Охлаждение и охлаждающие жидкости

Для поддержания температуры шлифуемой детали в преде­лах, близких к температуре окружающей среды, обычно приме­няют охлаждение жидкостью. Струя охлаждающей жидкости непрерывно направляется в зону шлифования и омывает поверх­ность детали.

Чтобы предупредить разбрызгивание жидкости, используют специальные заслонки (рис. 49), смонтированные на конце труб­ки, подводящей охлаждающую жидкость. Заслонку устанавли­вают и закрепляют так, чтобы она направляла струю непосред­ственно в зону шлифования. Ширину заслонки и подводящей трубки выбирают с таким расчетом, чтобы струя жидкости по­крывала всю ширину шлифовального круга.

Назначение охлаждающей жидкости состоит не только в том, чтобы быстро отводить тепло с поверхностного слоя детали, но и смывать отходы шлифования (стружку, обломки абразивных зерен, пыль от разрушенной связки круга). Охлаждающее дейст­вие жидкостей способствует сохранению прочности зерен круга, уменьшает тепловые деформации, улучшает качество обработ­ки деталей.

Охлаждающая жидкость должна также обладать смазываю­щими свойствами, чтобы уменьшать трение абразивных зерен и связки круга о шлифуемую поверхность. Это позволяет умень­шить величину усилия резания и увеличить скорость резания.

Однако введение в состав охлаждающей жидкости излишнего количества смазывающего вещества может привести к прежде­временному засаливанию поверхности круга.

Охлаждающая жидкость улучшает также условия труда, так как уносит много пыли, образующейся при шлифовании.

Охлаждающая жидкость должна предохранять шлифуемые детали и механизмы станка от коррозии, иметь достаточную стойкость, чтобы длительное время сохранять свои начальные свойства, не давать вредных для здоровья рабочего выделений и неприятного запаха.

В качестве охлаждающей жидкости чаще всего применяют воду с добавкой антикоррозионных веществ (кальцинированной

соды, буры, мыла и др.) или эмульсии незначительной концентрации.

При шлифовании углеродистых ста­лей применяется 2—3%-ный водный рас­твор технической соды с добавкой 0,5— 0,8% кальцинированной соды. Для кру­гов на бакелитовой связке концентрацию содового раствора понижают до 0,5— 1,0%.

При шлифовании внутренних и на­ружных колец шарикоподшипников, из­готовляемых из стали ШХ15, должна обе­спечиваться высокая чистота шлифуемой поверхности без шлифовочных трещин и прижогов. Применение активизированной охлаждающей жидкости, состоящей из 1,5%-ного водного раствора триэтанол­амина с добавлением 0,2—0,5% олеино­вой кислоты, обеспечивает выполнение этих требований.

Чугун обычно шлифуют без охлажде­ния или с охлаждением водным содовым раствором. При шлифовании алюминие­вых сплавов применяют специальные эмульсии, для бронзы и латуни — эмуль­сии и минеральные масла.

Обычный состав эмульсии: 1,2%

эмульсола или пасты, 0,5—0,8% кальци­нированной соды, остальное — вода. Эмульсии такого состава имеют молочно — белый цвет.

Поступление охлаждающей жидкости в зону шлифования должно быть непрерывным и обильным. Для станков средних размеров рекомендуется подавать 15—20 л охлаждающей жид­кости в минуту. Чтобы шлифуемая поверхность была чистой,

охлаждающая жидкость должна быть без всяких загрязнений (пыли, обломков абразивных зерен и др.). Поэтому необходимо систему охлаждения периодически очищать.

В цехах, где сконцентрировано большое количество стан­ков, работающих с охлаждающей жидкостью одинакового со­става, используются централизованные системы охлаждения. Такая система состоит из мощного насоса, резервуара соответ­ствующей емкости, подающего трубопровода с ответвлениями к станкам, отводящей системы и отстойника для сбора исполь­зованной жидкости.

Updated: 28.03.2016 — 18:45