Опыт передовых ремонтных предприятий показывает, что использовать остаточный ресурс долговечности деталей по прочности у изношенных деталей весьма эффективно с помощью наплавки. Доля износостойкой наплавки, получаемой в результате использования легированных проволоки и флюса, в ремонтном производстве составляет более 50 %. Но значительным тормозом в применении износостойких наплавок является трудность их механической обработки.
Для наплавленного металла характерны: значительный разброс механических свойств; нестабильность структуры и неравномерность твердости по длине детали; наличие включений и металлургических дефектов; наличие неблагоприятных растягивающих напряжений; снижение усталостной прочности наплавленных деталей. Это ведет к снижению износостойкости металла.
Механическая обработка лезвийным и абразивным инструментом наплавленного металла с повышенной поверхностной твердостью и большим припуском на обработку из-за наличия выступов и впадин в местах перекрытия наплавляемых валиков является непроизводительным, трудоемким процессом, требующим большого расхода твердосплавных пластин резцов и шлифовальных кругов. В связи с этим весьма интересен вопрос использования тепла сварочной дуги при восстановлении деталей путем совмещения в одной технологической схеме процессов автоматической электродуго — вой наплавки под флюсом и упрочняющей обработки нанесенного слоя металла. В этом случае от режима наплавки, количества вводимого сварочной дугой тепла, размера и скорости вращения детали в процессе наплавки зависят режимы обработки, формирование наплавленного металла и качество поверхности.
В настоящее время разработаны технологические методы нанесения и повышения качества поверхностных слоев восстанавливаемых или изготавливаемых деталей машин, созданы установки, позволяющие совмещать в единой технологической схеме, с использованием тепла сварочной дуги, следующие операции:
— наплавку и накатку роликами нанесенного слоя металла;
— наплавку, фрезерование и накатку роликом горячего наплавленного металла;
— наплавку, фрезерование и шлифование горячего наплавленного металла.
Общими для всех установок являются токарный станок и наплавочный автомат, который размещается на задней части суппорта станка. Оборудование для накатки роликами и механической обработки наплавляемого металла располагается на суппорте токарного станка.
Цель такого совмещения — использование эффекта лучшей упрочняющей обрабатываемости подогретого металла, что дает возможность сократить производственный цикл восстановления, повысить качественные показатели восстановленных деталей и стойкость инструмента, получить ряд других преимуществ.