ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ АБРАЗИВНОГО ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ РАБОТЫ НА ШЛИФОВАЛЬНЫХ СТАНКАХ

1.3. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ШЛИФОВАЛЬНЫХ КРУГОВ

Каждый шлифовальный круг до установки на станок проходит проверку на наличие трещин, механических повреждений и механи­ческой прочности (на разрыв).

Выборочно, из каждой партии кругов, проверяют параметры, ха­рактеризующие классы точности и неуравновешенности кругов, а также проверяют твердость кругов.

Осмотр круга и проверка наличия трещин. Каждый шлифоваль­ный круг следует тщательно осмотреть и проверить на отсутствие тре­щин, раковин, сколов и других повреждений, которые могут быть по­лучены при погрузке, транспортировке и вы­грузке. Перед осмотром круг должен быть очи­щен от упаковочного ма­териала и загрязнений.

Влажный инструмент перед осмотром и испы­танием на прочность должен быть просушен.

Наличие трещин вы­является простукивани­ем круга, для чего шли­фовальные круги массой до 30 кг свободно наде­ваются на металлический или деревянный стержень, круги массой более 30 кг подвергаются простукиванию без подвешивания, они устанавливаются на чистый пол (рис. 2.1 ,а).

Круг простукивают деревянным молотком или ручкой (деревян­ной, пластмассовой) отвертки в четырех точках, расположенных под углом 90° друг к другу (рис. 2.1, б).

Шлифовальные круги на керамической связке, не имеющие тре­щин или других дефектов, дают чистый металлический звук. Шли­фовальные круги на органических связках без трещин и поврежде­ний не издают такого чистого металлического звука, он более при­глушенный.

Контроль геометрических размеров. Наружный диаметр, высо­ту и диаметр отверстия шлифовального круга проверяют вручную с помощью универсальных измерительных инструментов.

Параллельность плоскостей шлифовального круга измеряют по его высоте в четырех диаметрально противоположных точках и вычисляют разность наибольшего и наименьшего значений высоты.

Параллельность выточек проверяется глубиномером или другим универсальным измерительным средством.

Эксцентриситет шлифовального круга определяют, измеряя штангенциркулем или масштабной линейкой ширину кольцевой ча­сти круга в двух диаметрально противоположных направлениях и вычисляя полуразность измерений.

Измерение неуравновешенности шлифовального круга. Неурав­новешенность круга определяется на станке для статической балан­сировки, основной частью которого являются два параллельно рас­положенных цилиндрических валика 4 (рис. 2.2, а). Шлифовальный круг / предварительно надевается на балансировочную оправку 3, посадочная шейка А на оправке имеет небольшой конус, чтобы шли­фовальный круг садился на нее без зазора (рис. 2.2, б). Балансиро­вочную оправку с шлифовальным кругом устанавливают на цилинд­рические валики 4 и легким толчком придают кругу медленное вра­щение. После остановки круга отмечают верхнюю точку на перифе­рии и закрепляют в этом месте скобу с грузом 2, уравновешиваю­щим шлифовальный круг (рис. 2.2, а).

Круг считается уравновешенным, если при его повороте на 90° он не начинает вращаться на цилиндрических валиках 4. По величи­не уравновешивающего груза определяется класс неуравновешен­ности (см. табл. 1.5).

В зависимости от класса точности кругов допускается следую­щий класс неуравновешенности (ГОСТ 3060—86): 1-й — для кру­га класса точности АА; 2-й или 1-й — для круга класса точности А; 1-, 2- или 3-й — для круга класса точности Б.

Измерение твердости круга пескоструйным методом основано на измерении глубины лунки, образующейся на поверхности шлифо­вального круга струей кварцевого песка, выбрасываемого под за­данным давлением из сопла пескоструйного твердомера (рис. 2.3). Чем мягче круг, тем большей глубины образуется лунка.

Главным узлом пескоструйного твердомера является измеритель­ная головка, состоящая из воздушной 4 и песочной 8 камер. При нижнем положении клапана 5 песок из резервуара 7 поступает в песочную камеру 8 и заполняет ее.

При работе твердомера клапан 5 поднимается и верхней своей фаской перекрывает доступ песка из резервуара, одновременно от­крывается доступ песка из песочной камеры в коническое сопло 10, а из него в сопло 2. Сжатый воздух, поступающий из патрубков, заполняет воздушную камеру 4 и через зазор между соплами 9 и 10 попадает в сопло 2, далее — на поверхность абразивного инстру­мента 11. Струя воздуха увлекает за собой песок из песочной камеры и образует на торце инструмента лунку. Измерительная игла 3 опу­скается на дно лунки, по шкале 6 измеряется ее глубина и по пере-

водной таблице определяется степень твердости инструмента. Уплот­нительные манжеты / изолируют проверяемый участок круга от внешней среды.

Пескоструйным методом измеряется твердость шлифовальных кругов из электрокорунда и карбида кремния на керамической и ба­келитовой связках зернистостью 50 и менее.

Измерение твердости шлифовального инструмента на приборе Роквелла основано на измерении глубины h лунки, образующейся от вдавливания в тело инструмента — твердосплавного конуса (рис. 2.4, а) или стального шарика (рис. 2.4, б). Этот метод применя­ется для измерения твердости шлифовальных кругов высотой не бо­лее 8 мм. зернистостью 12 и менее и шлифовальных брусков на кера­мической и бакелитовой связках. Стальной шарик на приборе вдав­ливается под действием двух последовательно прилагаемых к нему нагрузок: предварительной Я0 и основной Я, (рис. 2.4, в). Общая на­грузка (Р = Р0 + Я,) плавно возрастает в процессе измерения и снимается после достижения заданной величины через 4—7 с. По разности глубин Л0 проникновения шарика в тело инструмента от

действия общей Р и предварительной Р0 нагрузок определяют сте­пень твердости инструмента.

Измерению твердости методом вдавливания конуса на приборе «Роквелл» подвергаются абразивные инструменты на вулканитовой связке с наружным диаметром до 500 мм, высотой от 6 до 150 мм, зернистостью 12 и менее.

Метод вдавливания конуса аналогичен методу вдавливания шари­ка, но отличается тем, что рабочим наконечником служит конус с углом при вершине 60е, изготовленный из твердого сплава.

Испытание шлифовальных кругов на механическую прочность.

Для обеспечения безопасной работы шлифовальных кругов их пред­варительно испытывают на специальных испытательных стен­дах.

Для закрепления шлифовального круга на стенде применяются испытательные фланцы /. Наружный диаметр D и ширина кольце­вой прижимной поверхности а у обоих фланцев, зажимающих круг, должны быть одинаковыми (рис. 2.5).

Подлежащий испытанию круг 3 и фланцы / свободно надеваются на шпиндель 4 испытательного стенда. Зазор между отверстием кру­га и валом испытательного стенда должен быть не менее 0,1 мм и не более 1,5 мм. Если круг имеет отверстие диаметром на 1,5 мм боль­ше, чем диаметр шпинделя, необходимо применять фланцы большего размера или переходную втулку.

Между фланцами и кругом с обеих сторон должны быть проложе­ны прокладки 2 из эластичного материала (плотной бумаги, картона или резины) толщиной 0,5—1 мм в зависимости от диаметра испыты­ваемого круга. Прокладка должна перекрывать всю зажимную по­верхность фланцев и выступать наружу по всей окружности пример­но на I мм. Поверхности соприкосновения фланцев, прокладок и шлифовального круга должны быть чистыми.

Испытательный цикл состоит в плавном разгоне круга до задан­ной скорости, выдержке на этой скорости и плавном замедлении ско­рости до остановки круга.

Режимы испытания различных кругов на механическую проч­ность обусловлены ГОСТ 12.3.028—82.

Окружная скорость шлифовального круга ограничивается проч­ностью и формой абразивного инструмента. На шлифовальном круге маркируется допускаемая рабочая скорость. Ниже указаны допус­каемые рабочие скорости для разных форм шлифовальных кругов (ГОСТ 2424—83).

Тип круга Рабочая окружная

скорость, м/с

ПП, 2П……………………… 30, 35, 40, 50, 60

ПН, ПР, К 25, 30, 35

Прочие типы 25. 30, 35, 50

Учебно-производственное задание по теме

«Контроль качества кругов»

1. Освоить технику контроля кругов по наличию трещин и ме­ханических повреждений.

2. Освоить технику контроля кругов по геометрическим парамет­рам.

3. Упражнение. Отобрать по два круга разных размеров на керамической и бакелитовой связках, визуально осмотреть их— нет ли механических повреждений (сколов и раковин), после че­го проверить их на наличие трещин по указанной выше методике.

Провести наблюдение в производственных условиях за техникой и практикой измерения твердости и неуравновешенности кругов, а также испытания кругов на механическую прочность.

Updated: 05.04.2016 — 19:56