радиальное перемещение для правки кругов по пери­ферии.

Осевое перемещение шлифовальных кругов произ­водят от электродвигателей Ml и М2 после того, как ощу­пывающий кромки кругов алмаз укажет, что круги изношены больше заданного размера. После этого собачки проходят в зубья храпового колеса (2=24) и через зубчатые передачи осуществляют осевое пере­мещение гильзы с шлифовальными кругами. Тангенци­альное перемещение шлифовальных кругов на врезание, а также наладочные их перемещения осуществляют вручную (на схеме не показаны). Радиальное устано­вочное перемещение шлифовальных кругов производят от электродвигателя М3 мощностью 1,1 кВт, а компенса­цию расхода кругов при правке — вручную махович­ками. Установочный поворот колонки со шлифоваль­ными головками для совпадения торцовых плоскостей шлифовальных кругов с профилем шлифуемого зуба производят маховичком через червячную передачу 1/30 и цилиндрическую передачу 15/383. Движение алмазов

chlpmaker. ru

при правке на полуавтомате происходит либо вруч­ную специальными механизмами, либо автоматически через ряд рычагов и собачек, в определенные моменты соединяемых с храповыми колесами, которые передают возвратно-качательное движение алмазам.

Со станками, работающими по методу непрерывной обкатки абразивным червяком, ознакомимся на примере станка модели 5В832. На станке можно произвести шли­фование профиля прямозубых и косозубых цилиндри­ческих колес. Колеса с модулем до 0,8 мм могут быть прошлифованы «по целому», без предварительного на­резания зуба. Общий вид станка показан на рис. 2.12. В станине (группа /) смонтрированы: механизмы ради­альной подачи шлифовальной бабки и ручного пере­мещения стойки, гидроагрегат с контрольными мано­метрами, пульт управления (группа //). Стойка (груп­па III) с кареткой имеет вертикальное и горизонталь­ные направляющие. По вертикальным направляющим перемещается каретка с суппортом изделия (группа IV). Горизонтальные направляющие служат для переме­щения стойки по станине. В стойке смонтирован регу­лируемый бесступенчатый привод подачи каретки с суп­портом с двухступенчатой коробки скоростей, управ­ление которой осуществляется переключателем на па­нели управления при помощи электромагнитных муфт. Реверс движения каретки с суппортом выполняет сам привод при подаче команды от регулируемых упоров (группа /). Суппорт изделия смонтирован на каретке стойки и центрируется в ней при помощи цилиндри­ческого пояска. В нижней части суппорта установлены: шпиндель изделия, вращающийся в регулируемых кони­ческих бронзовых подшипниках, делительная цилиндри­ческая пара и шестеренчатый насос. В верхней части суппорта расположены гитара деления и бабка верх­него центра. В средней части суппорта смонтирован механизм ручного поворота суппорта на угол наклона зуба шлифуемого колеса. Шлифовальная бабка (груп­па V) радиальной подачи абразивного червяка на из­делие может перемещаться по направляющим станины. На корпусе шлифовальной бабки смонтирован механизм правки (группа VI).

Кинематика станка включает пять цепей: делитель­ная, цепи вертикальной и радиальной подач, автомати­ческой подачи шлифовальной бабки и цепь правки.

Делительная цепь обеспечивает согласованное вра­щение шлифовального круга (абразивного червяка)

Зубошлифовальные станки

Prfc. 2.12. Зубошлифовальный станок 5В832 группы:

/ — рукоятка установки цикла работы; 2 — рукоятка перемещении стойки; 3 и 4 — рукоятки соответственно ручной н автоматической подач шпиндель­ной бабки; 5 — рукоятка установки автоматической подачн шпиндельной бабки; 6 — фиксатор кожуха шлифовального круга; 7 — рукоятка радиаль­ной подачи механизма правки; 8 — рукоятка для согласования правочных приспособлений с ниткой абразивного червяка; 9 — рукоятка перемещения верхнего центра; 10 и 11—квадраты соответственно для поворота суп­порта н перемещения верхней бабки суппорта; 12—рукоятка переключения со шлифования на правку; 13 н 17 — гитары деления и правки; 14 — упоры настройки на размер перемещения суппорта; 15 — кран подачи охлаждающей жидкости; 16 — трубопровод

и обрабатываемой заготовки. Привод вращения круга осуществляется независимо двумя синхронными ре­активными двигателями. Отличительной особенностью станка является наличие в цепи деления синхронной связи между этими двигателями. Настройку на число зубьев выполняют при помощи сменных зубчатых колес гитары деления. Гитару настраивают так, чтобы за один оборот абразивного червяка, шлифуемое колесо пово­рачивалось на один зуб. Цепь вертикальной подачи сообщает возвратно-поступательное движение суппорту во время шлифования и наладки. Привод подачи осу­ществляют от отдельного электродвигателя с регулирова­нием частоты его вращения при помощи тахогенератора. Исполнительным звеном механизма вертикальной по­дачи является пара винт — гайка. Цепь радиальной по­дачи осуществляет радиальную подачу бабки шлифо­вального круга за каждый ход изделия и отвод бабки в конце шлифования. При помощи храпового механизма и винтовой пары гидроцилиндр выполняет радиальную подачу. Автоматическую подачу шлифовальной бабки применяют для создания бочкообразной формы зубьев в цилиндрическом сечении, которая осуществляется сле­дующим механизмом. Вначале ее настраивают в пре­делах 0,02—0,08 мм на каждый ход суппорта. Подачу можно изменять в процессе шлифования.

Правку абразивного червяка выполняют стальным многониточным накатником, алмазным резцом и алмаз­ным роликом. Правящие инструменты устанавливают на салазках механизма правки. Салазкам при помощи винтовой пары придают возвратно-поступательное пе­ремещение вдоль оси абразивного червяка, согласо­ванное с вращением круга. Вращение круга и правку обеспечивает двускоростной электродвигатель (п — = 1400/2700 об/мин). При этом перемещение Р ме­ханизма правки на один оборот червяка должно рав­няться шагу винтовой линии абразивного червяка Р — пти, где т„ — нормальный модуль шлифуемого колеса.

Накатник закрепляют в оправке, которую устанавли­вают в центрах, обеспечивая возможность свободного вращения. При работе накатник получает вращение от абразивного червяка. Правку накатником выполняют по одностороннему и двустороннему методам. При правке по одностороннему методу накатник вводят в контакт с кругом во время прямого хода и выводят из кон­такта во время обратного хода. При двустороннем мето-
де накатник в течение всего процесса правки контакти­рует с кругом, подачу производят в начале каждого прямого и обратного ходов.

Алмазными резцами правят абразивные червяки мо­дуля mv =0,54-3,0 мм с углом зацепления а = 14-ь30°. Абразивный червяк правят двумя алмазами, режущие кромки которых лежат в одной плоскости и обрабаты­вают одновременно соответствующие стороны профиля. Приспособление для правки червячного круга алмаз­ным роликом показано на рис. 2.13. Алмазный ро­лик 6 получает вращение от электродвигателя 7 с ча­стотой 2800 об/мин и перемещается вдоль оси червяч­ного шлифовального круга. Это перемещение кинема­тически связано с вращением круга. За один оборот круга алмазный ролик перемещается на расстояние, равное шагу заправляемого витка. Радиальную пода­чу ролика на двойной ход принимают равной 0,02— 0,03 мм. Алмазный ролик совмещают с витком червяч­ного круга поворотом корпуса 4 вокруг оси 2 в направ­лении II и путем поворота корпуса 5 относительно оси 1 на основании 3 в направлпении I.

Подпись: Рис. 2.13. Зубошлифовальный станок 5893 (привод движений обкатки эвольвентным кулачком)

Станки, работающие абразивным червяком, обеспе­чивают возможность интенсивного охлаждения рабочей зоны. Конструкция станка и ограждающих щитков хо­рошо защищает от разбрызгивания охлаждающей жид­кости. Охлаждающую жидкость (веретенное масло) под-

водят насосом (90 л/мин) в зону шлифования из бака охлаждения емкостью около 225 л.

Со станками, работающими по методу обкатки эволь — вентным кулачком, ознакомимся на примере станка мо­дели 5893. Особенностью станков является то, что обра­ботку зуба по всей его длине производят без продольной подачи за счет применения плоского круга большого диаметра. Общий вид станка показан на рис. 2.14. На поперечных направляющих станины / смонтирована ка­ретка 2, несущая стойку 3. При шлифовании прямозубых колес стойку 3 устанавливают в нулевом положении, ось круга располагают в плоскости, параллельной направляю-

Зубошлифовальные станки

Рис. 2.14. Приспособление для правки червячного шлифоваль­ного круга алмазным роликом

щей поворотной каретки 8. Поперечное перемещение каретки 2 по направляющим станины используют для регулирования положения начальной точки шлифуемого профиля (начального радиуса кривизны эвольвенты). При обработке косозубых колес стойку 3 поворачи­вают на угол наклона зубьев на основном цилиндре. На вертикальных направляющих стойки 3 перемещают шлифовальную бабку 5, ось шпинделя которой распо­ложена горизонтально. Вертикальное перемещение шли­фовальной бабки используют для установки глубины захода круга во впадины зубьев.

Правку рабочей плоскости круга выполняют алма­зом, установленным в скалке механизма правки 4, смон­тированного на стойке 3. Подача круга на алмаз при правке происходит перемещением гильзы шлифоваль­ной бабки вдоль оси шпинделя. Так как положение ал­маза относительно обрабатываемого колеса не изменя­ется, после правки независимо от размера съема абра­зива не меняется положение рабочей плоскости круга относительно заготовки.

На массивном горизонтальном пальце 9, закреплен­ном на станине /, смонтрирована поворотная карет­ка 8. Каретка имеет направляющие, по которым пере­мещаются салазки делительной бабки 7. Угол поворота направляющих каретки 8 относительно горизонтальной плоскости в зависимости от основного диаметра исполь­зуемого кулачка изменяется в пределах 12—22°. Пово­рот направляющих производят при помощи червячной пары и контролируют по шкале с нониусом. В делитель­ной бабке 7 смонтированы делительный механизм, механизм обкатывания и шпиндель изделия 6. Обраба­тываемое зубчатое колесо устанавливают консольно на оправке, закрепленной в конусном отверстии шпин­деля изделия.

Кинематическая схема станка приведена на рис. 2.15. На одной оси с заготовкой, установленной на шпинделе изделия 1, на втулке 4 закреплен обкатный эвольвент — ный кулачок 3 в процессе шлифования профиля зуба делительный механизм жестко соединяет шпиндель 1 и втулку 4. При качании втулки 4 эксцентрик /7 через тягу 15 поворачивает кулачок 3 вместе с шлифуемым колесом. При повороте кулачка 3 его рабочий эволь — вентный профиль упирается в плоскость упора 2, жестко закрепленного на поворотных направляющих каретки делительной бабки. Отталкиваясь от упора, кулачок равномерно перемещает делительную бабку по поворот-

ным направляющим. При непрерывном вращении эксцентрика 17 втулка 4 получает качательное дви­жение, каретка 26 совер­шает возвратно-поступа­тельное перемещение по наклонным направляю­щим. В результате сложе­ния поступательного пере­мещения и качания обра­батываемое колесо полу­чает движение обкатки относительно шлифоваль­ного круга. Длину хода каретки 26 регулируют изменением вылета паль­ца 16 эксцентрика 17. Чис­ло ходов обкатывания в зависимости от размеров обрабатываемого колеса и допустимой подачи обка­тывания устанавливают при помощи зубчатых ко­лес II—’М корооки подач, а также переключением ско­рости двигателя 20. Место хода обкатывания при пово­роте кулачка 3 и обрабатываемого колеса устанавливают регулированием длины тяги 15 резьбовыми втулками.

Подпись:Привод делительного механизма осуществляют от конической пары 19 через гибкий вал 18, который не­прерывно вращает червячную пару 5. После каждого двойного качания втулки 4 эксцентрик 7 выводит фиксатор 14 из паза делительного диска 13, имеющего число пазов, равное или кратное числу зубьев колеса. Одновременно с этим палец на торце червячного коле­са 5 входит в паз мальтийского креста 6 и поворачи­вает последний. Через сменные зубчатые колеса 8—11 гитары деления и цилиндрическую пару 12 поворот мальтийского креста передается шпинделю изделия, который поворачивается относительно втулки 4 на угол, равный одному зубу. Для выполнения такого поворота сменные зубчатые колеса гитары деления подбирают по формуле {A/В) (C/D) =k/z, где А, В, С, D — числа зубьев соответственно колес 8—11; k — постоянная ха­рактеристика станка; z — число зубьев колеса. Зубча­тые колеса подбирают так, чтобы после каждого пово-

рота мальтийского креста 6 пазы делительного диска 13, закрепленного на заднем конце шпинделя, располага­лись после фиксатора 14. Это проверяют пробным включением механизма деления.

Для осуществления подачи на съем припуска (пода­чи «на стружку») шпиндель изделия 1 поворачивают относительно делительного диска 13 при помощи чер­вячной пары 25. Для симметричной установки верти­кальной осевой плоскости шлифовального круга отно­сительно зубчатого венца, поворотную каретку шли­фовальной бабки перемещают по направляющим ста­нины вдоль оси шпинделя изделия.

При настройке станка необходимо отрегулировать глубину захода круга и место хода обкатывания. Оба данных параметра настраивают одновременно. Пере­мещением упора 2 кулачка (рис. 2.15) и стойки 3 шли­фовальной бабки (см. рис. 2.14) достигается положе­ние, при котором начало шлифуемого профиля зубьев располагается в соответствии с требуемым.

Периферия круга в крайнем нижнем положении ка­ретки делительной бабки должна отстоять от окружности впадин не менее чем на 0,2—0,5 мм. При таком поло­жении каретки обкатной кулачок должен касаться упора начальным участком своего рабочего профиля. При необходимости это регулируют длиной тяги, качающей механизм деления и обкатывания. Обкатной кулачок может быть установлен в требуемом положении пере­мещением по поверхности втулки 4, к которой кулачок крепят винтами. Обе стороны профиля зуба шлифу­ют последовательно с перестановкой колеса на черно­вых и чистовых проходах, различающихся числом качаний механизма деления и обкатывания и подачей «на стружку» (при черновом шлифовании — больше).

Зубошлифовальный станок 5860А работает по ме­тоду копирования. Он предназначен для шлифования прямых зубьев цилиндрических колес с внешним за­цеплением (рис. 2.16). Обрабатываемое колесо устанав­ливают на переднем центре 4, смонтированном в ра­бочем шпинделе 3, и заднем центре 7, закрепленном в пиноли задней бабки 8. Шлифовальный круг уста­навливают на горизонтальном шпинделе шлифовальной бабки 5, перемещающейся по вертикальным направляю­щим стойки 6 вертикальное перемещение шлифоваль­ной бабки используют для установки ее в зависимости от диаметра обрабатываемого колеса и требуемой глу­бины захода круга во впадины зубьев колеса. Фасон-

Зубошлифовальные станки

Рис. 2.16. Зубошлифовальный станок 5860А (шлифование про­филя зубьев по методу копирования)

ный профиль круга, соответствующий форме и размерам обрабатываемой впадины зубьев, образуется специаль­ным механизмом правки 10, установленным на верти­кальных направляющих на заднем конце станины. В зави­симости от диаметра обрабатываемого колеса устанавли­вают высотное положение механизма правки, при ко­тором его алмазы располагаются соответственно дели­тельной оружности обрабатываемого колеса. Карет­ка 9, несущая стойку 6 шлифовальной бабки, пере­мещается возвратно-поступательно по горизонтальным направляющим 11 станины 1 параллельно оси центров стола; этим перемещением осуществляется продольная подача круга вдоль оси колеса. Перемещение каретки 9 производят гидравлическим устройством, благодаря чему продольная подача регулируется бесступенчато; реверсирование продольной подачи каретки 9 осуще­ствляется при помощи упоров, установленных на столе. Длина продольного хода обеспечивает при двусторон­нем делении вывод круга за пределы торцов зубчатого венца с обеих его сторон, при одностороннем делении — вывод круга за пределы торца зубчатого венца с одной стороны, а со второй — выход за пределы зубчатого венца оси шлифовального круга на 5—10 мм. Делитель­ный поворот колеса после каждого продольного хода каретки 9 (при двустороннем делении) или после каж­дого двойного хода осуществляется механизмом, смон­тированным в корпусе делительной бабки 2.

Механизм боковой правки по эвольвенте включает в себя пантографы, с помощью которых получают кри­
волинейные поверхности. В рассматриваемом меха­низме боковой правки (рис. 2.17) два пантографа 5’уста­новлены симметрично, их пальцы 11 скользят под усилием пружин 4 по рабочим профилям копиров 2, соответствующим впадинам зубьев обрабатываемого колеса. Алмазодержатели 8 закреплены в верхних гори­зонтальных рычагах 6 пантографов; положение алмФзо — держателей в рычагах 6 для расположения алмазов в одной горизонтальной плоскости регулируется вин­тами 7. Вертикальное положение копиров для получения симметричного профиля на обеих сторонах круга при правке регулируется перемещением кареток 3, на кото­рых винтами / закреплены копиры.

Привод пантографов механизма правки осущест­вляют штоком 15 гидроцилиндра 16. На верхней плос­кости штока нарезана рейка, зубья которой сцепляются с зубьями сектора 14, вследствие чего при движении штока 15 рычаги 12, связанные между собой зубчатыми секторами 17, качаются и вилками на своих концах через пальцы перемещают нижние рычаги (планки) 10 пантографов 5. Ход штока 15 в зависимости от длины рабочей кривой копиров регулируют упорными винтами 13 и 18, скорость движения штока — дросселем гидро­системы.

Для обеспечения правки боковых сторон круга с наиболее благоприятным изменением углов контакта пальцев 11с кривыми копиров 2 длину горизонтальных плеч пантографов регулируют: длину нижнего плеча — перемещением планки 6 18

Подпись:Подпись:Зубошлифовальные станки10 относительно рыча­га 9, а длину верхнего плеча — изменением вы­лета алмазодержателей 8 в рычагах 6. При дви­жении пальцев 11 по рабочим кривым копи­ров 2 острия алмазов, расположенные в верти­кальной осевой плоско­сти круга, образуют на # последнем с двух сто­рон эвольвенты, воспро­изводящие профиль ко­пиров в масштабе 1:3.

Изменение толщины зубьев колеса проис­
ходит при соответствующем изменении толщины круга, которое осуществляется сменой пальцев 11. Диаметр пальцев 11 в комплекте изменяется через 0,03 мм, что обеспечивает регулирование толщины зубьев колеса с точностью 0,02 мм.

Рабочий профиль копира очерчивают по эвольвенте основной окружности обрабатываемого колеса с увели­чением в соответствии с масштабом механизмов боковой правки. При изготовлении копиров для универсального применения при обработке колес с одинаковыми числом зубьев и модулем, имеющих малое смещение исходного контура, профиль начинается непосредственно у основ­ной окружности и заканчивается несколько выше голо­вок зубьев колеса, не имеющего смещения исходного контура. Чтобы исправить профиль (из-за ошибок самого копира и пантографов механизма правки круга)’ для каждого числа зубьев составляют комплект копиров, рассчитанный на заданное число зубьев, диаметр основ­ной окружности. При числе зубьев колеса до 30 комп­лектов, кроме основного, содержит еще четыре копира — на 1; 3/4; 1/2 и 1/4 зуба меньше; при числе зубьев от 30 до 40 дополнительные копиры на 2; 1 и 1/2 зуба меньше основного; при числе зубьев больше 40 допол­нительные копиры на 2 и 1 зуб меньше основного.

Шлифование зубьев на станке 5860А производят последовательно на черновых и чистовых режимах. На черновых проходах повышают продольную подачу и применяют двустороннее деление. После каждого про­хода (оборота колеса) шлифовальную бабку вручную перемещают по вертикальным направляющим стойки к оси обрабатываемого колеса на размер радиальной подачи; после требуемого числа проходов нажатием кнопки каретку шлифовальной бабки выводят из рабочей зоны.

Updated: 28.03.2016 — 18:45