Установка и крепление круга на шпинделе шлифовальной бабки.
В связи с большой частотой вращения круга шпиндель вращается на подшипниках качения. На качество и производительность шлифования оказывают значительное влияние диаметр d и длина I консольного вылета шпинделя (рис.
5.13).
Выбирают наибольший диаметр d консольной части шпинделя и наименьший вылет I, допустимый диаметром и длиной шлифуемого отверстия.
При этом нужно также учитывать, что с увеличением диаметра консольной части шпинделя уменьшается полезная рабочая часть круга и ухудшается подвод СОЖ в зону шлифования. Поэтому для шлифования малых диаметров отверстия применяется шпиндель со сменной оправкой— удлинителем, на которой закрепляется шлифовальный круг. Примеры правильного и неправильного подбора консольной части шпинделя показаны в табл. 5.7.
5.7. Примеры правильного и неправильного выбора диаметра и длины шпинделя круга
Круг должен садиться на опорную шейку шпинделя или винта свободно. При плотной посадке круг может разорваться от нагревания шпинделя в процессе шлифования.
С обеих сторон круга должны обязательно устанавливаться прокладки, чтобы избежать образования трещин на круге при его закреплении на шпинделе. После закрепления круга нужно отрегулировать положение защитного щитка, чтобы он перекрывал весь круг с зажимным винтом.
Правка нового круга. 1. После установка и закрепления на шпинделе нового круга его правят. При повышенном биении круга
перед правкой алмазным инструментом целесообразно биение снять правкой вручную куском абразива из карбида кремния. При ручной правке шлифовщик должен находиться в стороне от круга и правку производить в очках. После черновой правки приступают к алмазной правке.
2. Перед началом алмазной правки следует убедиться, что алмазы прочно заделаны в оправе и оправа с алмазом (или алмазно-металлический карандаш) прочно закреплена в правящем устройстве. Нужно чаще поворачивать алмаз в оправе, этим удлинится срок службы алмаза и повысится эффективность шлифования.
3.При настройке правящего устройства нужно, чтобы вершина алмаза располагалась на линии контакта круга с шлифуемой поверхностью отверстия. Для облегчения настройки алмаза предварительно шлифуют отверстие до чистоты, останавливают вращение круга и заготовки, закрашивают отверстие цветным карандашом или тонким слоем берлинской лазури, затем подводят круг до касания с отверстием и ручной продольной подачей осуществляют проход круга вдоль отверстия. После вывода круга на поверхности отверстия заготовки остается продольная риска — след линии контакта круга с отверстием (рис. 5.14). На этой линии должна находиться вершина алмаза. На линию контакта круга с отверстием накладывается линейка, и алмаз подводится до касания его вершины с установочной линейкой.
Настройка длины хода шлифовального круга. При шлифовании (с продольной подачей) открытых отверстий круг должен выходить с каждой стороны отверстия на одинаковую длину. Величина выхода круга влияет на форму шлифуемого отверстия. При слишком малом выходе круга образуется выпуклое отверстие (рис. 5.15, о), при — слишком большом выходе круга образуется развал по краям и отверстие приобретает седлообразную форму (рис. 5.15, б). Неодинаковый выход круга с каждой стороны отверстия приводит к образованию конического отверстия (рис. 5.15, в). Если высота круга мень-
ше длины шлифуемого отверстия, то величина выхода круга высотой 18 мм и менее должна быть 6 мм, для кругов высотой свыше 19 мм длина выхода — от 6,3 до 9,5 мм. Во всех случаях длина выхода круга не должна превышать 0,5 высоты круга. Окончательно длина выхода круга устанавливается практически при получении цилиндрической формы отверстия.
Если высота круга превышает длину отверстия, то в крайних положениях длины хода круг должен выходить из отверстия на возможно меньшую величину (рис. 5.16, а), чтобы не образовать развала отверстия. При шлифовании глухих отверстий со стороны закрытого торца предварительно образуется канавка для выхода кру-
га (рис. 5.16,6). Во всех случаях круг не должен выходить полностью из обрабатываемого отверстия, чтобы избежать развала с обеих сторон отверстия.
В тех случаях, когда нет канавки со стороны закрытого торца, упор реверса должен быть установлен таким образом, чтобы реверсирование начиналось до касания кругом дна отверстия при обдирочном шлифовании. При чистовом шлифовании нужно продвинуть круг вручную дальше упора реверса, чтобы снять выступ, примыкающий ко дну отверстия.
На станках, оборудованных механизмом «выдержки» круга у закрытого торца, длительность выдержки устанавливается опытным путем для снятия выступа.
Перед окончанием шлифования необходим поперечный отскок круга до начала реверсирования и вывода круга из отверстия, чтобы избежать развала отверстия у закрытого торца и спиральных следов на шлифованной поверхности.
Пробное шлифование (с целью проверки правильности наладки).
1. Вводят круг в обрабатываемое отверстие, и включают вращение заготовки.
2. Шлифуют отверстие «до чистоты», и определяют оставшийся припуск на шлифование.
3. Проверяют цилиндричность отверстия индикатором. При выявленном отклонении от цилиндричности регулируют угловое расположение передней бабки.
4. Предварительно шлифуют (на черновых режимах) отверстие. Перед началом шлифования нужно убедиться, что круг отведен и при включении продольной подачи не врежется в заготовку, затем включить продольный ход стола.
Устанавливают скорость продольной и поперечной подач и включают вращение заготовки. Подводят круг до касания с заготовкой и начинают процесс шлифования. Предварительное шлифование заканчивают, когда останется припуск 0,03—0,05 мм на окончательное шлифование.
5. Окончательно шлифуют отверстие (на чистовых режимах). При необходимости правят круг для получения заданной шероховатости поверхности.
Настраивают режимы чистового шлифования и шлифуют до получения заданного размера отверстия. После окончания шлифования, не выключая подачу СОЖ, выводят круг из отверстия заготов ки, чтобы не изменить размер отверстия.
6. Останавливают станок, снимают заготовку и проверяют размер, геометрическую форму и шероховатость поверхности шлифованного отверстия.