На современных круглошлифовальных станках-полуавтоматах для врезного шлифования автоматизирован процесс шлифования, включающий: автоматизацию рабочего цикла шлифования, правку шлифовального круга с автоматической компенсацией износа круга, установку и закрепление обрабатываемой заготовки на станке и управление всеми этапами рабочего процесса при помощи активного контроля с автоматическим отключением станка по достижению заданного размера шлифуемой поверхности. Примером такого станка является круглошлифовальный полуавтомат мод. ЗМ151Е, предназначенный для врезного шлифования гладких и прерывистых цилиндрических и пологих конических поверхностей. Станок имеет полуавтоматический цикл шлифования со следующей программой выполнения рабочих движений;
быстрый гидравлический подвод шлифовальной бабки к детали* включение вращения детали и насоса охлаждения;
ускоренная подача шлифовальной бабки до касания круга с заготовкой;
черновая подача круга и подвод измерительной скобы прибора активного контроля; чистовая подача;
доводочная подача (при работе с прибором активного контроля);
Рис. 3.35. Механизм автоматического цикла врезного шлифования станка мод. ЗМ151Е |
отвод шлифовальной бабки по команде прибора активного контроля, выключение вращения детали и насоса охлаждающей жидкости;
автоматическое изменение режима резания при переходе с черновой на чистовую подачу;
автоматическое включение правки круга с помощью реле счета количества прошлифованных деталей;
автоматическая правка круга с автоматической компенсацией износа круга.
Все этапы рабочего цикла шлифования обеспечиваются механизмом автоматической поперечной подачи. Схема работы этого механизма показана на рис. 3.35.
При включении быстрого подвода бабки 1 шлифовального круга к детали масло поступает в правую полость цилиндра 2 и перемещает поршень 3 со штоком в сторону обрабатываемой детали. Масло одновременно поступает в левую полость цилиндра 8 и перемещает поршень 9 с рейкой и вращает шестерню 4 с торцовым клиновидным копиром 5. Быстрый подвод шлифовальной бабки прекращается, когда фланец 7 на конце штока коснется втулки 6. Дальнейшее перемещение штока для рабочей поперечной подачи осуществляется поворотом копира 5 профилем копира и скоростью его поворота определяется характер и скорость протекания процесса шлифования. После окончания шлифования и выдержки (выхаживания) поступление масла переключается в левую полость цилиндра 2 и правую полость цилиндра 8, в результате чего шлифовальная бабка и копир возвращаются в исходное положение.
Размер шлифуемой детали обеспечивается движением шлифовальной бабки до упора поршня 3 в стенку цилиндра 2 без контрольноизмерительных устройств.
При данной схеме механизма подачи точность размера шлифуемой детали зависит от колебания припуска на шлифование, неоднородности режущих свойств шлифовального круга и других причин.
Метод полуавтоматического шлифования до упора может быть рекомендован для обработки деталей не выше 8—9-го квалитета точности и обработки некруглых деталей (кулачков, эксцентриков), где нельзя использовать активный контроль в процессе шлифования.
Для обработки более точных деталей в схему механизма автоматической поперечной подачи включается активный контроль шлифуемого размера.
Активный контроль в процессе шлифования. Прибор активного контроля измеряет в процессе шлифования размер обрабатываемой поверхности и по результатам измерения сам управляет механизмами станка и этапами рабочего цикла шлифования. Такие приборы вмешиваются в работу станка, в ход технологического процесса и потому получили название приборов активного контроля.
Станок, оборудованный таким прибором, получается самоуправляющимся. Рабочему достаточно установить деталь и пустить станок. Остановится станок самостоятельно, по команде автоматического контрольного прибора, когда деталь будет обработана до заданных размеров. Если нужно, такой прибор может подавать несколько команд. Например, при шлифовании прибор может заставить станок перейти от грубого шлифования к чистовому, а затем, когда нужный размер обрабатываемой детали получен, остановиться.
Понятно, что при оборудовании станков автоматическими приборами активного контроля рабочему даже при точных работах не трудно одновременно обслуживать несколько станков. Производительность труда рабочих резко возрастает, точность обработки, а значит, и качество продукции повышаются, себестоимость снижается.
Для автоматического контроля размеров шлифуемых деталей используют прибор 7 (рис. 3.36, о), конструкция которого во многом напоминает трех контактную индикаторную скобу. Только в верхней части корпуса добавлен новый узел: маленький электрический прибор — датчик. Этот датчик и управляет станком, или, как часто говорят, подает ему команду. Датчики бывают разными, чаще всего применяют электроконтактные, пневматические и индуктивные датчики.
На рис. 3.36 мы видим накидную скобу 8 с электрононтактным датчиком, измеряющую заготовку 9. В датчике имеется два непод
вижных электрических контакта 2 и 4 (левый и правый) и один подвижный 3, закрепленный на верхнем конце поворотного углового рычага 1. Для поворота рычага служит вертикальный шток 6, прижатый пружиной 5 к верхнему концу измерительного наконечника скобы.
В начале шлифования (рис. 3.36, о), когда диаметр обрабатываемой детали наибольший, шток датчика поднят вверх. Угловой рычаг отклоняется пружинкой влево, прижимая подвижный контакт к левому контакту. Контакты замыкают цепь, включающую черновую
подачу шлифовального круга. По мере снятия припуска диаметр обрабатываемой детали уменьшается и шток датчика постепенно опускается. Когда основной припуск снят и нужно переходить на чистовое шлифование, шток своим выступом поворачивает рьгчаг. Рычаг отходит от левого контакта вправо (рис. 3.36, б), поперечная подача шлифовального круга автоматически уменьшается, начинается чистовое шлифование.
Штоки датчика и скобы продолжают опускаться вниз, а угловой рычаг — поворачиваться вправо. Когда обрабатываемая деталь получит заданный размер (рис. 3.36, в), рычаг датчика касается правого контакта и станок автоматически выключается.
Чтобы рабочий мог периодически контролировать работу прибора и наблюдать за работой станка, в нем сохранен индикатор 7, а в момент замыкания и размыкания контактов загораются разноцветные лампочки. При обдирочном шлифовании горит зеленая сигнальная лампочка, началось чистовое шлифование — зеленая лампочка гаснет и загорается белая. При выключении станка включается красная лампочка, а белая гаснет.
Настраивают датчик на размеры, соответствующие окончанию обдирочного и чистового шлифования по эталонным деталям, перемещая левый и правый контакты с помощью микрометрических винтов.
Рассмотренный выше прибор осуществляет автоматический контроль деталей. Но чтобы прибор начал работать, нужно вручную подвести его к обрабатываемой детали.
На современных новых и модернизированных станках широко применяются средства механизации и автоматизации загрузки и зажима обрабатываемых деталей. Если на такие станки установить автоматические измерительные приборы, можно превратить их в высокопроизводительные автоматы. При этом измерительный прибор должен работать без всякого участия рабочего.
Легче всего автоматизировать подвод и отвод седлообразных измерительных скоб. Одна из таких скоб показана нарис. 3.37 в применении к обычным центровым круглошлифовальным станкам. Корпус скобы закрепляется на штоке гидравлического цилиндра двойного действия. При перемещении штока скоба подводится к заготовке или отводится от нее.
В скобе имеется измерительный шток /, прижимающийся к заготовке 2 усилием спиральной пружины 3. Над торцом штока с зазором S помещается сопло пневматического датчика.
По мере снятия припуска со шлифуемой заготовки скоба 4 садится на нее глубже и зазор S между торцом штока и соплом уменьшается, вызывая изменение давления в исполнительной части датчика.
В необходимый момент датчик переключает поперечную подачу шлифовального круга с черновой на чистовую, а по достижении деталью заданного размера производится выключение станка. При выключении станка шлифовальный круг быстро отходит от обработанной детали.
Рис. 3.38. Совмещенное шлифование шейки и прилегающего торца:
о — обрабатываемая заготовка, 6 — схема наладки; / — оправка для крегь ления заготовки, 2 — заготовка, 3 — шлифовальный круг, 4, 8 — направления движения правящего инструмента, 5 — приспособление для правки. 6 — инструмент для правки по торцу, 7 ~ инструмент для правки по периферии круга, 9 — направление подачи круга
Одновременно при выключении станка датчик подает команду на подачу масла в соответствующую полость гидравлического цилиндра 5 и скоба отводится от детали.
Ниже приводятся технологические примеры автоматизированного шлифования.
Технологический пример 1. Шлифуют шейку А диаметром 58,5 мм и прилегающий торец Б на заготовке шестерни полуоси заднего моста автомобиля ЗИЛ-130, изготовленной из стали 12Х2НЧА (рис. 3.38, а). Твердость обрабатываемых поверхностей после термообработки HRC 56—62. Припуск на шлифование шейки А установлен 0,2 мм на сторону и соответственно на торец Б— 0,1 мм.
Операцией шлифования необходимо обеспечить следующие параметры:
размерная точность наружного диаметра — 0,023 мм;
отклонение от параллельности поверхности А к базовой поверхности отверстия С не должно превышать 0,04 мм;
отклонение от перпендикулярности торца Б к опорной поверхности С не должно превышать 0,03 мм;
шероховатость поверхности А должна быть Ra = 0,63-=-1,0 мкм, поверхности Б Ra = 1,0 4-І,2 мкм.
Установка заготовки на станке должна быть по базовому отверстию Q39,7+0’17. Поскольку базовое отверстие заготовки недостаточно точное, установка и крепление заготовки осуществляются на разжимной оправке с пневматическим или мембранным зажимом.
Наладка предусматривает шлифование двух прямолинейных поверхностей А и Б, поэтому для профилирования круга нет необходимости применять копирную правку, а можно ограничиться последовательной правкой двумя алмазно-металлическими карандашами (с центральным расположением алмазных зерен), каждый из которых ориентирован для правки одной режущей поверхности на круге {рис. 3.38, б). Заготовка в осевом положении ориентируется на станке осевым локатором по торцу Б. Шлифование ведется на торцекруглошлифовальном станке с прибором активного контроля по шлифуемой цилиндрической поверхности А.
Технологический при мер 2. Примером совмещенного торцекруглого шлифования с применением копирной правки является одновременное шлифование трех шеек и одного прилегающего торца на поворотном кулаке автомобиля ЗИЛ-130 (см. рис. 3.27).
Технологические особенности данной операции состоят в том, что крайние обрабатываемые шейки разнесены на 70 мм друг от друга и при этом необходимо обеспечить размерную точность шейки 17 мкм и шероховатость поверхности Ra 0,4 мкм на незакаленной стали марки 40Х в условиях поточной обработки в автоматической линии.
Для выполнения этих требований совмещенного шлифования необходимо обеспечить прецизионную правку кругов с минимальными упругими отжатиями в правящем коп ирном устройстве и вести шлифование при сравнительно невысокой интенсивности резания, чтобы сохранить возможно дольше микрорельеф режущей поверхности и профиль круга, а также не вызывать значительных отжатий в системе станок — приспособление — инструмент — деталь. Этим можно объяснить, что, несмотря на хорошую подготовку детали до шлифования и снятия сравнительно малых припусков 0,4—0,3 мм на диаметр, шлифование ведется при уменьшенной подаче круга (черновой поперечной подаче 0,8 мм/мин и чистовой подаче 0,2 мм/мин). Время рабочего цикла составляет 50 с. Период стойкости круга между правками 30 деталей. Для данной операции копирная правка однокристальным алмазом является наиболее экономичной и простой.
Этот метод правки позволяет регулированием профиля и положения копира доводить размеры одновременно шлифуемых поверхностей до требований чертежа, компенсировать упругие отжатия системы станок — приспособление — инструмент — деталь и другие погрешности, вызванные неравномерным распределением припуска и неоднородностью режущих свойств шлифовального круга.
Совмещенное шлифование поворотных кулаков на низких поперечных подачах обеспечивает длительную эксплуатацию кругов. Один комплект кругов работает 6 мес и обрабатывает 50—55 тыс. деталей.
Этот пример показывает, что совмещенное шлифование прецизионных поверхностей на низких подачах с удлиненным циклом обработки полностью компенсируется высокой надежностью технологического процесса и отсутствием Длительных простоев станка на смену кругов и подналадки.
Эти условия особенно важны для бесперебойной работы шлифовальных станков в автоматических линиях. Существенным недостатком однокристальной копирной правки широких кругов является значительное время правки круга, которое достигает 10—15 % рабочего времени станка и также влияние износа и затупления однокристального алмаза на качественные показатели шлифования. По этой причине в некоторых новых конструкциях станков для совмещенного шлифования применены профильные алмазные ролики, соответствующие контуру шлифуемой поверхности, которые в процессе правки методом врезания формируют заданный профиль шлифовального круга. В этом случае время правки мало зависит от ширины шлифовального круга и уменьшает до 3—5 % простой станка на правку. В ряде случаев правка роликом по времени совмещается со сменой обрабатываемой детали и не вызывает длительного простоя станка. Важным преимуществом правки роликами является стабильность качества обработки за период всей стойкости ролика из-за исключительно малого износа и усреднения результатов правки большим числом одновременно работающих алмазных правящих зерен.
Наибольшая эффективность применения алмазных роликов проявляется при совмещенном шлифовании нескольких поверхностей профильным кругом. В этом случае алмазный ролик принимает на себя технологическое обеспечение размеров и положения шлифуемых поверхностей без участия и влияния оператора, поддерживает условия «вечной» наладки с высокой надежностью получения заданных параметров качества обработки.
Технологический пример 3. Эффективность совмещенного шлифования широкими кругами с правкой круга алмазным роликом очевидна на примере шлифования шеек вторичного вала коробки передач автомобиля ЗИЛ-130, где шлифованию подвергаются одновременно гладкие и шлицевые поверхности шеек и прилегающие торцы.
На первом станке три прилегающие друг к другу шейки и торец (см. рис. 3.28, II) шлифуются одновременно широким профильным кругом. Опорный торец, прилегающий к этой шейке, используется для осевой установки вала по локатору. Этим обеспечивается наименьший припуск по торцу и соблюдение осевых размеров шеек. Одновременное шлифование гладкой и шлицевой поверхностей исключает появление вибраций, обычно характерных для шлифования разобщенных поверхностей. Активный контроль по гладкой более точной шейке автоматически обеспечивает заданный размер шлицевых шеек.
На втором станке применена двухкруговая наладка, состоящая из одного широкого профилированного круга для одновременного шлифования двух шеек прилегающего торца и узкого круга для совмещенного шлифования шейки и торца (см. рис. 3.28, I).
Учитывая условия совмещенного шлифования, разобщенной обрабатываемой поверхности и прецизионный характер операции, рабочий цикл шлифования имеет трехступенчатую систему подач: черновая 1,2 мм/мин — снимает 65 % припуска, получистовая 0,4 мм/мин — снимает 25 % припуска и на долю чистовой подачи величиной 0,1 мм/мин приходится 10 % общего припуска. Чтобы уменьшить упругие отжатия в системе станок — приспособление — инструмент — деталь и ослабить влияние износа и разных скоростей резания на участках наибольшего и наименьшего диаметров круга, необходимо поддерживать высокие режущие свойства кругов и чаще править круг, поэтому период стойкости между правками выбран сравнительно небольшим — 10—15 деталей. Практически принудительная автоматическая правка включается после 15 мин работы станка. Однако время правки алмазным роликом составляет всего 30 с, правка почти совмещается по времени со сменой обрабатываемых деталей и поэтому почти не вызывает дополнительного простоя станка.
Правящий алмазный ролик имеет принудительное встречное вращение со скоростью 60 м/мин. Общая стойкость ролика составляет 6—8 мес работы. Так как в алмазном ролике износ связки значительно опережает износ алмазов, периодическое наращивание связки повышает долговечность ролика до двух раз.
Ранее выполняемое раздельное шлифование на шести станках заменено совмещенным шлифованием этих шеек на двух станках и высвобождением 9 рабочих, точность взаимного расположения шеек увеличилась в два раза. Станки для совмещенного шлифования вторичных валов полностью автоматизированы, включая загрузку, установку, осевую локацию и зажим детали, рабочий цикл шлифования, активный контроль, принудительную правку алмазными роликами и разгрузку после обработки. Комплексная автоматизация операций совмещенного шлифования позволила объединить обслуживание двух станков одним рабочим. Таким образом, производительность рабочего на этих операциях увеличилась на 290 %.
Технологический пример 4. Многокруговое совмещенное шлифование используется для одновременной обработки далеко разнесенных друг от друга шеек на длинных валах.
В качестве примера многокругового шлифования можно привести одновременное шлифование шеек коленчатого вала ЗИЛ-130 (см. рис. 3.26).
Технологическая особенность данной операции состоит в том, что разными кругами, работающими в одном автоматическом цикле, необходимо обработать шейки, расположенные по всему валу длиной 800 мм с колебанием припуска на шлифование в пределах 0,7 мм на
диаметр и получить на всех обрабатываемых шейках размерную точность в пределах 20 мкм, геометрическую точность 5 мкм, соосность всех шеек в пределах 5 мкм и шероховатость поверхности Ra — = 0,4 мкм.
Для этой цели применяются станки повышенной жесткости с двух — опорным креплением шпинделя и прямым расположением шлифовальных кругов. В отличие от станков консольного исполнения, где шпиндель станка жестко закреплен на опорах шлифовальной бабки и установка кругов происходит непосредственно на шпинделе станка, на двухопорных станках шпиндель с набором кругов представляет собой автономный съемный узел, благодаря чему установка и балансировка кругов происходят вне станка на запасном шпинделе.
Съемный двухопорный шпиндель станка состоит из массивного неподвижного вала, на котором вращается на подшипниках качения гильза, несущая шлифовальные круги. Расстояние между кругами в общем наборе регулируется промежуточными кольцами.
Для многокруговых наладок с общей длиной шлифования выше 500 мм прецизионные круги изготовляются и поставляются комплектами. На каждом круге, входящем в комплект, обозначается номер комплекта и порядковый номер круга в комплекте, дисбаланс в граммах и его расположение. В отличие от обычных операций шлифование, где дисбаланс круга компенсируется перемещением балансировочных сухарей на фланцах, при многокру говой наладке балансирование осуществляется при сборке комплекта кругов на шпинделе путем поворота каждого круга относительно другого, с тем чтобы тяжелые части каждого круга располагались равномерно по окружности (см. с. 35).
Правка всех кругов выполняется одновременно. Для этого каждый круг имеет автономное правящее устройство с алмазом, однако все они расположены на одном столе, поэтому продольная подача алмазов и правка всех кругов осуществляются одновременно. Каждое правящее устройство имеет самостоятельную автоматическую импульсную подачу алмаза на врезание. Импульсная подача алмаза осуществляется кнопочным управлением. При каждом нажиме кнопки алмаз выдвигается на 1,25 мкм. Это позволяет при наладке станка кнопочной настройкой алмазов компенсировать неоднородность режущих свойств шлифовальных кругов, упругие отжатия, колебания припуска на разных шейках и другие технологические погрешности. Измерительные скобы и средства активного контроля установлены по крайним шейкам, с тем чтобы при наладке станка иметь возможность выверить параллельность стола к оси центров передней и задней бабок и постоянно контролировать эти параметры в процессе шлифования.
Для уменьшения упругих отжатий шлифуемого вала на станке применен следящий люнет, подпирающий среднюю шейку. В процессе шлифования, по мере уменьшения диаметра шейки, опоры люнета автоматически перемещаются и поддерживают постоянный поджим к шейке. Для стабилизации режущих свойств кругов станок имеет механизм автоматического наращивания числа оборотов по мере износа кругов, чтобы сохранять постоянной скорость резания.
Совокупность перечисленных технических решений позволяет стабильно обеспечить многокруговое прецизионное шлифование всех шеек, по качеству значительно превышающее раздельное шлифование. Соосность всех шеек при многокруговом шлифовании оказалась примерно в 3—4 раза точнее раздельного шлифования, в результате этого повысилась долговечность вкладышей коренных подшипников в автомобильных двигателях.
Учебно-производственное задание по теме
«Автоматизация шлифовальной обработки»
1. Перечислите составные части операции шлифования, которые автоматизированы на современных круглошлифовальных полуавтоматах и автоматах.
2. Нарисуйте типовую схему рабочего цикла шлифования (см. рис. 3.1) и объясните, как осуществляются автоматизированные этапы рабочего цикла на круглошлифовальном полуавтомате мод. ЗМ151Е (см. рис. 3.35).
3. Изучите принцип работы приборов активного контроля и объясните роль активного контроля в осуществлении операции автоматизированного шлифования.
4. Внимательно познакомьтесь с технологическими особенностями автоматизированного шлифования в технологических примерах 1—4 и ответьте на следующие вопросы:
какие способы автоматизированной правки круга применяются и в каких случаях каждый из них целесообразно применять?
в каких случаях нужно применять торцекруглошлифовальные и многокруговые станки?
почему на торцешлифовальных автоматизированных станках применяют локатор осевой ориентации обрабатываемой заготовки по одному из шлифуемых торцов?