Наиболее распространены в отечественном инструментальном производстве различные пневматические бормашинки с ротационными и турбинными пневмодвигателями. Основное преимущество — относительно высокая безопасность. Из недостатков остался один — необходимость в пневмосети (или компрессоре) и станции подготовки воздуха, т. к. другие — жесткий пневморукав, шум от выхлопа, сильная зависимость частоты вращения от нагрузки — в современных машинках во многом устранены. Современные машинки имеют частоту вращения до 80000 об/мин и меньший вес, по сравнению с электрическими. Некоторые бормашинки, особенно повышенной мощности, снабжены встроенным дросселем с ручным управлением, который позволяет регулировать воздушный поток, изменяя частоту вращения.
Длительная надежная работа пневматических инструментов возможна только при условии специальной подготовки воздуха. Воздух не должен содержать пыли и влаги, поскольку они приводят к образованию ржавщины и наростов в пневмодвигателе и его подшипниках, которые резко снижают эффективность устройства и сокращают его ресурс. Вместе с тем, в воздухе должно быть распылено жидкое масло, капельки которого обеспечивают смазку всего устройства.
Блок подготовки воздуха состоит из соединенных последовательно фильтра- влагоотделителя и маслораспылителя. При их установке следует соблюдать направление
потока, т. к. при обратном движении воздуха они не работают, и место расположения: удаление от бормашинки не должно превышать 5 — 6 м. При большем расстоянии маслораспылитель становится не эффективным. Иногда, при большом или нестабильном давлении воздуха в сети, между фильтром и маслораспылителем устанавливают редукционный клапан, который снижает давление и стабилизирует его на этом уровне.
Рис. 5.5. Пневматические бормашинки и блок подготовки воздуха
Меры безопасности и правила обслуживания традиционны для шлифовального инструмента. Особое внимание необходимо уделить обслуживанию системы подготовки воздуха: регулярно сливать конденсат из влагоотделителя и поддерживать уровень масла в маслораспылителе.