Выбор шлифовального круга

Выбор диаметра круга при внутреннем шлифова­нии часто зависит от размера обрабатываемого отвер­стия. В отличие от круглого наружного или плоского шлифования периферией круга площадь контакта обрабатываемой поверхности с кругом при внутреннем шлифовании значительно больше, вследствие чего наб­людается интенсивное теплообразование. В то же время круги малых диаметров, работающие при низ­ких окружных скоростях, сильно изнашиваются, так как отдельные абразивные зерна, испытывая большую нагрузку, изнашиваются и выкрашиваются, в резуль­тате чего необходима частая правка круга и коррек­тировка его положения.

На основе практического опыта можно принять соотношение между диаметром шлифовального круга и диаметром обрабатываемого отверстия в пределах dv. р = (0,5-1- 0,9) dOTB.

Для отверстия диаметром свыше 200 мм диаметр круга меньше зависит от размера отверстия и опреде­ляется диаметром шпинделя шлифовальной бабки.

В качестве абразивного инструмента применяют цилиндрические круги формы ПП диаметром D — = 3-f-200 мм и высотой Н = 1-f-32 мм. Если одно­временно с отверстием надо обработать и торец де­тали или по характеру работы требуются круги боль­шой высоты, то берут круги формы ПВ диаметром D— 10 — 200 мм и высотой Н = 6-4-40 мм.

Характеристику круга принято обозначать маркой на торцовой поверхности. Например, круг 24А40СМ2К означает абразивный материал круга — электрокоруид белый, зернистость — 40, степень твердости — средняя № 2 (СМ2), связка — керамическая (К). Форма и размеры круга обозначают так: ПП 40X6X13, что значит: прямой профиль, диаметр круга D — 40 мм, высота Н = 6 мм, диаметр отверстия d — 13 мм.

Для обработки разнообразных материалов тре­буются крупі различных характеристик. Например, отверстия в деталях из алюминия и чугуна обыч­но шлифуют кругами из карбида кремния чер­ного (53С—55С), а из сталей различных марок в зависимости от их физико-механических свойств и требуемой шероховатости — кругами из электро­корунда нормального (13А—15А), электрокоруида белого (23А—25А) и монокорунда (43А—45А) зер­нистостью от 50 до 12. При внутреннем шлифовании чаще всего применяют круги зернистостью от 40 до 16

Степень твердости кругов для внутреннего шлифо­вания выбирают в пределах от МІ до С1 в зависимости от характера выполняемой операции. При черновом шлифовании, когда необходимо снять большое коли­чество металла и нет высоких требований к точности и параметрам шероховатости поверхности, применяют более твердые круги. При работе мягкими кругами, как правило, отсутствуют прижоги. Однако эти круги обладают повышенным износом и требуют частой правки. Слишком твердые и мелкозернистые круги сравнительно быстро засаливаются, их также следует часто править.

Обработку отверстий со шпоночными пазами или шлицами ведут более твердыми кругами. Чем больше число пазов, тем тверже должен быть круг. Для шли­фования отверстий в тонкостенных втулках приме­няют круги невысокой степени твердости.

При малой поверхности контакта круга с обраба­тываемой поверхностью вследствие повышенного удельного давления необходимо применять круги более твердые для уменьшения их изнашивания. Чем больше поверхность контакта при внутреннем шлифо­вании, тем соответственно мягче должен быть круг.

Одновременно следует также учитывать скорость резания и диаметр круга. Чем выше окружная скорость круга в процессе резания, тем круг будет работать как более твердый. Чем меньше диаметр круга, тем выше должна быть его степень твердости, учитывая малую поверхность контакта и влияние окружной скорости.

В силу особенностей процесса внутреннего шлифо­вания, сопровождающегося значительным теплообра­зованием, следует выбирать круги с более крупным зерном, более мягкие п с более открытой структурой, чем при наружном шлифовании. Тем самым создаются возможности для предотвращения прижогов и обеспе­чения лучшего отвода стружки.

Для выбора характеристики шлифовального круга можно пользоваться данными табл. 2.2.

Для проведения работ в режиме скоростного шли­фования необходимы специальные шлифовальные круги, которые должны обладать повышенной меха­нической прочностью, режущей способностью, а также равномерностью структуры, что обеспечивает хорошую степень их уравновешенности.

Известен ряд методов повышения прочности шли­фовальных кругов. В настоящее время одним из таких способов является армирование, которое осуществ­ляют прокладкой слоев ткани, капроновой сетки и других материалов внутри абразивной массы круга. К скоростным внутрншлпфовальным кругам предъяв­ляют требования по степени их уравновешенности, которая обеспечивается равномерностью структуры, повышением точности его формы и геометрических размеров. Поэтому данные круги шлифуют по торцам, а также по наружной и внутренней поверхностям.

Геометрические параметры кругов должны удов­летворять требованиям класса А. При увеличении скорости шлифования изменяются зернистости, связки и твердости. При выборе абразивного материала отдают предпочтение прочности и износостойкости абразивных зерен. Твердость круга выбирают в зави­симости от подачи. Большие подачи при значительном съеме металла (1 —1,5 мм на диаметр) требуют уве­личения твердости. Структура шлифовального круга должна быть более открытой, а связка обеспечивать достаточную механическую прочность. В основном для скоростного шлифования применяют керамические связки. Перечисленные рекомендации обшего харак­тера в каждом отдельном случае корректируют в зависимости от требований к детали и от техниче­ских возможностей станка. Уточнение производят экспериментальным путем. Рекомендации по выбору кругов при обработке подшипников из стали ШХ-15 представлены в табл. 2.3.

При шлифовании высоколегированных закаленных сталей (56 НРСЭ) рекомендуют использовать круги из эльбора, которые по сравнению с обычными абра­зивами имеют повышенные режущие свойства и стой­кость, малый расход при чистовой обработке (в сотни раз меньше, чем при использовании обычного абразив­ного инструмента), высокое качество обработанной поверхности, повышенную производительность обра-

бОтки. Эти преимущества позволяют продуктивно использовать шлифовальные круги из эльбора для обработки различных марок сталей и их сплавов, чугуна и других материалов.

Эффективность применения кругов из эльбора в значительной степени зависит от состояния оборудо­вания и правильного выбора режимов шлифования.

Таблица 2.3

Шлифовальные круги

для обработки колец подшипников из стали ШХ-15 со скоростью 80 м/с

Операция

Пре­

дела

ная

по­

дача,

мм/мин

Съем

на

диа­

метр,

Характеристика

круга

Пропитка,

правящий

инструмент

Черновая об­работка: отверстия

6

0,8-

ПП35Х25Х16,

Без пропитки.

одновре-

0,6

1,2

0,8-1

91АП16С17К431

ІІП65Х25Х20,

алмаз в оправе Пропитка се-

менно же­лоба, бор­тиков, фа­сок

Чистовая об­работка: отверстия

в

0,8

91АП16СМ27К431

ПП35Х25Х16,

рой, алмазный ролик

Без пропитки,

желоба

0,3

0,3

91АП12СМ17К431 ПП65Х14X20,

алмаз в оправе Пропитка се-

24АП8М36К431

рой, алмаз в оправе

Основные технические требования к шлифоваль­ным станкам, предназначенным для работы кругами из эльбора: радиальное и осевое биение шлифовального шпинделя должно быть не более 0,005 мм, жесткость станка в пределах 7000—9000 Н/мм, допустимый раз­мах колебаний шлифовальной бабки на холостом ходу не более 0,0015—0,002 мм. Рекомендации по исполь­зованию кругов из эльбора при внутреннем шлифова­нии представлены в табл. 2.4.

Таким образом, при выборе зернистости и твердо­сти абразивного круга следует руководствоваться сле­дующим:

1) для достижения параметра шероховатости по­верхности Ra = 6,3 мкм следует применять кругизернистостью 40—25, а если Ra < 6,3, то необходимо применять круги зернистостью 16 и ниже;

2) при переходе на большую скорость шлифова­ния (до 50 м/с) зернистость и твердость круга можно оставить без изменения, если увеличение скорости съема металла примерно пропорционально скорости резания н скорости детали (если же требуется сущест­венно увеличить скорость съема металла дальнейшим повышением скорости шлифования до 65 м/с, то твер­дость круга необходимо увеличить на одну-две сту­пени, оставляя зернистость без изменения, при этом следует обязательно увеличивать скорость детали, применять специальные составы СОЖ и способы ее подачи в зону шлифования);

3) при скоростном шлифовании в случае незначи­тельного увеличения скорости съема металла и жест­ких требованиях к качеству обрабатываемой поверх­ности рекомендуется уменьшить твердость круга на одну степень;

4) при шлифовании с повышенной глубиной и по­дачей, если позволяет мощность станка и жесткость технологической системы, необходимо применять круги более высокой степени твердости;

5) при обработке прерывистых отверстий необхо­димо использовать более твердые круги;

6) при обработке отверстий в закаленных деталях из цементируемых марок сталей твердость круга сле­дует снижать на одну-две степени;

7) при шлифовании закаленных сталей, а также и других марок сталей и сплавов с пониженной тепло­проводностью необходимо применять более мягкие круги;

8) при шлифовании отверстий в тонкостенных втулках рекомендуется применять круги пониженной твердости.

Приведенные рекомендации по выбору абразивных кругов могут быть уточнены в зависимости от кон­кретных условий обработки.

Updated: 24.03.2016 — 11:54