Роль и значение смазочно-охлаждающей среды. Основным назначением смазочно-охлаждающей среды (СОЖ) является: а) уменьшение теплообразования и отвод теплоты; б) образование в зоне резания защитных пленок, препятствующих непосредственному контакту зерен и обрабатываемой поверхности для предотвращения адгезионного и диффузионного процесса и для снижения трения; в) удаление из зоны резания отходов шлифования; г) получение заданного класса чистоты и точности обработки. Кроме того, СОЖ должны обладать рядом эксплуатационных свойств: физической и химической стабильностью, не вызывать коррозии оборудования и шлифуемых деталей, не разлагать смазку, не оказывать вредного действия на кожу, не иметь неприятного запаха, не оставлять пятен на одежде и т. п. Выполнение отдельных требований иногда носит противоречивый характер. Так, с повышением смазочных свойств снижается охлаждающая способность жидкости. Поэтому в зависимости or условий обработки необходимо подбирать оптимальный состав СОЖ-
По характеру воздействия на процесс резания оазличают три группы СОЖ: охлаждающие, химически активные и поверхност — но-актипные. Наибольшей охлаждающей способностью обладают среды, имеющие высокую теплопроводность, теплоемкость, скрытую теплоту парообразования, больший удельный вес и меньшую вязкость. Если принять охлаждающую способность воды за 100%, то для содовых растворов она составит 80—90% (в зависимости от концентрации), для эмульсии — 30—80%, для масла — 25%. С целью улучшения охлаждающих свойств масел, обеспечения лучших смачивающих и смазочных свойств применяют добавки до 10% дизельного топлива или керосина, уменьшающие вязкость масел.
Химическая активность среды определяется способностью ее молекул образовывать на контактных поверхностях химические соединения, обладающие пониженной прочностью или легкоплавкостью. Для лучшею действия жидкость должна иметь в своем составе легко отделяемые молекулы серы, фосфора и хлора, которые, вступая а соединения со шлифуемым металлом и образуя химические соединения с ним в виде тонких прочных пленок хло —
рядов, сульфидов и фосфидов, тем самым предохраняют от непосредственного контакта шлифуемый металл с абразивом.
Поверхностно-активными .веществами по отношению к какой — либо жидкости называют такие вещества, которые при добавлении к жидкости уменьшают ее. поверхностное натяжение и вследствие этого обладают сильным молекулярным сцеплением с металлической поверхностью (металлофильностыо). Последнее упрочняет адсорбционную связь смазки с металлом, т. е. усиливает ее маслянистость.
С повышением температуры в зоне резания эффективность смазки снижается. Для .повышения эффективности смазки при более высокой температуре необходимо создавать смазочные пленки с более высокой температурой плавления. Для создания таких пленок. в смазку вводятся добавки, содержащие серу, хлор и др. На железных сплавах сульфиды сохраняют свою эффективность до 800° С, а хлориды только до 400° С. Сопротивление сдвигу у сульфидных пленок больше и коэффициент трения относительно высок. Исследования показали, что при шлифовании жаропрочного сплава присадка серы в 5 раз эффективнее хлора для повышения удельного съема металла. Эксперименты также показали, что присадки серы и хлора более эффективны, если они применяются совместно. По литературным данным содержание активной серы должно быть не менее 1,5%.
Для улучшения смывающего действия жидкостей на водной основе применяют добавки различных моющих средств: ОП-7, ОП-Ю, сульфанол и др. Жидкости с высокими моющими свойствами являются наилучишми, когда важно сохранить рабочую поверхность круга чистой во время шлифования. Это важно при мелкозернистых кругах, при малых подачах при окончательной обработке, а также для тех случаев, когда площадь контакта между абразивным инструментом и деталью велика.
По данным М. Шоу, неорганические соли (электролиты) уменьшают износ абразивного инстрзчиента. Действие их объясняется образованием на поверхности абразива и обрабатываемого металла адсорбированных слоев анионов и катионов. В водных растворах электролитов происходит адсорбция ионов. На поверхности корунда адсорбируются катионы, на поверхности титана — анионы. Адсорбционные слои анионов и катионов уменьшают взаимодействие между абразивом и металлом, интенсивность которого и определяет износ круга. Лучшие результаты дают растворы тех веществ, размеры ионов которых наиболее близки к размеру ионов вещества, на котором должна образоваться защитная пленка, а разность потенциалов статического заряда между ними наибольшая. Так, например, при шлифовании титана установлено, что барий является наиболее эффективным для адсорбции «а электрокорунде, а фосфат — наиболее эффективным анионом для адсорбции на поверхности сплавов 84
титана. Этим объясняется эффективность применения растворов фосфорных и бариевых солей при шлифовании титановых сплавав.
Виды рабочих сред. Водные растворы электролитов. Вода хорошо отводит тепло. Растворы кальцинированной соды улучшают смачиваемость, предохраняют от коррозии, улучшают смазывающее действие и т. п. Аналогичные результаты достигаются при растворах калиевых солей, нитрита натрия, тринатрийфосфа — та и др. К недостаткам содового раствора следует отнести отсутствие смазочного действия. Повышенная щелочность (рП>9) может вызывать болезни кожи, увеличивать износ машинных деталей и повреждение окраски станков. Заменителем соды является органическое вещество — триэтаноламин—слабое основание, высококипящая. малолетучая жидкость, хорошо растворимая в воде. На Горьковском автозаводе «а операциях окончательного шлифования стальных деталей применяют водные растворы поверхностно-активных веществ: 1% триэтаноламина, 0,25% нитрита натрия, 0,25% глицерина, 98,5%—воды. При внутреннем шлифовании, по данным ВНИИПП [50], «аилучшие результаты показали жидкости с добавками растворителя ОП7 или ОПІО в 1 г/л с содержанием триэтаноламина 5—7% и нитрита натрия— 2,5 %■ При этих жидкостях удельный объемный износ абразивного инструмента составлял 6—7%, а шероховатость поверхности Яа= 1,6+1,65 мк. Применяют также добавки тринат — рийфосфата. Его моющая способность выше, чем у соды. В водные растворы вводят специальные добавки гербицидов для предохранения роста бактерий, которые приводят к нестабильности концентраций. При. наличии общецеховой охлаждающей системы развитие бактерий и появление запаха может быть снижено в результате непрерывной работы насоса по подаче жидкости и ее аэрации. Следует обращать внимание на состав воды. При излишне мягкой воде может образовываться пена, при повышенной жесткости воды эмульсия становится нестабильной и быстро разлагается.
Эмульсии масел. При шлифовании применяют масляные эмульсии, во многих случаях с небольшими добавками (1%) кальцинированной соды, тринатрийфосфата и нитрита натрия. Эмульсию готовят введением воды в эмульсол, где вода является внешне замкнутой фазой, а внутренней дисперсной фазой — масло. Товарные эмульсолы изготовляют из нефтяных кислот. Самой дешевой является эмульсия, приготовленная на синтетических жирных кислотах — окисленном петролатуме. Она в 3 раза дешевле эмульсии, приготовленной на мылах олеиновой кислоты, и в 2 раза дешевле эмульсии, приготовленной на мылах канифоля, и примерно в 2 .раза дороже водных растворов электролитов. Прозрачность эмульсии зависит от размера масляных капелек в суспензии (<0,1 мк). Охлаждающая способность эмульсии повышается с понижением концентрации масла и с уменьшением ценообразования. При тяжелых условиях обработки находят применение эмульсолы, активированные присадками осерненного масла. К достоинствам эмульсий масел можно отнести хорошую коррозионную устойчивость, высокую тепловую стабильность и улучшение шероховатости при шлифовании на 2—3 разряда. По опыту 1ГПЗ (50] применение олеиновой кислоты в водном растворе триэтаноламина в минеральных маслах улучшает шероховатость и уменьшает штриховые прижоги. Относительно более сильное действие олеиновой кислоты проявилось при малых концентрациях 0,2—1%, при этом снижался расход мощности и повышалась стойкость круга.
Масла. Находят применение минеральные масла с присадками окисленного петролатума или смазки АМОЗ, в состав которых входят алюминиевые соли высших жирных кислот. К достоинствам масла следует отнести более высокие смазочные свойства, которые способствуют улучшению шероховатости, снижению износа круга и мощности шлифования. Недостатки — в 5 раз меньший отвод тепла по сравнению с водными растворами, необходимость специальной вентиляции, высокая стоимость эмульсии и. содового раствора, опасность кожных заболеваний. Шлифовальные масла находят применение, когда необходимо дольше сохранить точность профиля круга, например, при шлифовании резьбы, профильном шлифовании зубчатых колес и шлицевых валов и др. Масла с добавками серы и хлорных соединений являются поверхностно — и химически активными и дают лучшие результаты при шлифовании труднообрабатываемых, например, жаропрочных сталей.
Газовые среды. Распространенной газовой средой является воздух. Исследования шлифования всухую показали, что при этом удельный съем металла, приходящийся на единицу изношенного абразива выше, а мощность шлифования ниже, чем при работе с содовым раствором. При сухом шлифовании увеличивается налипание металла на рабочую поверхность круга.
При охлаждении углекислым газом, по литературным данным, износ шлифовального круга снижается на 33%. Деталь нагревается незначительно, круг режет свободно и период его стойкости удлиняется. Охлаждение углекислым газом мало применяется из-за дороговизны. Кроме того, при этом способе круг может обледенеть и разрушиться. Все газы по сравнению с жидкостями неэффективны в смысле охлаждающего действия, но при соответствующем подборе они могут оказать известный эффект в результате уменьшения трения. При экспериментах Ф. Боудена смазочный эффект от введения атмосферы сероводорода был эквивалентен эффекту, производимому смазочным маслом. В атмосфере азота силы шлифования и износ круга значительно увеличиваются.
При сухом трении (без смазки) кислород уменьшает схватывание металла в некотором диапазоне температур трения. При дальнейшем повышении температур способность к схватыванию повышается, металл размягчается и не может, при неизменном внешнем давлении, поддерживать хрупкую оксидную пленку. Кислород при сухом трении выполняет ту же функцию, что и смазка при граничном или гидродинамическом трении. Отличие действия смазок заключается в том, что они предотвращают схватывание при комнатной температуре, кислород действует при повышенных температурах.
Твердые смазки. Находят применение твердые смазки, например, политетрафторэтилен, образующий между контактирующими поверхностями тонкую пленку (коэффициент трения фторопласта по стали 0,07). Твердая смазка имеет вид бруска, который прижимается с постоянной нагрузкой к вращающемуся кругу. За последнее время для смазки трущихся пар, работающих при больших скоростях и под значительными нагрузками находит применение смазка, содержащая двусернистый молибден, который образует на металле пленку, выдерживающую значительные давления [53]. Смазка применяется также в жидком виде.
Представляет интерес введение в состав кругов наполнителей, образующих пленку, затрудняющую схватывание. По имеющимся данным, например, применение теллура в качестве наполнителя оказывает хорошее действие при шлифовании. нержавеющих сталей. Проведенные опыты показали, что теллур при 700° С вызывает в поверхностном слое межкристаллическую коррозию, что облегчает процесс резания. При обработке жаропрочных и нержавеющих сталей їв круги вводят наполнители, например, криолит, серу, графит и др., которые вступают в реакцию с обрабатываемой поверхностью и предохраняют зерна от налипания металла.
Влияние схемы подвода СОЖ. Охлаждение поливом. Угол наклона насадки для подачи жидкости влияет «а результаты шлифования. При угле наклона в 75° к горизонтальной плоскости повышается съем металла и снижается износ круга. Из-за пористости круга, шероховатости его рабочей поверхности и большой скорости круга нагнетается большое количество воздуха, которое затрудняет попадание жидкости в зону шлифования. С целью улучшения подвода жидкости ее следует подавать до зоны контакта, при этом вращение круга способствует попаданню жидкости в зону шлифования. Количество подводимой ■СОЖ обычно колеблется в пределах 0,8—1 л/мин на 1 мм высоты круга. На станках повышенной точности это количество иногда увеличивают до 1,2—1.5 л/мин.
Охлаждение высоконапорной струей. При охлаждении высоконапорной струей жидкость подается под давлением в зону
шлифования, с поверхности круга сдуваются свободные металлические частички, прежде чем они смогут на ней закрепиться. Струя жидкости проникает в поверхностные слои круга, заполняет и очищает поры. Фирма «Шефильд» выпускает специальные форсунки высокого давления, которые совершают осциллирующее движение вдоль образующей круга. Установки для подачи рабочей жидкости под высоким давлением имеют мощность 2,2 кет для кругов шириной до 50 мм и 5,4 кет для кругов общей шириной до 150 мм. По литературным данным при этом интенсифицируется охлаждение, увеличивается срок службы круга и улучшается шероховатость поверхности.
Охлаждение распыленными жидкостями и газами. Жидкость и воздух, подаваемые под давлением, предварительно смешиваются в специальном устройстве — смесителе и в виде воздушножидкой смеси поступают через сопло в зону резания. Увеличение эффективности обусловлено тем, что при высокой скорости истечения из сопла струи распыленной жидкости (300 м/сек и более) смесь резко расширяется, вследствие чего температура ее снижается. Струя воздушно-жидкостной смеси обладает относительно большой кинетической энергией и поэтому способна быстро разрушать возникающую в охлаждаемой зоне паровую оболочку. Поскольку подача жидкости в распыленном состоянии сопровождается обдувом сжатым воздухом, то удаление стружки и продуктов износа абразивного инструмента из зоны резания улучшается. При этом сокращается объем жидкости, который необходимо подавать в зону резания. Для обеспечения смазки достаточно подавать 0,5—2 г/ч распыленного масла, а для охлаждения — 50—600 г/ч распыленной жидкости. Исследования показали снижение износа круга, повышение удельного съема металла, снижение прижогов и улучшение шероховатости.
Подача охлаждающей жидкости в зону шлифования через поры круга. При этом способе используют одновременно две жидкости, обладающие разными охлаждающе-смазочными свойствами: например, водный раствор для отвода теплоты и масло, обладающее хорошими смазочными свойствами. Это способствует уменьшению шероховатости и уменьшению износа круга. Масло подается при помощи специальной планшайбы и под действием центробежных сил проникает через поры круга в зону резания в виде мельчайших капелек и тумана.
В ЭНИМСе для подвода жидкости к отверстию круга была применена планшайба (рис. 47) с 60 отверстиями, расположенными в радиальном направлении в шахматном порядке. Эти отверстия через 15 наклонных глухих отверстий соединялись с приемным кольцом, куда подавалась жидкость. Масло предварительно подвергалось фильтрации. Время прохождения масла через круг зависит от количества и вязкости масла и зернистости круга. 88
Эффективность шлифования зависит от равномерности подачи масла по всей высоте круга, поэтому целесообразно увеличивать количество отверстий для подвода масла.
Испытания, выполненные в ЭНИМСе, показали, что подвод масла через поры круга дополнительно к обычному охлаждению стружки увеличивает стойкость круга до двух раз, уменьшает удельный расход круга до 45% и снижает эффективную мощность на 10—35%. В экспериментах ЭНИМСа дополнительный подвод масла в количестве 1, 4, 8 и 12 см3/мин увеличил стойкость круга соответственно на 17, 35, 59 и 108%.
После шлифования необходимо отделить масло от эмульсии, что связано с дополнительными затратами. Исследование показало возможность замены масла концентрированной эмульсией, при этом необходимо дополнительно корректировать концентрацию эмульсии.
Влияние ультразвуковых колебаний. По литературным данным эффективность смазочно-охлаждающей жидкости можно повысить, передавая через нее ультразвуковые колебания на круг. Источником ультразвуковых колебаний в диапазоне 20—40 кгц является магнитострикционный преобразователь, к торцу которого крепится алюминиевая насадка, являющаяся составной частью трубопровода с охлаждающей жидкостью. Поток охлаждающей жидкости через насадку подается на шлифовальный круг, устанавливаемый на расстоянии 0,03—0,05 мм от насадки. Ультразвук вызывает явление кавитации, которое воздействует на частицы металла, вырывая их с поверхности круга, а охлаждающая жидкость уносит их. Облегчается также удаление стружки из пор, что объясняется ослабленной связью между стружкой и кругом при их контакте. Все это приводит к снижению температуры при шлифовании, к увеличению периода стойкости круга и к улучшению качества обработки, что улучшает обрабатываемость жаропрочных сталей и цветных металлов.
Влияние СОЖ на удельный съем металла, износ круга и мощность шлифования. Сравнительные испытания [47] СОЖ при обработке Ст. 20 (табл. 15) выявили следующие показатели шлифования.
Таблица 15 Влияние СОЖ на удельный съем металла, износ круга и мощность шлифования
|
Эти результаты позволили установить, что: а) применение водных растворов, в том числе и содержащих поверхностно — активные вещества, дает снижение минутного съема металла по сравнению с шлифованием. всухую; б) увеличение удельного съем а металла на единицу съема изношенного абразива при шлифовании с водными растворами по сравнению с сухим происходит вследствие уменьшения износа круга; в) еще более резкое уменьшение износа круга (до 8 раз по сравнению со шлифованием всухую) и повышение его стойкости при шлифовании с сульфофрезолом. При этом отмечается некоторое повышение съема металла (до 20%).
По данным X. Опитца [80], сравнение съема металла при шлифовании с содовым раствором, эмульсией и маслом характеризуется соотношением I; 1,5; 8.
Н. Фуруити и Танака исследовали удельный съем металла при шлифовании с эмульсией на основе машинного масла при обработке углеродистой стали с содержанием 0,89% С; 0,32% Si; 0,48% Мп, твердостью HRC 28,5, с концентрацией эмульсии 1 : 10, 20, 40, 80 и 160. К машинному маслу добавлялись присадки: сублимированная сера от 0,1 до 1% объема основного масла, сурепное масло от 0,5 до 5%, хлорированный парафин от 0,5 до 5% и трихлорфосфат от 0,5 до 5%. Эксперименты показали, что: а) с понижением концентрации эмульсии с 1 : 10 до 1 : 160 удельный съем металла снижается с 95 до 55; б) рабочие жидкости, содержащие минимальные количества присадок, дают ■одинаковый удельный съем металла, причем кривые этих величин лежат несколько выше кривых для эмульсии той же концентрации, но не содержащих присадок; в) вода в качестве рабочей среды понижает удельный съем металла; г) при повышенных количествах присадок с повышением концентрации эмульсии увеличивается удельный съем металла. Присадки по разному влияют на удельный съем металла. Наивысший удельный съем металла обеспечивается при применении эмульсии с присадками •90
хлорированного парафина 5%, серы 1%, трихлорфосфата 5%, ниже лежат значения для присадки сурепного масла 5% и еще ниже для эмульсии, не содержащей присадок. Особенно эффективна добавка 5% хлорированного парафина, который при концентрации 1 : 160 дает удельный съем металла, соответствующий концентрации 1 : 10 и 1 :20 для других составов рабочих сред. Последующие эксперименты показали, что при повышенных режимах шлифования введение добавок в СОЖ из сернистых и хлористых соединений при наличии полярных радикалов типа ОН и СООН приводило к сокращению износа, при легких режимах шлифования введение добавок из соединений хлора больше влияет на снижение расхода круга, чем добавки с сульфидами.
По литературным данным эффективными оказались эмульсии с присадками металлических мыл Fe(Ci8H3302)2. РЬ(Сі8Нз302)2. При этом отмечено снижение расхода абразивных инструментов (до 1,6 раза), увеличение объема снятого металла (до 1,2 раза), снижение высоты микронеровностей (на 25%)-
Влияние на мощность шлифования. Исследование, проведенное во ВНИИАШ, показало, что при шлифовании стали У12 применение сульфофрезола и серохлорсодержащих добавок снижает мощность шлифования по сравнению с машинным маслом, а водного раствора, содержащего 1 % триэтаноламина и 0,3% нитрита натрия, снижает мощность шлифования по сравнению с 1,5-ным содовым раствором.
Е. Крейбэчер получил, что с увеличением степени концентрации добавок эмульсии в охлаждающей жидкости мощность при шлифовании снижается.
Исследование X. Круга, а также лаборатории фирмы «Нортон» подтвердили, что мощность снижается при переходе от охлаждения содовым раствором к сухому шлифованию и дальше при переходе к минеральному маслу. Исследование К. Опитца ‘[80] показало, что при переходе с эмульсии (1 : 70) на масло тангенциальная сила уменьшается на 25—30%, а в отдельных случаях и больше. Радиальная составляющая силы шлифования при применении масла лежит выше и нарастает во времени сильнее, чем при эмульсии. Тангенциальная составляющая при охлаждении маслом меньше (~50%), чем эмульсией, и нарастает во времени незначительно. Соотношение между радиальной и тангенциальной составляющими при работе с эмульсией выше, чем при работе с маслом, и нарастает во времени.
По данным МакКи, при применении масла с добавкой 10% активной серы мощность шлифования снижается более чем на 60%.
Эксперименты Н. Фуруити и Танака показали, что наибольшее значение силы шлифования имеет место при применении воды в качестве рабочей жидкости. С увеличением концентра
ции эмульсии с I : 160 до 1 : 10 тангенциальная сила шлифования снижается на 40%. Присадки способствуют снижению тангенциальной силы шлифования в следующей последовательности: сурепное масло — 5%, трихлорфосфат— 5%, сублимированная сера — 1 % и наименьшее значение силы шлифования будет при хлорированном парафине — 5%.
Сато исследовал удельную работу шлифования на съем 1 г металла при подаче разных СОЖ. через тело круга.
Вид смазочно-охлаждающей жидкости Удельная работа ькГм/г
Соевое масло……………………………………………………………… 403
Легкое масло……………………………………………………………… 728
Эмульсия………………………………………………………………….. 733
Вода………………………………………………………………………….. 878
Без охлаждения………………………………………………………….. 897
Изменение энергии шлифования происходит в результате снижения коэффициента трения, значения которого приведены в табл. 16.
Влияние СО Ж на качество поверхности. Шероховатость поверхности. Исследование МакКи, А. Мур и Бостона показало,
что с увеличением концентрации раствора содовой воды с 2 до 16% высота шероховатости снижается с 0,88 до 0,6 лнс> Крейбэчер получил при изменении концентрации от 1 % до 4% снижение высоты шероховатости. Исследование Е. Салье (89.] показало, что при применении масла шероховатость поверхности лучше, чем при эмульсии, особенно при работе на повышенных режимах.
Исследование Фуруити и Танака показало, что при повышенных режимах шлифования применение добавок, содержащих полярные радикалы, приводит к снижению высоты микронеровностей. Применение хлористых или сернистых добавок не дает ощутимой разницы. При легких режимах шлифования не обнаружено разницы в шероховатости поверхности в зависимости от рода добавок (хлористые или сульфидные) либо от наличия в добавках полярных радикалов.
Остаточные напряжения. По исследованию М. С. Рахмаро — вой, увеличение скорости подачи СОЖ в зону резания вызывает
соответственное увеличение остаточных сжимающих напряжений. В образцах, шлифованных без охлаждения и при малой подаче СОЖ, .возникали растягивающие напряжения.
Эксперименты Г. В. Во-кучава [3] показали уменьшение толщины дефектного слоя при подаче жидкости через поры круга по сравнению с ее подачей через сопло. Изменение твердости поверхностного слоя при обычном способе охлаждения оказалось значительным, а при шлифовании с подачей жидкости через поры круга твердость поверхностного слоя практически не изменялась (рис. 48).
X. Летнер получил [74], что остаточные напряжения при 0,5%-ном содовом растворе примерно равны остаточным напряжениям при сухом шлифовании.
Следовательно, охлаждающая жидкость в небольшой степени влияет на величину распределения остаточных напряжений.
Применение при шлифовании масел приводит к снижению растягивающих напряжений и к увеличению сжимающих напряжений вблизи поверхности обрабатываемой детали. Влияние жидкостей на остаточные напряжения зависит от способности этих жидкостей уменьшать трение при обработке, а не от способности поглощать и отводить теплоту из зоны шлифования.
Проводилось исследование влияния СОЖ на появление остаточных напряжений. Эксперименты проводились при трех скоростях вращения шлифовального круга: 30, 20 и 10 м/сек. При низкой скорости эффект от масла невелик, при высоких окружных скоростях при применении масла получаются сжимающие напряжения, в то время как при водных растворах— растягивающие напряжения. При применении осерненного масла прогибы образцов меньше, чем при содовом растворе.
Очистка смазочно-охлаждающей жидкости. Содержание в жидкости примесей в количестве 0,02—0,03% (по весу) не оказывает влияния на качество поверхности, при большем количестве примесей (свыше 0,03%) ухудшается качество поверхности. При содержании примесей свыше 0,1% высота шероховатости ухудшается на 1—3 разряда, на шлифуемой поверхности появляются риски. По литературным данным загрязненная охлаж —
лающая жидкость может вызвать снижение поверхностной твердости у закаленных деталей. При содержании примесей U,05—0,1% стойкость кругов уменьшается до 15—20%.
Простейший способ очистки жидкости заключается в есте — егвенном отстаивании загрязненной жидкости в баке, обычно снабженном перегородками, удлиняющими путь жидкости до насоса. Лучшие результаты достигаются при использовании баков-отстойников с фильтрами, с наполнителями (стружкой, шлаком, леском).
Для тонкой очистки смазочно-охлаждающей жидкости применяют магнитные сепараторы. Магнитные сепараторы обеспечивают очистку жидкости с содержанием механических примесей в пределах не более 0,03—0,05% по весу. Они могут также применяться в централизованных системах охлаждения. Более тонкая очистка осуществляется в комбинированных установках с применением фильтрования. Магнитный сепаратор с фильтрованием бумагой может произвести очистку охлаждающей жидкости с содержанием механических примесей не более 0,03% по весу. Для особо тонкой очистки находят применение центрифуги. ‘I аким способом отфильтровываются как металлические, так и абразивные частички при достаточной величине центробежной силы.