ШЛИФОВАЛЬНОГО КРУГА НА СТАНКЕ

Основные методы крепления и установки шлифовального круга на станке. Установка и крепление круга являются очень ответствен­ной частью технологической подготовки операции шлифования, от которой зависит безопасность труда шлифовщика и качество обра­ботки.

Применяются два метода установки и крепления шлифовальных кругов на станке. Первый метод предусматривает непосредственную установку и крепление круга на шпинделе станка (рис. 2.6). Второй метод крепления применяется для шлифовальных кругов с диамет­ром посадочного отверстия свыше 32 мм. В этом случае круг предва­рительно устанавливается и закрепляется на промежуточном флан­це, а затем круг вместе с фланцем устанавливается и закрепляется на переднем конусе шпинделя станка.

Выбор метода установки и крепления шлифовальных кругов. В

зависимости от типа и размеров шлифовального круга применяются разные крепежные устройства.

1. Шлифовальные головки и ма­логабаритные шлифовальные кру­ги с наружным диаметром D от 3,2 до 4 мм и посадочным отверстием до 1,3 мм крепятся на оправке на­клеиванием (рис. 2.6, а).

Рис. 2.6. Типовые методы установки и Рис. 2.7. Установка н крепление

крепления шлифовального круга непо — шлифовального круга на переход-

средственно на цилиндрическую шейку ных фланцах:

ШПИИДЄЛЯ станка: а — винтами, б — гайкой; / — шлнфо-

/ — шлифовальный круг. 2— съемные флан — вальные круги, 2 фланцы. 3 крыш

цы, 3 — шпиндель, 4 — винт для крепления ки* [1] [2] [3] ~~ балансировочные сухари. 5 —

круга. 6 — прокладка, 6 — гайка прокладки

по отверстию шпинделя, резьбовая часть — для крепления круга на шпинделе станка. Этот вариант крепления применяется главным об­разом на внутришлифовальных станках.

3. С увеличением размера D до 100 мм и d до 20 мм для посадки кругов обычно используется цилиндрическая шейка на переднем конце шпинделя с упором в торец шпинделя. Крепление круга осу­ществляется винтом или

гайкой (рис. 2.6, в).

4. Круги больших раз­меров (D до 250 мм и d до 32 мм) устанавливают­ся на цилиндрическую шейку шпинделя между двумя съемными фланца­ми и закрепляются гай­кой (рис. 2.6, г). Этот вариант крепления круга на шпинделе станка имеет широкое применение и рас­сматривается подробнее на с. 39.

5. Основные варианты крепления средне — и круп­ногабаритных кругов на переходных фланцах по­казаны на рис. 2.7. Тех­нология установки и креп­ления кругов на шлифо­вальном станке с приме­нением переходных фланцев подробно рассматривается на с. 36.

6. На рис. 2.8.а показан пример многокруговой наладки, где на шпиндель станка одновременно установлено и закреплено шесть кругов. Каждый круг предварительно устанавливается на переходные фланцы. Для уравновешивания всего комплекта кру­гов на каждом круге предварительно определяется и отмечается расположение тяжелой части круга А (рис. 2.8, б), а при установ­ке на шпиндель станка каждый круг поворачивается своей тя­желой частью А на 60 ° по отношению к тяжелой части А2 со­седнего круга (рис. 2.8. в). Таким образом, дисбаланс Аи А2, Лз. Л4, Д5 и Л6 каждого круга равномерно распределяется по окруж­ности и в наборе шести кругов самоуравновешивается. При дру­гом количестве кругов в наладке круги должны устанавливаться тяжелой частью под углом 360°/”. где л — количество кругов.

7. На плоскошлифовальных станках, работающих торцом круга, шлифовальные круги-кольца закрепляются на переходных фланцах наклеиванием (рис. 2.9). Крепление шлифовальных сег-

ментов на переходной планшайбе осуществляется с помощью механического клинового зажима каждого сегмента (рис. 2.10).

Учебно-производственное задание по теме

«Выбор метода установки и крепления шлифовального круга»

1. Уяснить, чем отличается метод крепления и конструкция крепежных фланцев для кругов разных типов и размеров.

2.Показать примеры (составить эскизы) крепления малога­баритных кругов (D=50 мм, d=13 мм), среднегабаритных кру­гов (D = 200 мм, d = 32 мм), крупногабаритных кругов (/) = = 750 мм, d=305 мм).

Установка и крепление круга на станок с применением проме­жуточного фланца. Применяются два варианта установки шли­фовального круга с использованием промежуточного фланца. Первый вариант предусматривает постоянное закрепление про­межуточного фланца на шпинделе станка, в этом случае для установки шлифовального круга снимается только крышка 3 фланца (см. рис. 2.7, а) и круг должен балансироваться после установки на шпинделе станка. Для возможности использования этого варианта необходимо, чтобы шлифовальный круг был пред­варительно обкатан на балансировочном стенде с целью установ­ления и отметки на круге места расположения тяжелой части круга и величины дисбаланса. Это необходимо, чтобы иметь воз­можность после установки и закрепления сбалансировать круг в сборе с фланцем. Это достигается перемещением балансировоч­ных сухарей 4 по кольцевой канавке промежуточного фланца в зону легкой части круга (см. рис. 2.7,6).

В массовом производстве целесообразно иметь два комплек­та промежуточных фланцев. Это дает возможность устанавли­
вать круг на фланец и балансировать его в сборе с фланцем до установки на шлифовальном станке.

Установку и крепление круга с применением промежуточ­ного фланца, закрепленного на шпинделе ста н — к а, необходимо производить в такой последовательности.

1. Проверить состояние шлифовального круга, убедиться, что нет видимых трещин на круге (которые могли возникнуть при транспортировке круга к станку). Тщательно осмотреть по­садочное отверстие круга, убедиться, что нет трещин и сколов на посадочной поверхности круга.

2. Шлифовальный круг на керамической связке следует еще раз проверить на наличие трещин (простукиванием деревянным молоточком), которые могли появиться при транспортировке круга.

3. Установить по маркировке круга допускаемую для него максимальную рабочую скорость. Никогда не следует превышать заданную максимальную рабочую скорость, что может привести к разрывам круга в процессе шлифования.

4. Очистить, тщательно осмотреть и проверить ощупыванием посадочные поверхности переходного фланца. Выявить наличие забоин или заусенцев, затрудняющих правильную посадку кру­га, зачистить поврежденные участки.

5. Убедиться, что съемная крышка 3 (см. рис. 2.7) переход­ного фланца соответствует данному фланцу по конструкции и размеру. Несоответствие крышки переходному фланцу приведет к появлению местных контактных напряжений и образованию трещин на круге.

6. Проверить отклонение от плоскостности (искривление) тор­цевой опорной поверхности крышки фланца. Для этого нужно линей­ку ребром положить на торцевую поверхность, поворачивать ее во­круг диаметра крышки фланца и визуально определять зазор между линейкой и проверяемой поверхностью. Если плоскостность Торце­вой поверхности хорошая, то зазор на всей линии контакта между линейкой и торцом крышки будет одинаковый.

7. Проверить правильность прилегания торцевой поверхности крышки к торцу шлифовального круга следующим образом: устано­вить крышку фланца в отверстие круга, поджать его слегка к кру­гу и провернуть несколько раз в неподвижном круге, затем снять и осмотреть торцевую поверхность крышки—выступающие участки окажутся зачищенными (более светлыми). В этом случае нужно бо­лее тщательно зачистить выступающие участки или перешлифовать торец крышки, чтобы обеспечить равномерное прилегание крышки фланца к шлифовальному кругу.

8. Проложить прокладки 5-между торцами шлифовального кру­га / и опорными поверхностями фланца и крышки (см. рис. 2.7). Диаметр прокладок должен превышать диаметр прижимных флан­цев. Прокладки целесообразно предварительно смочить, чтобы обес —

лечить более равномерное прилегание торцов крышки и фланца к торцам круга.

9. Надеть круг на промежуточный фланец. Круг должен надева­ться без усилий и натяга. Между отверстием круга и посадочным диаметром фланца должен быть небольшой зазор (0.1—0,3 мм), что — — бы обеспечить легкую посадку круга. Расположить круг тяжелой частью в верхнем положении.

10. Надеть крышку на посадочный фланец и продвинуть ее до упора в прокладку. Убедиться, что прокладки не сместились и

перекрывают с обеих сторон опорные прижимные торцы фланца и крышки (см. рис. 2.11).

11. Вставить и затянуть болты в крышке фланца. Затяжка болтов долж­на обеспечить надежное крепление кру­га, но нельзя допустить пережатия бол­тов, что может вызвать образование тре­щины и разрушение круга. Поэтому нужно строго соблюдать следующие правила затяжки болтов:

крышку фланца нужно установить таким образом, чтобы отверстия в крыш­ке совпали с отверстиями во фланце;

первый болт ввернуть и затянуть до касания торцов фланца и крышки с прокладками;

второй болт ввернуть в отверстие, диаметрально расположенное первому болту, и затянуть его с таким же усилием, что и первый болт;

остальные болты затянуть подобно первым двум; последователь­ность затяжки болтов должна соответствовать их цифровому распо­ложению на рис. 2.11;

окончательно затянуть болты с той же последовательностью; повторить операцию окончательной затяжки три раза.

Чтобы предупредить чрезмерную затяжку болтов, целесообразно выполнять эту работу при помощи динамометрического ключа. Мо­мент затяжки М-=-IP должен быть 29 Н — м. Для кругов большой вы­соты (100 мм) момент затяжки увеличивается и может достигать 60—80 Н • м.

12. Сбалансировать шлифовальный круг в сборе с фланцем пе­ремещением балансировочных сухарей (см. рис. 2.12, с. 42).

13. Перед пуском станка отойти в сторону от круга и включить его вращение. Испытать надежность сборки и крепление круга при вращении на холостом ходу в течение 1 мин.

14. Произвести предварительную правку круга, чтобы устра­нить биение периферийной режущей поверхности круга.

15. Повторно сбалансировать круг непосредственно на станке
в режиме его вращения при помощи балансировочного устройства,, которым оснащаются современные шлифовальные станки.

16. После 8—16 ч работы круга следует повторно проверить за­тяжку болтов, которая может быть ослаблена из-за усадки прокла­док. В этом случае затяжку повторить в той же последовательности (см. рис. 2.11).

Установка кругов с применением промежуточного фланца, за­крепленного на шпиндель станка, целесообразна на станках, осна­щенных прибором балансировки круга, позволяющим уравновеши­вать систему круга с фланцем в рабочем режиме вращения круга. Этот метод применяется также на станках для зачистки литья и по­ковок в литейных и кузнечных цехах.

На шлифовальных станках, не имеющих приборов для баланси­ровки круга в рабочем режиме, целесообразно применять установку круга с применением съемного промежуточного фланца, который обеспечит более точное уравновешивание круга с фланцем.

В случае установки и крепления шлифоваль­ного круга с применением съемного проме­жуточного фланца изношенный круг снимается со станка вместе с промежуточным фланцем. Правила установки нового круга на промежуточный фланец вне станка практически совпадают с пра­вилами установки круга с применением фланца, закрепленного на шпинделе станка. Однако при использовании второго варианта — съемного фланца, шлифовальный круг вначале монтируется на про­межуточном фланце, после чего круг в сборе с фланцем уравновеши­вается на балансировочном стенде (см. с. 42), а затем устанавлива­ется на шпиндель станка. Перед установкой на станок нужно тща­тельно очистить посадочный конус шпинделя станка и коническое отверстие переходного фланца. Проверить ощупыванием наличие забоин и заусенцев и в случае необходимости зачистить эти опорные поверхности. После установки фланца с кругом на конус шпинделя станка он закрепляется завертыванием гайки против часовой стрел­ки.

Установка и крепление шлифовального круга непосредственно на шпиндель станка (без промежуточного фланца). Этот метод широко используется для кругов с малым диаметром посадочного отверстия. При установке и креплении круга на станке нужно выполнить сле­дующие технологические операции в указанной последовательности.

1. Проверить состояние шлифовального круга, убедиться, что нет видимых трещин на круге (которые могли возникнуть при тран­спортировке круга к станку). Тщательно осмотреть посадочное от­верстие круга, убедиться, что нет трещин и сколов на посадочной поверхности.

2. Если шлифовальный круг на керамической связке, то полезно еще раз простучать его молоточком (деревянным), убедиться, что в нем нет внутренних трещин, которые могли появиться при транспор­тировке круга.

3. Никогда не превышать заданную максимальную рабочую ско­рость, что может привести к разрыву круга в процессе шлифования.

4. Очистить, тщательно осмотреть и проверить ощупыванием по­садочные поверхности шпинделя и съемных фланцев. Выявить на­личие забоин или заусенцев, мешающих правильной посадке круга. Зачистить поврежденные участки.

Цилиндрическая посадочная шейка шпинделя шлифовальной баб­ки должна быть строго перпендикулярна прилегающему торцу Т (см. рис. 2.6, г). Съемные фланцы 2 должны легко надеваться на посадоч­ную шейку шпинделя 3. Оба фланца 2 должны соответствовать друг другу по конструкции и размеру, быть одного диаметра и иметь под­нутрения с внутренней стороны торца, чтобы зажим круга осуществ­лялся кольцевой поверхностью наибольшего диаметра фланцев. Диаметр фланцев должен быть не менее 2/3 диаметра круга. Торце­вые поверхности фланцев должны быть параллельны и иметь хоро­шую плоскостность.

5. Проверить отклонение от плоскостности торцевых поверхнос­тей фланцев 2 (см. рис. 2.6), для чего положить линейку (ребром) на проверяемую поверхность и убедиться, что незначительный просвет между линейкой и опорной поверхностью везде одинаковый. Повто­рить проверку на просвет при повороте линейки вокруг фланца.

В случае отклонения от плоскостности необходимо прошлифовать торцевые поверхности фланцев, чтобы избежать неравномерный зажим круга и образование трещин на круге.

6. Установить фланец 2 на шпиндель станка до упора в торец шпинделя Т (см. рис. 2.6, г).

7. Проложить увлажненную прокладку 5 (см. рис. 2.6, г) на опор­ный торец фланца 2. Прокладка должна устанавливаться между кругом и каждым фланцем, чтобы исключить неравномерный зажим и образование трещин на круге. Толщина прокладки должна быть не менее 0,6 мм. Диаметр прокладки должен немного превышать ди­аметр зажимного фланца, чтобы исключить касания круга торцом фланца.

8. Установить круг на шпиндель станка. Круг должен свободно входить на шпиндель с зазором 0,1—0,15 мм; это делается для того, чтобы круг легко надевался на шпиндель, не заклинивался и не ис­пытывал напряжений. При работе станка шпиндель нагревается и при его тепловом расширении он не должен распирать отверстие круга.

9. Проложить увлажненную прокладку между торцом круга и вторым фланцем 2. Установить фланец на шпиндель до касания с прокладкой.

10. Убедиться, что фланцы и прокладки расположены концент­рично отверстию круга.

11. Навернуть гайку 6 на резьбовой конец шпинделя (против часовой стрелки) и затянуть ее. Не следует использовать для затяж-

ки дополнительных рычагов, чтобы не вызвать пережатие круга и образования трещин в нем.

12. Отойти в сторону от шлифовального круга и включить его вращение. Испытать круг вращением на холостом ходу в течение од­ной минуты. Эта предохранительная мера необходима, так как боль­шинство случаев разрыва круга происходит на первой минуте работы станка.

Учебно-производственное задание по теме

«Установка и крепление шлифовального круга»

1. Выполните упражнения по установке и креплению круга не­посредственно на шпинделе станка в производственных условиях.

2. Выполните упражнение по установке и креплению круга на станке с применением промежуточных крепежных фланцев в производственных условиях.

Строго соблюдайте технологическую последовательность рабо­чих приемов при установке и креплении кругов (см. с. 36—40).

Updated: 05.04.2016 — 19:56