В машиностроении широко распространены точные детали сложного контура — зубчатые колеса, шлицевые валы и втулки, микрометрические, ходовые и силовые винты, копиры, шаблоны, калибры, фасонные режущие инструменты (резцы, фрезы), инструменты для обработки давлением (матрицы, пуансоны) и др. Наиболее эффективные способы финишной обработки таких деталей основаны на использовании профильного шлифования. Современное оборудование, абразивные инструменты из обычных и сверхтвердых материалов и способы их правки обеспечивают возможность высокопроизводительного и точного шлифования фасонных поверхностей деталей из конструкционных, инструментальных и быстрорежущих сталей и твердых сплавов.
Основными способами профильного шлифования являются способ копирования и способ обкатки. Шлифование по способу копирования выполняется абразивным кругом, которому путем правки придают контур, соответствующий контуру детали. Шлифование по способу копирования существенно упрощает кинематику станка и применяется чаще всего на универсальных станках. Шлифование по способу обкатки выполняется кругами простой формы (конической, плоской, радиусной) и состоит в придании кругу сложного движения относительно заготовки. Поверхность детали, получаемая в результате обработки по способу обкатки, является огибающей ко всем положениям рабочей поверхности круга, которые он занимает, перемещаясь относительно заготовки. Поэтому способ обкатки часта называют также способом огибания.
При подготовке к изданию настоящего выпуска авторы ставили своей целью ознакомить читателя со способами, оборудованием, особенностями правки, выбора характеристик шлифовальных кругов и режимов обработки для основных видов профильного шлифования, к которым отнесены: шлифование фасонных поверхностей шаблонов, копиров, режущих инструментов и инструментов для обработки давлением; эвольвентных поверхностей зубьев колес; резьбовых поверхностей винтов и резьбообразующих инструментов.
Все отзывы и пожелания просим направлять по адресу: 191065, Ленинград, ул. Дзержинского, 10, ЛО изд-ва «Машиностроение».