Анализ причин возникновения дефектного слоя

Определяющим недостатком процесса алмазного шлифования сверх­твердых поликристаллических материалов (СТМ) является значительный процент брака (до 30 %) из-за появления на обработанной поверхности сетки микротрещин или вскрытия внутренних дефектов, привнесенных еще при синтезе СТМ. Включения металла-катализатора (растворителя) сохраняются в СТМ и алмазных зернах после синтеза и концентрируются преимущест­венно в плоскости (111) [73]. Учитывая многофазность алмазных поликри­сталлов, существенное различие коэффициентов теплового расширения (КТР) металлических включений и алмазной матрицы, а также анизотропию свойств кристаллитов СТМ и алмазных зерен, следует ожидать проявления межфазных микронапряжений, которые могут влиять как на процесс микро­разрушения (съем припуска), так и на макроразрушение (образование де­фектного слоя) при шлифовании. По-видимому, это является одной из при­чин образования трещин на резцах из СТМ при заточке их кругами на орга­нической связке. Н. В. Новиков [127] показал, что разрушение СТМ и ком­позиционных СТМ в значительной степени определяется термоупругими напряжениями, связанными с различием КТР алмаза и металлофазы. Оче­видно, это связано также и с анизотропией свойств кристаллитов СТМ. Ука­занный вывод подтверждается тем, что в ювелирных алмазах, которые не содержат включений, и обработка которых сопровождается значительными температурами (до 600-700оС), трещин не образуется [70].

Известно, что нагрев синтетических алмазов до температуры, превы­шающей температуру плавления металла-растворителя, приводит к образо­ванию трещин и разрушению вследствие возникновения значительных на­пряжений и неоднородности структуры [72]. Прочность СТМ после нагрева уменьшается в 2-9 раз.

Поскольку основным видом изделий из СТМ в настоящее время явля­ется лезвийный инструмент, качество алмазного шлифования рассматривали применительно к его заточке. Эффективность и надежность работы лезвий­ного инструмента из СТМ определяется кроме шероховатости его граней и режущих кромок, радиусом их округления, также отсутствием внутренних дефектов и сетки микротрещин на рабочих поверхностях. Высокая стойкость такого инструмента делает его потенциально эффективным для применения в автоматизированном производстве. Однако современная технология синте­за СТМ не дает полной гарантии стабильности его качества, что ограничива­ет широкое применение инструмента из СТМ. Внутренние дефекты, полу­чаемые при синтезе СТМ, проявляются даже после процесса заточки, т. е. в процессе его эксплуатации, что существенно снижает уровень надежности этого инструмента. Образование микротрещин может быть обусловлено дей­ствием одного или сразу нескольких механизмов термосилового разруше­ния: различием коэффициентов термического расширения алмазных кри­сталлитов и металлофазы, окислением меж — и внутрикристаллитных вклю­чений СТМ.

Из-за того, что приведенный модуль упругости и коэффициент темпе­ратурного расширения (КТР) металлофазы существенно (в четыре раза) от­личаются от соответствующих свойств алмаза (алмаз а = 3.7-10-6; металло­фаза 14-10-6), при нагреве создаются внутренние давления, которые могут приводить к неуправляемому макроразрушению СТМ, появлению сетки микротрещин и миграции металлофазы на поверхность (рис. 4.11 а). Уро­вень давления в плоскости можно оценить из соотношения [127]

q = K2(а2 — а1)(Г1 — (4.3)

где К2, а2 — приведенные модуль объемного сжатия и КТР металлофазы ни­кель-марганца, находящихся в равной пропорции;

Т1 — температура, при которой происходит выход капель металлофазы на поверхность алмаза, сопровождаемого образованием трещин.

В исследованиях А. С. Вишневского и А. Г. Гонторя [26] эта темпера­тура соответствует 973 К. Коэффициент температурного расширения алмаза

в диапазоне до 750 К, а = 7• 10-6 К. Величина термического давления в по­лости с металлофазой по зависимости (4.3) равна q =1445.6 МПа. Однако данная расчетная схема не учитывает влияние силового фактора на уровень напряжений в СТМ, и решается в условиях плоского 2D моделирования.

Теоретический анализ термосилового 3D НДС системы «Кристаллиты- металлофаза-зерно-связка» методом конечных элементов (МКЭ) осуществ­лялся в пакете программного комплекса типа Cosmos с применением восьми узловых элементов SOLID (2847 узлов, 1640 элементов). СТМ моделировали в виде совокупности кристаллитов кубической формы размерами

0. 2х0.2х0.2 мм с произвольно размещенными в нем прослойками металлофа­зы размерами 20х200х200 мкм. Расчетная схема модели представлена на рис. 4.11 б.

Достоинством данной методики является возможность в объемном ва­рианте (3D модель) оценить отдельно влияние поперечной подачи ^поп, ве­личины нормального давления в контакте «РПК-СТМ» Рн, физико­механических свойств СТМ, алмазных зерен и связки, температуры в зоне шлифования, температуры СОЖ на температурные поля, величину главных и приведенных напряжений, вызванных как отдельно силовыми и темпера­турными факторами, так и их суммарным воздействием (термосиловые на­пряжения). Пакет позволяет также оценивать энергию и плотности энергии деформации, по которым можно определять возможность образования и раз­вития микротрещин как на поверхности СТМ и алмазных зерен, так и разви­тия внутренних микротрещин.

Температура в зоне контакта «РПК-СТМ» варьировалась в диапазоне Т = 700^1200°С, температура СОТС Т = 20°С, поперечная подача (силовое воздействие) ^поп = 5 мкм/дв. ход.

Данная методика расчета обеспечивает получение трехмерных темпера­турных полей (рис. 4.11 г), трехмерных термосиловых полей энергии дефор­мации (рис. 4.11 в).

в г

Рис. 4.11. Термосиловое 3D НДС и температурные поля в системе
кристаллиты СТМ-металлофаза-связка-зерно»:
а — дефектная поверхность СТМ; б — расчетная схема термосилового НДС;

в — энергия термосиловой деформации; г — температурные поля.

0 31 0 72

Результаты расчетов: стПр = 356Р 9 = 1834 МПа

По данным Н. В. Новикова q = K2(ol2~(Xi)AT = 1445.6 МПа
аПр — приведенные напряжения; Р — усилия в контакте; 9 — контактная температура

Результаты расчета напряженно-деформированного состояния 3D мо­дели системы «кристаллиты СТМ-металлофаза-зерно-связка» приведены в табл. 4.7.

Таблица 4.7 — Зависимость межкристаллитных термических и термо­силовых напряжений от температуры______________________________

Приведенные напряжения, МПа

Температура, °С

500

600

700

800

900

1000

1100

1200

Максимальное

824

928

1083

1128

1243

1418

1552

1657

1123.2

1227.3

1332.8

1437.6

1542.9

1647.2

1751.6

1856.7

Минимальное

515

685.6

703.6

765.6

814.3

876.2

1012.7

1389.7

719.55

781.46

813.37

875.28

917.19

969.10

1221.0

1422.9

Примечание: числитель — термонапряжения; знаменатель — термосиловые на­пряжения.

Расчеты показали, что уже при температурах порядка 700-800°С из-за анизотропии термического расширения алмаза и различия коэффициентов термического расширения алмаза и металлов катализаторов в алмазной мат­рице появляются растягивающие напряжения, превышающие соответст­вующий предел прочности СТМ, что может являться причиной появления сетки микротрещин на обработанной поверхности, т. е. брака при заточке инструмента из СТМ.

Из проведенных расчетов определяем условия шлифования (^поп, Рн, наличие СОЖ), при которых исключается вероятность образования и разви­тия как поверхностных, так и внутренних микротрещин

Однако, бездефектная обработка (под бездефектной обработкой, в дальнейшем будем понимать наличие дефектов допустимого количества и размеров), например, на стадии заточки лезвийного инструмента из СТМ, не всегда гарантирует его надежность в процессе эксплуатации. Очевидно, ре­жимы заточки лезвийного инструмента из СТМ должны быть увязаны с кон­кретными условиями его эксплуатации (рассмотрено в гл. 8).

Выводы

1. Эффективность любого процесса абразивной обработки определяет­ся уровнем приспосабливаемости взаимодействующих поверхностей и воз­можностью изменения этого уровня за счет выбора условий шлифования (режимы обработки, введение в зону шлифования дополнительной энергии или ПАВ, и т. д.). При традиционном алмазном шлифовании СТМ кругами на металлических связках процесс приспосабливаемости реализуется ано­мально быстро (1 — 2 минуты) и характеризуется тремя этапами: высокоин­тенсивным, переходным и устойчивым. Выдвинута доказательная гипотеза о возможности управления процессом приспосабливаемости для эффективно­го использования достоинств каждого периода всего ее диапазона и макси­мальной реализации высоких потенциальных возможностей процесса.

2. Сформулировано и обосновано понятие приспосабливаемости как способности к самоорганизации технической системы «СТМ-зерно-связка» в процессе ее функционирования, т. е. шлифования. Приспосабливаемость реализуется при изменении свойств элементов системы или окружающей среды. Применительно к предметной области алмазно-абразивной обработки в качестве критерия приспосабливаемости может служить минимизация энергозатрат функционирования системы, приводящая к потере производи­тельности обработки. Разработана систематика наиболее представительных составляющих процесса приспосабливаемости при алмазном шлифовании СТМ. Наибольшее влияние на эффективность процесса шлифования СТМ оказывают топографическая и структурно-фазовая, а энергетическая состав­ляющая приспосабливаемости является интегрирующим показателем степе­ни их реализации. Процесс приспосабливаемости может осуществляться в принципиально разных условиях взаимодействия элементов системы, харак­теризующихся наличием или отсутствием контакта связки с обрабатывае­мым материалом.

3. Установлено определяющее влияние анизотропии свойств кристал­литов обрабатываемого сверхтвердого материала и алмазных зерен на сте­пень структурно-фазовой приспосабливаемости. К ним относятся, прежде всего, различие значений микротвердости, энергии разрушения и прочности контактирующих тел, обусловленное их ориентацией по отношению к зоне контакта. При определении оптимальных условий производительного или прецизионного шлифования следует учитывать взаимосвязь скорости круга, размеров зерен, частоты их собственных колебаний и величины кристалли­тов обрабатываемого сверхтвердого материала. Структурно-фазовую при — спосабливаемость в процессе алмазного шлифования СТМ можно характе­ризовать изменяющимся количеством «твердых» и «мягких» граней кри­сталлитов и алмазных зерен в контакте, миграцией металлофазы в зоне кон­такта, вызванной анизотропией, графитизацией и окислением кристаллитов СТМ и зерен.

4. При равнотвердых обрабатываемом и инструментальном материалах наряду с твердостью большую роль играют динамическая прочность и тре­щиностойкость алмазных зерен, принудительное формирование субмикро­рельефа алмазных зерен в сочетании с дозируемым принудительным удале­нием связки, наличие или отсутствие контактирования металлической связ­ки с обрабатываемым материалом, величина фактической площади контакта в системе «РПК-СТМ» как факторы, определяющие характер и интенсив­ность самозатачивания кругов.

При шлифовании СТМ удельный износ и удельный расход алмазов круга может различаться на порядок. Например, для пары «АСПК-зерно АС2» это отличие достигает 10 раз. Предложенные методики определения удельного износа и динамической прочности алмазных зерен непосредст­венно в круге позволяют определять оптимальные сочетания контактирую­щих пар «марка СТМ-марка зерна».

5. Выдвинута гипотеза (доказательство и экспериментальное подтвер­ждение приведено в гл. 7) о том, что, управляя уровнем приспосабливаемо — сти, можно трансформировать процесс шлифования СТМ в широком диапа­зоне от производительного до доводочного и ультрапрецизионного, путем целенаправленного изменения и стабилизации заданного уровня приспосаб — ливаемости в системе «шлифовальный круг-деталь» в любом из трех уста­новленных этапов.

Updated: 28.03.2016 — 18:44