Специализированные и специальные внутришлифовальные станки применяют обычно на заводах с крупносерийным и массовым производством. В авто-
тракторной промышленности на таких станках шлифуют отверстия зубчатых колес и втулок, в подшипниковой— отверстия и желоба колец подшипников. Эти станки должны обеспечивать высокую производительность, что достигается в первую очередь за счет автоматизации как цикла шлифования, так и вспомогательных переходов.
Специализированные и специальные внутришлифо — вальные станки подразделяют на две группы: патронные и бесцентровые. Станки первой группы выпускают на базе универсальных станков гаммы ЗК или ЗМ, и они являются их модификацией. Они имеют характерную для универсальных станков компоновку. Гамма специализированных станков моделей ЗК225Вс, ЗК227Вс, ЗК228Вс, ЗК229Вс оснащена патронами с механизированным приводом и приборами для визуального контроля диаметра отверстий.
Полуавтоматы ЗК225Б, ЗК227Б, ЗК228Б, ЗК229Б управляются приборами активного контроля и обеспечивают стабильность размеров обрабатываемых отверстий до 0,003—0,004 мм.
Для шлифования отверстий глубиной до 500 мм в цилиндрах и гильзах предназначен специализированный станок с ЧПУ модели ЗМ227ГВФ2. Станок с ЧПУ модели ЗМ227УВФ2 предназначен для шлифования отверстий в шпинделях и пинолях, имеющих длину до 1250 мм. Двухшпиндельный станок с ЧПУ модели ЗМ227БФ2 позволяет вести обработку по программе отверстия диаметром от 20 до 150 мм одновременно с прилегающим к нему торцом.
Основным изготовителем патронных специализированных станков является Саратовский станкостроительный завод им. 60-летия СССР. Им выпущено значительное число модификаций станков с индексом СШ. Характерными моделями этого завода являются станки СШ111 и СШ113, предназначенные для шлифования цилиндрического или конического отверстия деталей типа зубчатых колес и втулок, и станки СШ99 и СИП 14—для одновременного шлифования цилиндрического отверстия и наружного торца деталей типа зубчатых колес и втулок. Станки СШ111 и СШ99— полуавтоматы, СШ113 и СШ 114 — автоматы.
Все модели выполнены на общей базе с использованием агрегатных узлов, что обеспечивает единообразие конструкторских решений основных узлов И КОМ
поновки, а также облегчает освоение, обслуживание и ремонт станков.
Их гидропривод значительно упрощен в сравнении с универсальными внутришлифовальными станками. Станки выпускают налаженными на обработку конкретных изделий.
Рис. 1.11. Наладка виутришлифовалыюго автомата на одновременное шлифование отверстия и торца зубчатого колеса |
В отличие от известных способов последовательного шлифования отверстия и торца на станках моделей СШ99 и СШ114 шлифование осуществляют одновременно с одного установа изделия, что увеличивает производительность и точность. Шлифование торца заканчивают вместе с черновым шлифованием отверстия. Наладка шлифовальных шпинделей показана на рис. 1.11,
Шлифование отверстия и торца производят при повышенных скоростях непрерывных подач, осуществляемых кулачковыми механизмами подач с приводом от регулируемого электродвигателя постоянного тока, что позволяет заранее настроить требуемые скорости черновой и чистовой поперечной и продольной подач. Стол станка служит для подвода шлифовальной бабки в зону резания и отвода ее в нерабочее положение, а также для продольного перемещения круга при правке.
Во время шлифования стол не перемещается, а стоит на жестком упоре со шлифовальной бабкой в рабочей позиции. Продольное возвратно-поступательное движение внутришлифовального круга осуществляет каретка, несущая внутришлифовальный шпиндель. Для повышения производительности обработки применен метод врезного шлифования отверстия с небольшим продольным осциллированием круга. Каретка с кругом осциллирующее движение получает от эксцентрикового вала, приводимого во вращение электродвигателем через специальный редуктор. Число двойных ходов каретки с кругом равно частоте вращения эксцентрикового вала, а величина осцилляции — удвоенной величине эксцентриситета.
Контроль размеров диаметра и длины отверстия в процессе шлифования осуществляется автоматически от вершины алмаза, что позволяет применять внутришлифовальный круг и оправку наибольшего диаметра и обеспечивает тем самым наибольшую жесткость шпиндельного узла. Точность размера диаметра прошлифованного отверстия находится в пределах 0,02—0,03 мм, а расстояния от базового до прошлифованного торца — в пределах 0,05—0,06 мм.
Для обеспечения высоких режущих свойств круга в течение всего цикла в зависимости от величины припуска и марки стали предусмотрены одинарная и двойная принудительные правки внутрншлифоваль — ного круга. Правку торцешлифовального круга производят после каждого цикла или через несколько циклов по счетчику в зависимости от требуемой точности.
Производительность станков составляет 50— 60 шт./ч в зависимости от размеров изделия, его материала и величины припусков. Основные данные станков приведены в табл. 1.7.
Автоматы модели СШ114 для одновременного шлифования отверстия и торца работают по следующему
циклу. Шпиндель изделия вращается непрерывно. Автооператор с заготовкой поворачивается в сторону патрона и перемещается вдоль него; происходит зажим заготовки, после чего автооператор выходит из патрона и поворачивается в исходное положение. Стол перемещается влево до упора. Одновременно в ту же сторону перемещается автооператор и захватывает новую заготовку. Включаются подача охлаждающей жидкости, осцилляции круга, быстрый радиальный подвод изделия к внутришлифовальному кругу и продольная подача торцешлифовального круга в заготовке.
После чернового шлифования отверстия и шлифования торца продольная подача шлифовальной бабки прекращается, происходит выхаживание торца и заканчивается черновое шлифование отверстия. Далее следуют быстрый отвод изделия от внутришлифоваль — ного круга и поперечная подача алмаза к внутришлифовальному кругу на заранее установленную величину, прекращение осцилляции, правка внутришлифоваль — ного круга (за двойной ход стола) и возврат механизма продольной подачи в исходное положение. Затем возобновляется осцилляция круга, происходят быстрый подвод изделия, переключение на чистовое шлифование отверстия с последующими выхаживаниями, после чего стол отводится в исходное положение. Одновременно перемещается автооператор с новой заготовкой, а готовое изделие выталкивается из предварительно разжатого патрона. Прекращаются подача охлаждающей жидкости и осцилляция внутри- шлифовального круга. Механизм поперечной подачи возвращается в исходное положение. Через определенное число циклов происходят продольная подача торцешлифовального круга к алмазу (на заранее установленную величину) и правка круга. Далее цикл повторяется.
На рис. 1.11 показан патрон этого станка для крепления цилиндрического зубчатого колеса при загрузке его с помощью автооператора без останова вращения шпинделя изделия. При перемещении тяги
I вправо стакан 2 деформирует мембрану 5 с тремя кулачками 6, которые расходятся, освобождая изделие, выталкивающееся плунжером 10 при движении тяги
II вправо. Когда оператор вводит в патрон очередную заготовку, подпружиненные ловители 8 попадают во впадины зубчатого венца и увлекают заготовку вместе с оправкой автооператора во вращение.
При дальнейшем продольном перемещении автооператора заготовка поджимается к базовому торцу упора 9, а зубья 7 входят во впадины венца. При перемещении тяги 1 влево мембрана освобождается, и кулачки 6 через зубья 7 зажимают заготовку. Автооператор отводится влево, оставляя заготовку в патроне. Для обеспечения большей жесткости кулачки 6, мембрана 5, планшайба 3 и противовесы 4 выполнены в виде сварной конструкции; противовесы предотвращают самораскрывание патрона при вращении, уравновешивая центробежную силу его кулачков.
Бесцентровые внутришлифовальные станки созданы для обработки деталей типа колец и втулок. Посадочные отверстия внутренних колец и дорожки качения наружных колец подшипников шлифуют на автоматах этого типа методом врезания.
Станки для шлифования дорожек качения (желобов шарикоподшипников) называют желобошлнфо — вальными и снабжают качающимися бабками изделия.
Одно из отличий бесцентровых станков от патронных состоит в схеме базирования. Заготовку при обработке в них не центрируют, а прижимают шлифовальным кругом к опоре приспособления. Такая схема базирования обеспечивает одинаковую толщину прошлифованного кольца во всех точках его окружности. Из-за того что в процессе шлифования выдерживают одинаковое расстояние от точек окружности отверстия до наружной базовой поверхности, происходит копирование отверстием формы наружной поверхности кольца. Поэтому на бесцентровых внутришлифовальных станках обрабатывают детали, имеющие точную цилиндрическую наружную поверхность. Использование такой схемы базирования позволяет существенно сократить вспомогательное время обработки каждого кольца, так как отпадает необходимость в закреплении заготовки. По этой же причине упрощается задача загрузки-выгрузки деталей, станки удобнее автоматизировать.
В бесцентровых станках схема базирования может быть реализована в двух вариантах: на роликах и на жестких неподвижных опорах (башмаках).
Конструкция роликового устройства показана на рис. 1.12. Заготовка 1, скатываясь по лотку 5, падает на два опорных ролика 15 и 18, первый из которых ведущий. Третий ролик 4 — прижимной. Ведущий ролик установлен на шпинделе 11, приводимом во вращение от редуктора шкивом 13. Осевое положение обрабатываемого кольца 1 в зоне шлифования определено упором в стакан 2 шпинделя 3, расположенного параллельно шпинделю ведущего ролика. Управление механизмом загрузки-выгрузки осуществляет кулачок 9, посаженный на вал 12, проходящий внутри пустотелого шпинделя ведущего ролика. Поворот вала с кулачком выполняют от гидравлики станка через муфту
А-А Рис. 1.12. Устройство для базирования деталей на роликах |
14. Рычаг 10, сидящий на одном валу с кулачком, поднимает прошлифованное кольцо и сбрасывает его в лоток выгрузки. После этого кулачок поднимает толкателем 8 отсекатель 6, пропуская очередное кольцо в зону шлифования. Отсекатель опускается при помощи пружины 7. Настройку положения всего базирующего устройства относительно оси шлифовального круга производят поворотом плиты 17 в горизонтальной плоскости и наклоном основания 16 в вертикальной плоскости.
Базирование детали на жестких опорах показано на рис. 1.13. К корпусу бабки изделия крепят башмак 2 с двумя твердосплавными опорами 1, на которые укладывают обрабатываемое кольцо 3. Опорным торцом кольцо притягивают к торцу электромагнитного патрона. При вращении патрона кольцо должно надежно прижиматься к опорам. С этой целью его ось располагают эксцентрично к оси вращения патрона. Настройку требуемого эксцентриситета производят регулировочными винтами 4. В процессе шлифования
происходит проскальзывание кольца по торцовой поверхности патрона. Общий вид автомата для шлифования подшипниковых колец с базированием их на жестких опорах показан на рис. 1.14.
На левой части станины 17 расположена бабка изделия 1, на правой — шлифовальная бабка 11. Над шлифовальной бабкой размещен пульт управления 6, справа — электрошкаф 8 и гидропанель с баком 12 (позициями 9 и 10 обозначены соответственно лимб механизма компенсации и упоры управления механизмом подачи шлифовальной бабки).
Электрошпиндель помещен в пиноль 13 шлифовальной бабки. Механизм правки 5 расположен за шлифовальным кругом 14. По лотку 19 загрузочного
устройства 2 обрабатываемую заготовку 4 подают на опоры башмачного устройства 15 и в процессе шлифования магнитным патроном 3 приводят во вращение. Контроль диаметра обрабатываемого отверстия осуществляют прибором активного контроля 16, табло 7 которого поднято над шлифовальной бабкой. Из зоны шлифования готовое изделие транспортируют по лотку 18.
Точностные данные
бесцентрово-шлифовальных автоматов
Таблица 1.8
Примечание. Точность и производительность стайка модели 3484В показаны для колец шарикоподшипников с диаметром шлифования 30 мм и высотой 19 мм, станка модели 3485В—для колец шарикоподшипников с диаметром шлифования 100 мм и высотой 34 мм. |
Точностные данные бесцентрово-шлифовальных автоматов, предназначенных для обработки колец наиболее применяемых подшипников, указаны в табл. 1.8. Модель 3484В предназначена для шлифования колен с диаметром отверстия 25—85 мм, а модель 3485В — для колец с диаметром отверстия 60—125 мм.
Большинство бесцентрово-шлифовальных станков оснащены электрошпннделями. Это вызвано необходимостью получения высоких значений частот вращения абразивного круга, особенно при обработке отверстий небольшого диаметра. При частоте вращения шпинделя свыше 20 000 об/мин ременная передача начинает работать хуже из-за неблагоприятного соотношения диаметров шкивов на двигателе и шпинделе. Электрошпиндели выпускает Московский завод скоростных прецизионных электроприводов с частотой вращения от 6 до 250 тыс. об/мин.
Электрошпиндель модели Ш (рис. 1.15) представляет собой электродвигатель трехфазного перемен-
Рис. 1.15. Электрошпиндель модели Ш внутришлифовального станка |
ного тока, в вал 4 которого ввинчена оправка 2 шлифовального круга 1. Вал вращается в высокоточных радиально-упорных шариковых подшипниках 3, установленных попарно в переднем и заднем щитах корпуса 7. На вал напрессован короткозамкнутый ротор. Обмотка статора охлаждается проточной водой, подаваемой в полость 6 корпуса. Подшипники смазываются масляным туманом, поступающим через канал 5. Питание электрошпинделей производится от преобразователей частоты (до 1200 Гц). Пропорционально частоте питания возрастает частота вращения шпинделя. В комплект принадлежностей станков обычно входит несколько шпинделей с разной номинальной частотой вращения.
При эксплуатации электрошпинделя возможны нарушения его нормальной работы, что может приводить к появлению дефектов шлифования (табл. 1.9).
Электрошпиндели модели ЭШГ (рис. 1.16, а) оснащены гидростатическими подшипниками, что обеспечивает им ряд преимуществ перед электрошппнделем модели Ш на подшипниках качения. Они имеют лучшее демпфирование в опорных узлах, меньшую
Дефекты шлифования, вызванные нарушениями работы электрошпинделя, и методы их устранения Таблица 1.9
|
Шлифовальный круг или заготовка слабо закреплены |
Проверить закрепление круга и заготовки |
|
Некруглый шлифовальный круг из-за недостаточной правки |
Увеличить число ходов при правке круга |
|
Шлифовочные трещины, ожоги на обработанной |
Подвод охлаждающей жидкости слишком мал и неравномерен |
Отрегулировать подачу охлаждающей жидкости |
поверхности |
Шлифовальный круг мелкозернистый и твердый |
Заменить на более крупнозернистый или мягкий круг |
Слишком большая глубина резания |
Уменьшить глубину резания |
|
Винтовые линии |
Скорость стола слишком велика |
Уменьшить скорость стола |
Шлифовальный круг нецилиндричен и режет одной кромкой |
Увеличить число ходов при правке круга |
|
Мало охлаждающей жидкости |
Увеличить подачу жидкости |
|
Появление резкого звука |
Шпиндель перегружен |
Уменьшить подачу |
при шлифовании |
Шлифовальный круг твердый и мелкозернистый |
Заменить круг на более мягкий и крупнозернистый |
Появление глухого неравномерного звука на холостом ходу шпинделя |
Шариковые подшипники повреждены |
Разобрать и заменить подшипники |
чувствительность к неуравновешенности шлифовального круга, более высокую точность вращения, большую удельную мощность (отношение эффективном мощности к диаметру вала).
Схема гидростатического подшипника показана на рис. 1.16, б. Тщательно очищенное масло подают под давлением (30—40) 105 Па через отверстия 2 в карманы 1, откуда оно проникает в зазор между валом и подшипником. Образующаяся таким образом масляная пленка предотвращает контактирование рабочих поверхностей вала и подшипника. Конструкция подшипника обеспечивает еамоустановку оси вала в заданное положение при изменении внешней радиальной нагрузки. При возрастании радиальной силы резания увеличивается зазор между валом и подшипником со стороны приложения силы и уменьшается с противоположной стороны. Увеличение зазора приводит к понижению давления в кармане, а уменьшение— к повышению давления. Из-за разности давлений в противоположных карманах возникает сила, восстанавливающая правильное положение вала. Гидростатические подшипники позволяют снизить радиальное биение шпинделя до 0,1 мкм.
Осевые усилия воспринимает задний подпятник шпинделя. Для компенсации теплового удлинения вала, а также для защиты от случайных перегрузок его выполняют плавающим.
Для работы шпинделя необходимы система мас — лообеспечения, включающая в себя источник внешнего давления с контрольно-регулирующей аппаратурой для подачи масла к подшипникам, система воздухо — обеспечения для подготовки и подачи воздуха к уплотнениям и на охлаждение ротора, система водообес — печения для охлаждения статора, система электроснабжения с преобразователем частоты.
Серия шпинделей модели ЭШГ включает в себя четыре типоразмера. Их технические характеристики даны в табл. 1.10.
В станках с автоматическим циклом шлифования после обработки каждой детали гидросистема отводит шлифовальный круг в постоянное исходное положение. Перемещение круга вперед в каждом цикле также постоянно. Но после обработки каждой детали диаметр круга становится меньше из-за износа и снятия слоя абразива при правке. Чтобы врезаться в следующую деталь, круї должен пройти вперед расстояние,
большее предыдущего на величину потерянного
слоя, или он должен быть отведен назад на соответственно меньшую величину. В станках реализовано второе решение. В механизм поперечной подачи шлифовальной бабки встраивают устройство, уменьшающее отвод круга после обработки каждой детали на размер потерянного слоя абразива. Этот дополнительный механизм устроен следующим образом
(рис. 1.17). В корпусе 2 на подшипниках установлен
вал 9, который соединяется с ходовым винтом механизма поперечной подачи станка. На валу смонтированы храповой механизм 7, соединенный с валом шпонкой, и водило 8 с собачкой 1, свободно вращающееся на валу. Зубчатое колесо водила сцеплено со шток-рейкой 3 гидроцилиндра 4. При работе станка шток-рейка стоит в крайнем левом положении, отключая храповой механизм. Собачка выведена из зацепления с храповым колесом. При перемещении шток-рейки вправо водило зацепляется собачкой за храповое колесо, поворачивая его и вал 9 на определенный угол. Поворот вала 9 вызывает соответствующий поворот
вершины необходимо корректировать. При таком методе шлифования достигают точности отверстия до 0,02 мм.