Рассмотрев механизированный и ручной инструмент, абразивные и иные материалы, пора ознакомиться с основными приемами его применения, рекомендуемыми зарубежными источниками [3,8].
Приемы шлифовки бормашинками
Бормашинки — основной инструмент для небольшого съема металла в процессе финишной обработки поверхности. Учитывая высокую скорость и эффективность резания, при использовании такого инструмента требуется соблюдать чрезвычайную осторожность. Неосторожное движение может привести к неисправимому дефекту и браку дорогостоящей детали, в которую уже вложен большой труд. Повторим, любой, самый современный вид ремонта на видовой полированной поверхности оставит видимый след, а он отпечатается на пластмассовом изделии, причем, ни отделка, ни хромирование поверхности не помогут.
В шлифовальный инструмент устанавливаются абразивные диски и другие шлифовальные головки. Основное назначение шлифовки — удалить следы шероховатости от предыдущей механообработки, которые слишком грубы для доводки брусками. На первом этапе опытным полировщикам можно рекомендовать использование твердосплавных борфрез, которые обеспечивают быстрый и эффективный съем металла. При работе фрезами необходимо четко контролировать бормашинку. Твердосплавный инструмент хрупок по своей природе и, работая с ним, оберегайте его от падений и ударов в процессе резки.
При шлифовке, установленные в бормашинку, насадки стремятся следовать волнам шероховатости. Это затрудняет обработку гладких и плоских поверхностей. Всегда, когда это принципиально возможно, начиная шлифовку, инструмент ведут вдоль рисок шероховатости, срезая только их гребни. По мере выравнивания поверхности направление шлифовки изменяют: инструмент перемещают под углом 45° к рискам шероховатости, продолжая срезать возвышающиеся над впадинами гребни. При работе руки и предплечья должны быть напряжены для максимального контроля над инструментом, от чего зависит гладкость получаемой поверхности и объем последующей финишной обработки. Инструмент следует перемещать равномерно, с постоянным давлением нарежущую насадку.
Для помощи шлифовщику иногда поверхность опыляют каким-либо красителем, который заполняет риски шероховатости. В ряде случаев, особенно при удалении грубых следов с использованием мощных бормашинок операция разбивается на два этапа. Черновой проход, при котором снимаются основные гребни неровностей, но все еще остается краска в глубинах рисок, выполняется малоквалифицированным персоналом или учениками. Окончательная шлифовка делается мастером при полировке формы.
Направление вращения насадки влияет на режимы резания и будет рассмотрен дополнительно. Однако следует иметь ввиду что при движении инструмента против вращения насадка стремится “всплыть”, уменьшив глубину резания, и, наоборот, при совпадении направлений вращения и перемещения насадка стремится увеличить глубину резания.
Другим важным фактором является частота вращения инструмента, а точнее — линейная скорость режущей поверхности насадки относительно обрабатываемой детали. Линейная скорость увеличивается с увеличением частоты вращения шпинделя и диаметра насадки, поэтому для обеспечения одинаковых условий обработки насадка малого диаметра должна вращаться быстрее, чем насадка большого диаметра. В случае необходимости, скорость вращения регулируется либо реостатом (блоком питания) для инструмента с электроприводом, либо давлением воздуха для пневматического инструмента.
Зернистость абразива во многом определяет эффективность шлифовки, которую начинают насадками грубой и заканчивают более тонкой зернистостью. Использование мелкозернистых насадок на первом этапе приводит к необоснованному перерасходу материалов и времени на обработку, наоборот, слишком грубый абразив может повреждать достаточно “чистую” исходную поверхность.
После выбора насадки, установите ее в шлифовальный инструмент с минимально возможным вылетом, исключающим возможные биения. Абразивные круги и головки правятся
специальным камнем, обеспечивающем соосность их поверхности и оси вращения. В случае необходимости (обработка фасонных поверхностей) головка профилируется. Правку производят периодически по мере “засаливания” абразивной поверхности, которое происходит из-за захвата связкой головки срезанных металлических частиц.
Частично использованные насадки сохраняются для последующей аналогичной работы. Со временем у полировщика накапливаются насадки, подогнанные под соответствующие конструктивные элементы, что в значительной степени ускоряет процесс шлифовки.
Приступая к шлифовке, определите зону обработки и направление движения инструмента. Разверните деталь таким образом, чтобы иметь возможность легко и твердо перемещать инструмент, обеспечивая устойчивое повторяющееся движение. В том случае, если заготовка слишком велика, выберите соответствующее удобное положение.
Обработку больших поверхностей проводите отдельными небольшими участками, позволяющими обеспечить однородное давление на инструмент, которые затем соединяют воедино. Другая хорошая практика — крестообразные проходы инструмента. Сначала поверхность полностью выравнивается в одном направлении. Второй проход шлифовки пересекает предыдущий и выполняется до полного удаления следов от предыдущего.
Выполняя работы механизированным инструментом, помните: полировщик управляет шлифовальным инструментом, никогда не допускайте обратной ситуации! Мощь, находящаяся в Ваших руках, при небрежном обращении может кончится серьезными проблемами! Уважайте инструмент![3]
С опытом постигаются внешние признаки, позволяющие определить правильность хода процесса шлифовки. Например, снижение частоты вращения, проявляющееся в изменении (понижении) тона звука, свидетельствует о чрезмерном давлении, прикладываемом к инструменту. Снижение скорости приводит к уменьшению съема металла, с одной стороны, и к образованию царапин — с другой. Величина нажима определяется опытом полировщика. Осваивая новый инструмент и насадки, следует внимательно слушать звук, издаваемый им, и наблюдать достигаемый при этом результат, выбирая оптимальный. В дальнейшем отклонения от оптимального тона будут свидетельствовать о нарушениях в процессе шлифовки.
Подергивания камня в процессе шлифовки и увеличение сопротивления его перемещению по гладкой поверхности наиболее вероятно возникают из-за износа или “засаливания” камня. В первую очередь проводят правку камня оселком, если это не дает положительного эффекта, — значит камень износился и его линейная скорость снизилась. Одна из причин произвольного изменения скорости — попытка вести обработку сразу большой поверхности, при этом невозможно обеспечить равномерный нажим. Повторим еще раз: обрабатывайте большую поверхность небольшими участками.