Для поддержания температуры шлифуемой детали в пределах, близких к температуре окружающей среды, обычно применяют охлаждение жидкостью. Струя охлаждающей жидкости непрерывно направляется в зону шлифования и омывает поверхность детали.
Чтобы предупредить разбрызгивание жидкости, используют специальные заслонки (рис. 49), смонтированные на конце трубки, подводящей охлаждающую жидкость. Заслонку устанавливают и закрепляют так, чтобы она направляла струю непосредственно в зону шлифования. Ширину заслонки и подводящей трубки выбирают с таким расчетом, чтобы струя жидкости покрывала всю ширину шлифовального круга.
Назначение охлаждающей жидкости состоит не только в том, чтобы быстро отводить тепло с поверхностного слоя детали, но и смывать отходы шлифования (стружку, обломки абразивных зерен, пыль от разрушенной связки круга). Охлаждающее действие жидкостей способствует сохранению прочности зерен круга, уменьшает тепловые деформации, улучшает качество обработки деталей.
Охлаждающая жидкость должна также обладать смазывающими свойствами, чтобы уменьшать трение абразивных зерен и связки круга о шлифуемую поверхность. Это позволяет уменьшить величину усилия резания и увеличить скорость резания.
Однако введение в состав охлаждающей жидкости излишнего количества смазывающего вещества может привести к преждевременному засаливанию поверхности круга.
Охлаждающая жидкость улучшает также условия труда, так как уносит много пыли, образующейся при шлифовании.
Охлаждающая жидкость должна предохранять шлифуемые детали и механизмы станка от коррозии, иметь достаточную стойкость, чтобы длительное время сохранять свои начальные свойства, не давать вредных для здоровья рабочего выделений и неприятного запаха.
В качестве охлаждающей жидкости чаще всего применяют воду с добавкой антикоррозионных веществ (кальцинированной
соды, буры, мыла и др.) или эмульсии незначительной концентрации.
При шлифовании углеродистых сталей применяется 2—3%-ный водный раствор технической соды с добавкой 0,5— 0,8% кальцинированной соды. Для кругов на бакелитовой связке концентрацию содового раствора понижают до 0,5— 1,0%.
При шлифовании внутренних и наружных колец шарикоподшипников, изготовляемых из стали ШХ15, должна обеспечиваться высокая чистота шлифуемой поверхности без шлифовочных трещин и прижогов. Применение активизированной охлаждающей жидкости, состоящей из 1,5%-ного водного раствора триэтаноламина с добавлением 0,2—0,5% олеиновой кислоты, обеспечивает выполнение этих требований.
Чугун обычно шлифуют без охлаждения или с охлаждением водным содовым раствором. При шлифовании алюминиевых сплавов применяют специальные эмульсии, для бронзы и латуни — эмульсии и минеральные масла.
Обычный состав эмульсии: 1,2%
эмульсола или пасты, 0,5—0,8% кальцинированной соды, остальное — вода. Эмульсии такого состава имеют молочно — белый цвет.
Поступление охлаждающей жидкости в зону шлифования должно быть непрерывным и обильным. Для станков средних размеров рекомендуется подавать 15—20 л охлаждающей жидкости в минуту. Чтобы шлифуемая поверхность была чистой,
охлаждающая жидкость должна быть без всяких загрязнений (пыли, обломков абразивных зерен и др.). Поэтому необходимо систему охлаждения периодически очищать.
В цехах, где сконцентрировано большое количество станков, работающих с охлаждающей жидкостью одинакового состава, используются централизованные системы охлаждения. Такая система состоит из мощного насоса, резервуара соответствующей емкости, подающего трубопровода с ответвлениями к станкам, отводящей системы и отстойника для сбора использованной жидкости.