Значительное количество теплоты, выделяемой при внутреннем шлифовании в связи с большой поверхностью контакта между кругом и обрабатываемой деталью, требует его отвода и снижения температуры в зоне шлифования.
Основным средством решения данной задачи является введение в зону шлифования СОЖ.
Основным назначением СОЖ являются отвод образующейся теплоты из зоны шлифования, удаление из зоны резания отходов шлифования, предохранение абразивных зерен от налипания металла, предотвращение образования прижогов и трещин на обрабатываемой поверхности, снижение изнашивания шлифовального круга.
В соответствии с современными требованиями СОЖ должны обладать не только высокими технологическими, но также необходимыми сопутствующими свойствами, такими как легкость приготовления, стабильность, отсутствие корродирующего действия на обрабатываемые детали и оборудование, отсутствие растворяющего действия на краску станка и разъедающего действия на обмотку электрооборудования, удовлетворительные санитарно-гигиенические свойства и отсутствие токсичности.
Эффективное использование свойств СОЖ возможно только при условии рациональной организации всех этапов их эксплуатации: транспортирования и хранения, приготовления и регенерации, способа ввода в зону обработки, обеспечения стабильного состава СОЖ.
По характеру воздействия на процесс шлифования различают три группы СОЖ: охлаждающие, химически активные и поверхностно активные. Наибольшей охлаждающей способностью обладают среды, имеющие высокую теплопроводность, теплоемкость, скрытую теплоту парообразования, большую плотность и небольшую вязкость. Химическая активность среды определяется способностью ее молекул образовывать на контактных поверхностях химические соединения.
Практика показывает, что в процессе приготовления и эксплуатации СОЖ может оказать то или иное неблагоприятное воздействие на работающих. При этом степень и характер данного воздействия определяются как активностью химических веществ, входящих в состав СОЖ, так и рядом технологических условий: способом подачи СОЖ в зону резания, режимами резания, совокупностью особенностей осуществления процесса обработки и оснащенностью станочного парка защитными устройствами. В определенных случаях возможно влияние на токсичность СОЖ условий окружающей среды (температуры, влажности
воздуха и т. п.). Каждый из перечисленных факторов может играть определенную роль в формировании условий труда станочника. Однако наибольшего внимания с точки зрения гигиены труда заслуживают вопросы, связанные с культурой самого труда, химическим составом жидкостей, точным выполнением инструкций по способам приготовления и хранения рабочих СОЖ, оснащенности станков средствами защиты. Решение вышеуказанных вопросов позволяет значительно снизить, а в ряде случаев и полностью устранить вредное воздействие СОЖ [5].
При внутреннем шлифовании можно применять следующие охлаждающие и СОЖ: раствор кальцинированной соды в воде, водные растворы эмульсии, водные растворы с добавкой поверхностно-активных веществ, твердые смазки.
Если единственным требованием при шлифовании сталей различных марок, чугуна и бронзы является интенсивное охлаждение, то применяют растворы кальцинированной соды и нитрита натрия. Количество соды не должно превышать 1 — 1,5%, так как введение в раствор большего количества увеличивает возможность коррозии обрабатываемых деталей и станка вследствие значительного осаждения сухой соды на металле после высыхания раствора. Концентрированные растворы соды могут вызвать раздражение кожи рук рабочего.
В качестве СОЖ особенно на операциях окончательного шлифования успешно применяют 1 %-ный водный раствор триэтаноламина с добавкой 0,3 % нитрита натрия. Возможна еще добавка 0,25 % глицерина. Триэтаноламин является активной и антикоррозионной добавкой и при высыхании раствора оставляет масляную прозрачную пленку на обрабатываемой детали и на станке. При малых концентрациях его антикоррозионные свойства недостаточны. Добавка нитрита натрия их усиливает. В сравнении с содовым раствором этот раствор улучшает также качество поверхности.
Наиболее эффективной в качестве поверхностноактивного вещества в составе СОЖ является добавка олеиновой кислоты в состоянии технической поставки при концентрации в охлаждающей жидкости в пределах 0,2—1,0 %. При шлифовании легированных сталей олеиновая кислота в указанном количестве снижает шероховатость обрабатываемой поверхности, повы-
шает стойкость шлифовального круга, снижает расходуемую на шлифование мощность, уменьшает возможность появления прижогов. Такое влияние поверхностно-активного вещества объясняется тем, что в зоне шлифования пластические и сдвиговые деформации совершаются при значительно меньших усилиях. Во многих случаях в масляную эмульсию добавляют кальцинированную соду (до 1 %), тринатрий фосфата и нитрита натрия. При тяжелых условиях работы применяют индустриальное масло № 20 (веретенное № 3), активированное осерненным маслосульфофре — золом.
Шлифование деталей из алюминия и его сплавов производят с применением легких минеральных масел или 1,5 %-ной эмульсии. Смеси из керосина и масла нельзя применять, так как они огнеопасны и под влиянием высокой температуры разлагаются, выделяя газы, вредные для здоровья.
Рекомендуемые составы СОЖ приведены в табл. 2.7. Расход жидкости при внутреннем шлифовании составляет 5 л/мин на каждые 10 мм высоты круга.
При шлифовании подшипниковых сталей рекомендуют использовать СОЖ ИХП-45Э, которая является высококонцентрированной эмульсией, приготовленной из эмульсола ИХП-45Э, содержащего следующие химические вещества: натриевую соль сульфированного масла, хлорированный парафин, антикоррозионные добавки, поверхностно-активные вещества, бактерицидные добавки. Эмульсии приготовляют путем растворения тщательно перемешанного эмульсола в воде при обычной температуре 20—25 °С. Эмульсию доводят до готовности перемешиванием в течение 20—30 мин до образования однородного состава жидкости молочного цвета. Данная СОЖ является высокоэффективной при шлифовании деталей подшипников из стали ШХ-15. Применение СОЖ ИХП-45Э на операции шлифования посадочного отверстия кольца 7804-02 позволяет увеличить производительность на 25%, а при шлифовании колец 92705-02 — на 40—50 %.
Результаты испытаний СОЖ ИХП-45Э при одновременном шлифовании роликовой дорожки и бортов кольца подшипника показали большие возможности:
1) исключить прижоги на шлифованной поверхности;
2) улучшить параметры шероховатости поверхности;
3) повысить стойкость круга на 25—30 %; 4)’ улучшить санитарно-гигиенические условия труда.
После использования охлаждающая жидкость вместе с отходами (металлическая стружка и частица абразива со связкой) попадает в бак с отстойными отделениями, где осаждаются отходы, а жидкость проходит через фильтр и насосом ее снова подают в зону резания.
В настоящее время находят применение методы фильтрации СОЖ с помощью специальных аппаратов и установок, описываемых ниже.
Магнитный сепаратор (рис. 2.4) предназначен для очистки жидкости с помощью постоянных магнитов, встроенных в барабан 5. Между барабаном и чугунным корпусом 1 предусмотрен зазор, через который направляют поток отработанной СОЖ — Жидкость протекая по зазору в направлении, обратном вращению барабана, омывает часть его поверхности. Находящиеся в ней металлические частицы притягиваются магнитами, образуя своеобразные металлические щетки, которые одновременно служат фильтрами, задерживающими находящиеся в жидкости частицы абразива и связки. Валик б, прижатый к барабану сепаратора пружинами, удаляет из шлама жидкость. Шлам с барабана 5 непрерывно снимают скребком 4 и, двигаясь по желобу 3, шлам попадает в специальную емкость. Отверстие 7 служит для залива загрязненной СОЖ, а через отверстие 2 очищенная жидкость поступает в отстойный бак.
Однако применение магнитного сепаратора имеет известные ограничения. Основной его недостаток заключается в том, что удаляют из СОЖ в основном намагничивающиеся частицы металла.
Гидроциклон (рис. 2.5) является дешевым и производительным устройством для очистки СОЖ (рис. 2.5). СОЖ поступает в цилиндрическую часть корпуса тангенциально, получая вращательное движение. В результате этого возникают значительные
центробежные силы, под действием которых тяжелые частицы отбрасываются к стенкам конической части корпуса и движутся к выходному отверстию 1 вместе с некоторой частью жидкости (3—5 % )• Выход основного объема СОЖ осуществляется через верхнее отверстие 2. Гидроциклоны задерживают 70—90 % примесей в виде частиц размером свыше 10 мкм. Преимуществом гидроциклона является возможность очистки СОЖ от металлических и неметаллических
частиц, а также непрерывное удаление шлама, компактность и простота конструкции, высокая производительность и надежность.
В последнее время все чаще используют гидроциклоны больших размеров (диаметром до 250 мм), которые применяют для очистки масляных СОЖ. Последние подогревают до температуры 70—80 °С для снижения вязкости, а для повышения качества очистки гидроциклоны оснащают электромагнитами.
Для повышения эффекта охлаждения необходимо использовать современные способы подачи СОЖ.
С труйно-напорный способ подачи СОЖ состоит в том, что СОЖ подают под давлением на рабочую поверхность шлифовального круга вне зоны резания. Струи СОЖ, обладающие большой кинетической энергией, пробивают воздушный поток, окружающий поверхность шлифовального круга, очищая ее от частиц металла и отходов шлифования. На рабочей поверхности круга образуются смазочные пленки, что способствует уменьшению засаливания круга.
Устройство для подачи СОЖ струйно-напорным способом при внутреннем шлифовании представлено на рис. 2.6. Смонтированное на шпинделе 5 устройство перемещают вдоль оси детали /, закрепленной в патроне. Хомутик 6 жестко закреплен на шпинделе, в прорези которого установлен кронштейн 3 со штуцером 4, через который СОЖ подводят к соплу 2.
Давление СОЖ выбирают в зависимости от обрабатываемого материала. Для мало — и среднеуглеродистых сталей оно составляет 25-105 Па, а для легированных сталей — 30-105 Па и более.
Замена обычного способа подачи СОЖ струйно — напорным обеспечивает наряду с уменьшением шероховатости обработанной поверхности возможность
Рис. 2.6. Устройство подачи СОЖ струйно-напорным способом |
значительного повышения производительности внутреннего шлифования при сохранении заданного качества детали.
Принципиальная схема охлаждения зоны шлифования станка модели ЗК.227В представлена на рис. 2.7. Устройство обеспечивает подачу охлаждающей жидкости в зону шлифования отверстия и торца изделия, а также автоматическое включение и выключение подачи охлаждающей жидкости и очистку ее от шлама. Бак 12 заполняют СОЖ — При пуске гидронасоса 9 одновременно включают электродвигатель магнитного сепаратора 11. Жидкость от гидронасоса 9 подается по трубопроводам 10 и 2 через кран 1 и распылитель 5 в зону шлифования торна заготовки. При подходе круга к зоне шлифования отверстия автоматически включается подача жидкости по трубопроводу 10
через клапан 7 и трубопроводу 6 через кран 4 и распылитель 3 в зону шлифования отверстия. При отводе стола в нерабочее положение подвод жидкости автоматически прекращается мембранным клапаном 7, приводимым в действие давлением масла по гидроприводу 8. Расход жидкости регулируют краном 4.
Жидкость из зоны шлифования поступает в магнитный сепаратор, где очищается от шлама и возвращается в бак 12. Шлам из магнитного сепаратора сбрасывают в специальный бачок.