ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ КРУГЛОШЛИФОВАЛЬНОГО СТАНКА

Правила безопасности труда при работе на шлифовальных стан­ках. Шлифовщик должен помнить:

любая наладка станка с применением ручного труда (смена кру­га, проверка исправности узлов станка и др.) должна выполняться при выключенном рубильнике во избежание самовключения элект­родвигателя, что может привести к травме, особенно это опасно при включенном автоматическом цикле:

устранение любых неисправностей электроаппаратуры должно производиться только электромонтером;

перед началом наладки станка должна быть проверена исправ­ность соединения станка с заземляющей шиной цеха, а также каче­ство соединений всех корпусов электроаппаратов, установленных непосредственно на станке, со станиной станка;

перед началом работы на новом станке необходимо проверить: защитные кожухи, органы управления, устройства для установки и закрепления шлифовального круга; устройства защиты рабочего от аэрозолей, образующихся при использовании СОЖ, от абразив­ной, металлической и неметаллической пыли, частиц обрабатывае­мого материала, образующихся в процессе шлифования и правки; электрооборудование и местное освещение;

оборудование должно быть установлено на прочных фундамен­тах или основаниях, тщательно выверено и закреплено; все электро­оборудование, а также оборудование и механизмы, которые могут оказаться под напряжением, должны быть ограждены (в пусковых приспособлениях электродвигателей все токопроводящие части за­крыты); щитки и рубильники должны быть установлены в глухих металлических кожухах, запирающихся на замок, и иметь надписи о применяемом напряжении;

к ремонту электрооборудования допускаются только электромон­теры;

оборудование, работающее с выделением пыли (сухое шлифова­ние, заточка), должно быть установлено в отдельном помещении или огорожено от других помещений перегородками; в этих помещениях должна быть предусмотрена общая приточная вентиляция, пылеот­сасывающие устройства от каждого места выделения пыли, на стан­ках должны быть установлены защитные кожухи шлифовального круга;

смазка всех частей оборудования должна производиться система­тически в соответствии с указаниями в паспортах станков; смазка приводов оборудования во время их работы не разрешается (смазка отдельных частей станков может производиться во время работы, если это не представляет опасности);

уборку стружки, пыли и грязи со станков должны выполнять работающие на этом оборудовании; уборка и чистка электродвигате­лей, пусковых реостатов, выключателей, находящихся под напря­жением, запрещается.

При работе на шлифовальных станках необходимо соблюдать сле­дующие правила:

рукоятка управления подводом шлифовальной бабки должна пе­редвигаться в направлении движения, т. е. при переводе рукоятки на себя круг должен подводиться к детали, от себя — отводиться;

чтобы устранить возможность снятия детали при неотведенном шлифовальном круге, рукоятка, отводящая задний центр, должна действовать только после отвода круга;

перед началом шлифования должна быть проверена надежность закрепления деталей. При работе в центрах проверяется плотность вхождения заднего центра в центровое отверстие, при установке на оправке или патроне — надежность зажатия детали. Необходи­мо также тщательно проверить закрепление упоров, ограничиваю­щих продольный ход стола. При недостаточном закреплении упор может отодвинуться, ход стола не переключиться, вследствие чего круг врежется в переднюю или заднюю бабку. При работе без про­дольной подачи рукоятка подачи должна быть надежно закрепле­на;

не допускается замерять деталь во время вращения; для ускоре­ния остановки вращения станки должны быть оснащены тормозными устройствами.

При обработке абразивным инструмен­том опасными и вредными факторами являются: разрыв шлифо­вального круга, отрыв алмазного и эльборового слоя от корпуса круга, отрыв сегментов от корпуса инструмента, повышенная за­пыленность в рабочей зоне или образование в ней аэрозолей, повы­шенная вибрация или шум при работе ручными шлифовальными ма­шинами.

Перед установкой на станок инструмент должен быть испытан на контрольной испытательной скорости.

Требования к технологическим процессам:

1. Абразивный и эльборовый инструмент, предназначенный для работы с СОЖ, использовать без применения СОЖ не допускается.

2. Применяемая СОЖ не должна снижать механическую проч­ность круга и должна быть разрешена для применения Минздравом СССР.

3. Перед началом работы инструмент должен быть подвергнут вращению вхолостую с рабочей скоростью; продолжительность вра­щения зависит от диаметра круга: до 150 мм — 1 мин, свыше 150 мм до 300 мм — 2 мин, свыше 300 мм — 3 мин, эльборовые кру­ги — 2 мин.

4. При шлифовании на ручных подачах рабочая скорость круга не должна превышать 30 м/с. При использовании ручных подач на обдирочных станках или при работе ручными шлифовальными маши­нами скорость не должна превышать 50 м/с.

5. Не допускается шлифование торцом круга, если он не предназ­начен для этих работ.

6. По мере уменьшения диаметра круга (вследствие его износа) допускается увеличение частоты вращения круга до уровня до­пускаемой рабочей скорости для данного круга.

7. Температура окружающей среды при абразивной обработке с применением СОЖ не должна быть ниже точки замерзания СОЖ-

8. Не допускается торможение вращающегося круга нажимом на него каким-либо предметом.

Требования к оборудованию:

1. На станках должны быть предусмотрены устройства для уда­ления абразивной пыли и отходов шлифования из зоны обработки; для защиты рабочего от аэрозолей, образующихся при использова­нии СОЖ; для защиты рабочего от абразивной, металлической и не­металлической пыли, а также шлама, образующихся в процессе прав­ки, шлифования и заточки.

2. Приспособления, применяемые для установки инструмента, должны соответствовать требованиям ГОСТ 2270—78 и обеспечивать соосность инструмента со шпинделем станка, а также зажатие сег­ментов по длине на величину не менее его высоты. Зазор между от­верстием круга и посадочным местом должен быть в пределах допу­сков на диаметр посадочного отверстия по ГОСТ 2424 — 83, ГОСТ 21963—82 и посадок по ГОСТ 2270—78. Конструкция и материал при­способления для установки инструмента должны обеспечивать надежность крепления инструмента.

3. При закреплении инструмента не допускается применение на­садок на гаечные ключи, ударного инструмента.

4. На станках с ручной подачей изделий запрещается использо­вать рычаг для увеличения усилия нажима обрабатываемых дета­лей на шлифовальный круг.

5. При обработке шлифовальными кругами изделий, незакреп­ленных жестко на станке, должны применяться подручники; они должны быть передвижными, обеспечивающими установку и закреп­ление их в требуемом положении. У станков, имеющих два подручни­ка, каждый подручник должен иметь независимое перемещение. Перестановка подручников во время работы не допускается.

Подручники должны иметь достаточную по величине площадку для обеспечения устойчивого положения обрабатываемого изделия. Подручники должны устанавливаться так, чтобы верхняя точка со­прикосновения изделия со шлифовальным кругом находилась выше горизонтальной плоскости, проходящей через центр круга, но не бо­лее чем на 10 мм. Зазор между краем подручника и рабочей поверх­ностью шлифовального круга должен быть меньше половины толщи­ны шлифуемого изделия, но не более 3 мм.

Края подручников со стороны шлифовального круга не должны иметь выбоин, сколов и других дефектов.

6. У станков с электромагнитными плитами должны быть блоки­рующие устройства, выключающие движение стола и вращение шли­фовального круга при прекращении подачи электроэнергии на элект­ромагнитную плиту.

7. При замене электродвигателя шлифовального станка или из­менения передаточного отношения привода в паспорте станка долж­на быть сделана соответствующая запись.

8. Абразивный и эльборовый инструмент и элементы его крепле­ния (болты, гайки, фланцы и т. п.) должны быть ограждены защит­ными кожухами, прочно закрепленными на станке. Форма, толщина стенок и наибольшие углы раскрытия защитных кожухов для шли­фовальных и отрезных кругов должны соответствовать ГОСТ 12.3.028—82.

9. В места вырезов в кожухе под устройства для правки или для других целей стенки кожуха должны быть усилены на величину, равную толщине стенки. При этом ширина усиления должна быть не менее удвоенной толщины стенки.

Для кожухов, не имеющих предохранительных козырьков, угол раскрытия над горизонтальной плоскостью, проходящей через ось шпинделя станка, не должен превышать 30°; при угле более 30е должны устанавливаться передвижные металлические предохра­нительные козырьки, позволяющие уменьшить зазор между козырь­ком и кругом при его износе. Конструкция козырьков должна обес­печивать их перемещение и надежное закрепление в различных положениях.

Передвижной предохранительный козырек по ширине должен перекрывать расстояние между двумя торцовыми стенками защитно­го кожуха, толщина козырька должна быть не менее толщины ци­линдрической части защитного кожуха. Перемещать козырьки раз­решается только после остановки круга.

10. Зазор между кругом и верхней кромкой раскрытия подвиж­ного кожуха, а также между кругом и предохранительным козырь­ком должен быть не более 6 мм.

Зазор между боковой стенкой защитного кожуха и фланцами для крепления круга наибольшей высоты, применяемого на данном станке, должен быть в пределах от 5 до 10 мм. При работе съемная крышка защитного кожуха должна быть надежно закреплена.

11. Круги типов ПР, ПН, К, ЧК, ЧЦ по ГОСТ 2424— 82 и сег­ментные круги для шлифования торцом должны быть ограждены защитными кожухами, выступающая из кожуха часть инструмента допускается до 50 % его высоты, но не более 25 мм для кругов ти­пов ПР, ПН, К, ЧЦ, ЧК и 40 мм для сегментных кругов. На зубо­шлифовальных и других станках, где по характеру работы круг дол­жен выступать на величину более 25 мм, следует предусмотреть до­полнительное ограждение рабочей зоны.

Шлифовальные и заточные станки с горизонтальной осью враще­ния круга, при работе на которых шлифуемое изделие удерживает­ся руками, должны быть оборудованы защитным экраном со смотро­выми окнами. При невозможности использования стационарного защитного экрана должны применяться защитные очки или защит­ные козырьки, закрепляемые на голове рабочего. Откидывание эк­рана должно быть сблокировано с пуском шпинделя станка. Экран по отношению к кругу должен располагаться симметрично, а ши­рина экрана должна быть больше высоты круга не менее чем на 150 мм. Возможность регулирования угла наклона защитного эк­рана в пределах 20 ° должна быть обеспечена без нарушения блоки­ровки. Для смотровых окон должны применяться прозрачные, не — бьющиеся материалы толщиной не менее 3 мм.

Подготовка станка к работе:

1. Изучают правила безопасности труда при работе на шлифо­вальных станках и «Руководство» по данному станку. Выполняют все указания, изложенные в разделах: «Гидросистема», «Система смазки», «Регулирование» и «Руководство по эксплуатации электро­оборудования».

2. Знакомятся с назначением рукояток управления, проверяют работу всех механизмов без включения работы станка. Электродви­гатели проверяют предварительно без включения рабочих органов.

3. Наполняют резервуары гидросистемы и смазки маслами ре­комендованных марок, наполняют резервуар охлаждающей жидко­стью.

4. Проверяют все точки смазки подвижных частей станка и при необходимости производят их смазку. В «Руководстве» для каждого станка дана инструкция по смазке, в которой содержится: перечень точек смазки с приложением схем расположения точек смазки и сли­ва масла, точки частой смазки (ежедневной, еженедельной и т. д.), перечень рекомендуемых масел, указания по методу и количеству смазки.

Наиболее чувствительными к некачественной смазке являются подшипники шпинделя шлифовального круга. Большая мощность привода, высокая частота вращения и малый зазор между подшипни­ками и шпинделем, необходимый для обеспечения высокой точно­сти шлифования, требует очень тщательной и качественной смазки.

На станках с продольным движением стола направляющие стани­ны несут на себе стол, переднюю и заднюю бабки, различные приспо­собления и обрабатываемую деталь, которая помимо своего веса воспринимает еще давление шлифовального круга. Несмотря на значительную массу стол должен перемещаться плавно на заданной постоянной скорости, немедленно реагировать на команду реверси­рования хода и сохранять положение стола, которое может изменять­ся под влиянием количества принудительно подаваемой смазки на направляющие стола, вызывая «всплывание» стола.

Подобное влияние оказывает смазка и на другие подвижные элементы шлифовальных станков.

5. Устанавливают ремни на шкивы привода шлифовального кру га и передней бабки. Проверяют натяжение ремней привода враще­ния шлифовального круга и передней бабки. Не следует чрезмерно натягивать ремни, чтобы предотвратить повреждение подшипников шпинделя шлифовальной бабки, преждевременный износ ремней и возникновение вибраций. Натяжение ремней считается достаточным, если они не проскальзывают при работе станка на полной нагрузке.

Для правильной и длительной эксплуатации ремней нужно соб­людать следующие правила:

все клиновые ремни в одном комплекте, работающие одновремен­но на приводе от ведущего шкива к ведомому, должны быть одина­кового размера;

все сопрягаемые ручьи ведущего и ведомого шкивов должны на­ходиться в одной плоскости; осевое смещение ведущего или ведомого шкива приведет к ускоренному износу ремней;

не следует надевать ремни на шкивы при помощи рычага — это может привести к разрыву корда в ремнях и выхода из строя рем­ней;

нельзя допускать попадание СОЖ или масла (при их разбрызги­вании) на шкивы и ремни; защитный кожух ременного привода всег­да должен быть закрытым и надежно защищать от попадания жидко­сти и влаги.

6. Проверяют надежность крепления кожуха шлифовального круга.

7. Проверяют и регулируют систему подвода СОЖ в зону шлифо­вания и к правящему инструменту. Устанавливают в рабочее поло­жение сепаратор для очистки охлаждающей жидкости.

8. Включают станок и дают прогреться шпинделю и подшипни­кам. В момент начала вращения круга при нормальной его работе в глазах маслоуказателя подшипников шпинделя должна показать­ся смазка, что указывает на наличие смазки подшипников. В том случае, если станок продолжительное время не эксплуатировался, при первоначальном запуске необходимо прогреть станок в течение 15—20 мин. Рекомендуется при этом включить автоматический ход стола с целью вытеснения воздуха из гидросистемы. После прогрева станка можно приступить к его испытанию.

9. Проверяют (вручную) работу всех механизмов станка на холо­стом ходу, пользуясь рукоятками и маховичками, чтобы ознакомить­ся с его управлением.

Проверяют работу каждого узла станка в наладочном режиме: работа системы смазки, скорость и направление вращения круга и детали, продольная подача стола, поперечная подача шлифоваль-

ной бабки, регулирование рабочего цикла шлифования и механиз­ма правки круга, работа системы охлаждения и очистки СОЖ. Все испытания и управление станком производить в строгом соответст­вии с указаниями, изложенными в «Руководстве» для данного стан­ка.

10. Проверяют правильность работы блокировочных устройств при работе станка на холостом ходу, при этом:

маховик ручного перемещения стола не должен вращаться при гидравлическом перемещении стола;

маховик ручной поперечной подачи шлифовальной бабки не дол­жен вращаться при быстрой автоматической подаче шлифовальной бабки;

пиноль задней бабки не должна отводиться педалью при подве­денной к заготовке шлифовальной бабки и вращении передней баб­ки;

перегон стола может быть возможен только при отведенной шли­фовальной бабке.

Основные правила ухода за станком:

1. В процессе работы станка ремни вытягиваются, начинают про­скальзывать и теряют передаточную мощность, поэтому требуется периодическая компенсация дополнительным натяжением ремней.

2. При смене изношенных ремней всегда нужно менять весь ком­плект ремней, так как в случае даже небольшой разности в длине ремней не будет обеспечено необходимого натяжения, а следователь­но, и эффективной работы.

3. Если износился один или два ремня, нужно менять весь комп­лект. Они будут работать намного дольше. Оставшиеся хорошие рем­ни целесообразно сохранить для укомплектования с ранее снятыми хорошими ремнями.

4. По мере износа круга его балансировка может нарушиться вследствие неравномерной плотности абразивного инструмента. На­рушение балансировки круга может привести к возникновению виб­раций, нагреванию подшипников и пр. Поэтому производят повтор­ную балансировку шлифовального круга по мере его износа.

5. Во время работы нужно следить за температурой подшипни­ков шпинделя шлифовальной бабки. Нагрев подшипников не должен превышать 50—60° С. Причиной нагрева может быть излишняя за­тяжка подшипников, недостаточная их смазка или неправильно вы­бранный режим шлифования.

6. Не допускается вибрация в узлах станка. Причиной вибра­ции может быть плохая балансировка шлифовального круга, увели­ченный зазор в подшипниках шлифовального шпинделя, неисправ­ность ременной передачи.

7. В конце смены рекомендуется прокрутить шлифовальный круг на полной рабочей скорости в течение 1—2 мин, выключив охлажде­ние, чтобы жидкость не скоплялась в лорах нижней части круга и не нарушала балансировки.

Учебно-производственное задание по теме

«Подготовка станка к работе»

1. Изучите «Руководство» круглошлифовального станка.

2. Выполните упражнения по подготовке станка к работе; содер­жание и последовательность выполнения этих работ должны строго соответствовать указаниям в «Руководстве» для данного станка.

3. Объясните, почему уделяется такое большое внимание смаз­ке подвижных элементов станка.

4. Перечислите основные правила установки и натяжения клино­вых ремней. Почему так важно, чтобы все клиновые ремни в одном комплекте были одинаковой длины и имели одинаковое натяжение?

5. Почему так важно перед пуском станка тщательно проверить работу блокировочных устройств на станке?

6. Почему после окончания операции шлифования и выключения СОЖ необходимо, чтобы круг продолжал вращаться 1—2 мин вхоло­стую?

7. Перечислите основные правила ухода за станком.

Updated: 05.04.2016 — 19:56