С целью повышения эффективности процессов абразивной обработки в зону резания вводят дополнительную энергию (электрическую, ультразвуковую и др.), что позволяет значительно расширить области эффективного применения процессов абразивной обработки особенно алмазной.
Одним из наиболее производительных и эффективных является электролитическое шлифование кругами на токопроводящих связках.
Электролитическое шлифование комбинированный процесс, при котором материал снимается в результате одновременного протекания трех процессов: анодное растворение, механическое резание алмазными или абразивными зернами и электроэрозионных явлений (преимущества схем электролитического шлифования показаны на рисунке 12,41).
Если съем металла за счет электрических явлений выше механического — процесс холодный и близок к электрохимической обработке в проточном электролите. Поверхность свободна от дефектов шлифования, и наоборот. При изменении полярности круг-анод деталь-катод происходит правка круга и интенсивность обработки возрастает.
Сдерживающим фактором распространения этого метода являются санитарно-гигиенические требования.
Контрольные вопросы и задания
1 Перечислите основные перспективные направления развития абразивной обработки и охарактеризуйте их.
2 Какой эффект достигается применением многокругового и совмещенного шлифования?
3 В чем суть комбинированных методов обработки?
4 В каких случаях выгодно использовать комбинированные методы обработки?
5 Почему силовое шлифование обеспечивает высокий съем обрабатываемого материала?
6 Какие конструктивные отличия имеют круги для силового шлифования?
[1]Зерновой состав: распределение абразивных зерен по размерам, выраженное в массовых долях и определяемое путем рассева шлифовальных порошков на контрольных ситах.
Зернистость и зерновой состав шлифовальных порошков регламентирует ГОСТ Р 52381 — 2005.
Для производства абразивного инструмента, исключая инструмент на гибкой основе изготавливают шлифовальные порошки следующих номеров зернистостей: F4, F5, F6, F7, F8, F10, F12, F14, F16, F20, F22, F24, F30, F36, F40, F46, F54, F60, F70, F80, F90, F100, F120, F150, F180, F220.
[2]npod = Veed. кр ‘ sin а ‘ K,
где K — коэффициент осевого проскальзывания, равный 0,95-0,99.