Шлифование рабочего профиля многих деталей на станке является окончательной операцией. В тех случаях, когда шлифование профиля дает вполне удовлетворительную точность размеров, но шероховатость измерительной поверхности получается недостаточной из-за наличия штрихов и рисок от шлифования, профиль детали полируется. Полирование в отличие от доводки дает гладкую зеркальную поверхность, на которой устранены штрихи и риски практически без изменения размеров (если не принимать во внимание 2— 3 мкм).
Полирование представляет собой комплекс физико-химических процессов. Механический процесс устранения всевозможных неровностей с поверхности металла осуществляется перемещением мельчайших выступов в углубленные места. Такому перемещению способствует теплота, возникающая вследствие взаимодействия быстро вращающегося полировального круга с деталью, и применение специальных паст. Благодаря воздействию полирующих паст и окружающей среды происходит химический процесс, ускоряющий растворение окислов на поверхности металлов.
Полирование производят мягкими кругами с применением полировальных паст. Составные части, входящие в любую пасту, можно разделить на две основные группы: абразивные материалы и связки.
К абразивным материалам относятся венская известь, окись железа, окись хрома и др. В качестве связки в полировальных пастах применяют стеарин, олеин, парафин и воск.
Венская известь относится к естественным Полирующим абразивным материалам и является продуктом обжига доломита или известняка. Венская известь хорошего качества не должна содержать влаги и примесей песка или глины.
Окись железа Fe2Og, полученная искусственным путем, называется крокусом. Как и окись железа, окись хрома Сг203 представляет собой искусственный полирующий абразивный материал.
Наилучшей является паста с венской известью, так как крокус и окись хрома несколько царапают полируемую поверхность. Эта паста дает хорошие результаты при следующем составе: олеин — 12 частей, стеарин — от 2 до 6 частей и венская известь — до нужной густоты.
Полировальные пасты должны "иметь однородный состав, прочно удерживаться на рабочей поверхности круга и не царапать полируемую поверхность. Полируемая деталь должна быть очищена от наждака и абразивной пыли, чтобы на ней во время полирования не получались царапины. Обычно матрицы штампов и пресс-форм после шлифования и перед полированием очищаются ручной щеткой.
Для полировальных работ применяют круги самых разнообразных форм, изготовленные из различных материалов. К наиболее распространенным полировальным кругам относятся круги из ки — перной ткани, фетровые и войлочные.
Киперная ткань, сотканная из пряжи, основанной на волокне из крапивы, хорошо схватывает пасту. При полировании кругами, изготовленными из этой ткани, образуется меньше пыли и повышается качество полирования. Полировальные круги из киперной ткани являются наилучшими. Круг изготовляется путем сшивания отдельных дисков, после чего в нем делают отверстие для крепления на шпинделе.
Войлочные и фетровые круги изготовляются из смеси различных сортов шерсти, главным образом овечьей, и меховых отходов. Технологический процесс изготовления войлочных и фетровых кругов одинаков, разница заключается лишь в том, что для фетровых кругов употребляют высшие сорта шерсти.
Не следует изготовлять круги для полирования закаленных деталей оснастки из коровьей и искусственной шерсти с содержанием последней до 20%, так как при полировании такими кругами качество обработки получается невысоким и круги быстро изнашиваются.
За последнее время с успехом применяется более дешевый метод изготовления войлочных кругов, при котором шерстяные волокна не свойлачивают, а склеивают. При искусственном способе изготовления смесь из шерсти, мездрового клея и ряда химикатов прессуется в круговую форму. Этот способ изготовления кругов дает возможность использовать отходы волокна, пушные отходы и шерсть низкого качества; при этом круги имеют достаточную плотность и упругость. Стоимость искусственных кругов в пе-
сколько раз ниже стоимости кругов из дорогой натуральной шерсти.
Войлочным и фетровым кругам можно придать самый различный профиль, что позволяет применять их при полировании деталей со сложной конфигурацией.
При полировании стальных деталей круги рекомендуется вращать с окружной скоростью 25 —35 м/с; для закаленных стальных деталей со сложным профилем окружную скорость следует принимать равной 20—25 м/с. Такая окружная скорость обычно соответствует 2000—3000 оборотам полировального круга в минуту.
Полировальные круги, вращающиеся с большим числом оборотов, не должны иметь биения по окружности. Биение круга вызывает большие вибрации шпинделя, что приводит к преждевременному износу шарикоподшипников.
Центрирование матерчатых, войлочных и фетровых кругов на некоторых предприятиях производят еще вручную очень острым ножом при вращении круга с нормальным числом оборотов (обточка). Такой способ требует большого опыта и ловкости и иногда приводит к несчастным случаям. Поэтому ручную обточку круга необходимо заменять механической. На многих передовых заводах полировальные круги центрируются (обтачиваются) на специальных станках, конструкция которых весьма проста (рис. 107).
Электродвигатель 4 при помощи ременной передачи вращает два вала 2 и 6. На валу 2 закреплен крупнозернистый шлифовальный круг 3 из карбида кремния, а на валу 6 —обрабатываемый полировальный круг 7. Вращением маховика 1 абразивный круг 3 подводится к полировальному кругу, и таким образом быстро срезаются все его неровности. В среднем время, необходимое для установки, обточки и снятия полировального круга, равно 4 мин.
При обточке и профилировании полировальных кругов образуется большое количество пыли, поэтому на станке должен быть предусмотрен кожух 5, конструкция которого позволяла бы быстро и легко устанавливать и снимать круги. В верхней части кожуха делается окно с небыощимся стеклом, через которое в процессе обработки ведется наблюдение за кругами.
На этом станке полировальным кругам, изготовленным из фетра, войлока и материи, можно придавать не только цилиндрическую, но и фасонную форму (рис. 108, а). В этом случае абразивный круг 2 профилируется таким образом, чтобы он имел форму детали /.
При обработке профилированных полировальных кругов последние совершают только вращательное движение, а при обработке кругов по периферии — вращательное и возвратно-поступательное движение вдоль оси.
После центрирования полированные круги уравновешивают (балансируют), так как даже центрированный круг при большом числе оборотов будет давать биение вследствие разной массы обеих сторон. Для балансировки круг 2 закрепляют на оправке 1 и устанавливают на балансировочном приспособлении (рис. 109), кото-
Рис. 108. Полировальные круги и их креп — Рис. 109. Балансировочное при — ление способление с двумя валиками |
должно быть правильно и точно установлено по уровню. Полировальный круг с оправкой располагают на приспособлении перпендикулярно осям 5.
Поворотом оправки с кругом добиваются такого положения, при котором круг после любого поворота останется неподвижным. Это достигается уравновешиванием круга свинцовым грузом или выравниванием его по толщине.
Широкие фетровые и войлочные круги, а также круги из различных тканей закрепляются прижимными фланцами 2 (см. рис. 108, б). Эти фланцы должны иметь одинаковые диаметры. Направление резьбы на оправке 3 (шпинделе) должно быть таким, чтобы при вращении полировального круга гайка 1, закрепляющая его, не отвинчивалась.
Полировальные круги на шпинделе станка закрепляются также при помощи специальных конусных наконечников (насадок), на которые устанавливается круг. Конструкция такого наконечника ясна из рис. 108, в. На наконечник можно крепить полировальные круги с различными внутренними диаметрами; при этом обеспечи-
вается хорошее центрирование круга. Кроме того, время на установку и снятие круга при пользовании насадками значительно сокращается. Наконечники чаще всего закрепляют на наружной резьбе, имеющейся на конце шпинделя станка.
Для полирования деталей со сложным профилем, обработку которых нельзя осуществить обычными кругами, применяют круги — головки небольших габаритов, показанных на рис. 108, г. Они
изготовляются чаще всего из шерсти и ваты и предназначаются для полирования расположенных внутри детали или снаружи нее всевозможных криволинейных поверхностей и плоскостей. Производительность таких кругов невелика; их следует применять только в случае необходимости.
На практике часто встречаются сложные профили деталей (матриц, пресс-форм, штампов), которые не удается полировать кругами-головками. Обычно такие места полируют вручную при помощи паст.
Полировальные круги закрепляют на шпинделях специальных станков; наиболее совершенные из них имеют два шпинделя с индивидуальными электродвигателями. На рис. ПО, а приведена схема полировального станка такого типа.
Каждый из двух шпинделей 1 смонтирован на одной станине 2 на двух шариковых или роликовых подшипниках, приводится во
14 В. М. (Чалкиц
вращение через ременную передачу 3 от электродвигателя. Каждый шпиндель включается и выключается раздельно при помощи кнопочного устройства. Такие станки очень удобны в работе. Благодаря значительному расстоянию между концами двух шпинделей на них могут одновременно работать, не мешая друг другу, два полировщика.
На шлифовальных участках многих заводов применяются шлифовально-полировальные станки очень простой конструкции — станки-моторы (рис. 110, б). Удлиненный вал электромотора станка служит шпинделем, на концах которого крепятся полировальные или эластичные шлифовальные круги при помощи фланцев и конусных наконечников —насадок.
Для полировальных работ используются также переносные станки с гибким валом (рис. 110, в). Полировальный круг 1 приводится во вращение электродвигателем 3 через гибкий вал, помещенный в стальной гибкий шланг 2.
За последние годы большое распространение на заводах получили пневматические и электрические дрели различных конструкций. Дрелями можно полировать детали со сложными профилями, применяя в качестве инструмента полировальные головки. Они легки и компактны и делают 2500—3000 об/мин.
Особенно удобны для полирования пневматические дрели, показанные на рис. 110, г, они работают от заводской воздушной сети при давлении сжатого воздуха в 4—4,5 кгс/см2. При сильной перегрузке пневматическая дрель остановится, но детали ее не будут повреждены. Пневматическая дрель имеет то преимущество, что она охлаждается отработанным воздухом, а это, в свою очередь, удлиняет срок работы шарикоподшипников. Пневматическая дрель присоединяется к воздушной сети при помощи шланга 2; пуск ее осуществляется путем нажима кнопки /.