В развитии шлифовальной обработки наблюдается тенденция к повышению окружной скорости круга. В 1916 г. при шлифовании скорость круга достигала 25—30 м/с, В 1942—1946 гг. в СССР было проведено первое исследование по шлифованию при скорости круга 50 м/с. В 1960 г. в США перешли на работу при скорости круга 42,5 м/с. В 1970 г. иа международных выставках уже экспонировались станки для чистового шлифования при vK = 60 м/с, для чернового шлифования при щ, равной 80 и 120 м/с,
Исследования, проведенные за рубежом, подтвердили ранее полученные в СССР данные о следующих основных особенностях скоростного шлифования: 1) снижаются силы резания, высота микро — иеровностей шлифованной поверхности, износ круга, погрешности размера и формы, время на выхаживание и правку круга; 2) возрас тают период стойкости круга, съем металла, мощность шлифования, выделение тепла и стоимость станка.
Для снижения выделения тепла рекомендуется (где это возможно) повышать скорость круговой подачи, так как при этом сокращается время воздействия источника тепла. Скорости нагрева и охлаждения детали весьма высокие (105 — 108 оС/с), при этом фазовые превращения закаленной стали имеют в основном бездиффузион — ный характер. Толщина измененного слоя при повышении скорости шлифования остается постоянной вследствие сокращения времени воздействия источника тепла.
График зависимости критических нагрузок для отдельных абразивных зерен для их среднего диаметра приведен на рис. 7 С повышением скорости круга нагрузка на абразивные зерна снижается и появляется возможность увеличить съем металла.
Скоростное шлифование находит применение как при получисто — вом и чистовом шлифовании, так и при черновом и обдирочном шлифовании. Сравнительные показатели скоростного шлифования по литературным данным приведены в табл. 1.
Станки для скоростного шлифования должны обладать повышенной динамической жесткостью и мощностью привода круга, поэтому они дороже обычных шлифовальных станков.
Достоинства скоростного шлифования:
с повышением скорости круга снижается сила шлифования (в степени 0,75) и шероховатость шлифованной поверхности (линейная зависимость);
снижаются погрешности размера и формы, время на выхаживание и правку;
снижается, износ круга, увеличивается период его стойкости.
Недостатки скоростного шлифования:
возрастает мощность шлифования;
увеличивается выделение тепла, что может привести к появлению прижогов. Прижоги можно избежать путем повышения скорости обрабатываемой детали и совершенствованием состава и способа подвода смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ).
При скоростном шлифовании необходимо повысить требования к балансировке быстровращающихся деталей станка и круга.
При возрастании окружной скорости круга образуется воздушный поток, препятствующий попаданию СОЖ в зону шлифования. Для преодоления этого препятствия либо повышают давление подачи рабочей жидкости в зону шлифования до 0,4—1,0 МПа, либо располагают козырек из листовой стали относительно круга так, чтобы изменить направление потока воздуха.
При выпуске станков для скоростного шлифования большое внимание уделяется технике безопасности. Для гашения энергии удара при разрыве круга предохранительный кожух укрепляют и изнутри покрывают пластмассой.
Улучшение конструкции станков, повышение мощности их главного привода, повышение окружной скорости кругов, совершенствование их конструкции и качества изготовления позволяют перейти к высокопроизводительному обдирочному шлифованию, т. е. вести обработку с большим съемом металла, равным, а в ряде случаев превышающим съем металла при фрезеровании или точении •(табл. 2).
Высокопроизводительное шлифование применяют также в случае изготовления деталей без предварительной механической обработки, например при обработке: резьб, зубьев и червяков профильным кругом с модулем до 3 мм; канавок спиральных сверл диаметром до 30 мм; на всех операциях обработки метчиков для нарезания резьбы; при полной обработке из прутков деталей топливной аппаратуры (например, игл). Эта деталь многоступенчатая, профиль наносится на образующую круга твердосплавным или алмазным роликом, размеры выдерживаются с точностью 12,5 мкм. при часовом выпуске 240 деталей.
Характерным примером развития обдирочного шлифования является также зачистка проката — болванок и слябов. На выполнении
этой операции занято около 20 % рабочего состава прокатных цехов. При шлифовании проката применяют круги на бакелитовой связке. Съем металла возрастает за счет увеличения силы поджима и повышения скорости круга. При обдирочном шлифовании лучшие результаты достигаются при использовании кругов из электрокорунда, легированного цирконием.
Таблица 1. Показатели скоростного шлифования
|
Обдирочное шлифование применяют в литейном производстве для зачистки и предварительной обработки отливок. Трудоемкость зачистки составляет 17 % трудоемкости изготовления отливок.
Таблица 2. Показатели обдирочного шлифования
|
Основные преимущества обдирочного шлифования следующие: возможна обработка отливок по корке, при этом снижаются припуски и повышается коэффициент использования металла;
можно шлифовать термически обработанные заготовки повышенной твердости;
в ряде случаев отпадает необходимость в оборудовании для предварительной обработки;
сокращаются затраты времени на правку и смену инструмента и на подналадку станка по сравнению со станком, оснащенным металлическим твердосплавным режущим инструментом:
сокращаются затраты вспомогательного времени при применении магнитных зажимных приспособлений;
повышается точность и улучшаются параметры шероховатости поверхности-;
снижается удельный расход мощности па съем 1000 мм3 металла до 0,3—0,4 кВт, что однако превышает расход мощности при фрезеровании в два раза;
при обдирочном шлифовании достигаются съемы при обработке стали до 280 кг/ч и чугуна до 345 кг/ч, удельная мощность шлифования 0,25—0,75 кВт на 1 мм высоты круга, а удельная радиальная сила, поджимающая круг к обрабатываемой поверхности 10—50 Н на 1 мм ширины крута;
возможно обрабатывать прерывистые поверхности.
Исследования показали, что с увеличением глубины резания возрастает мощность шлифования и при известной глубине резания появляются прижоги. Однако при дальнейшем повышении глубины резания прижогн исчезают, и потребляемая мощность несколько снижается, что можно объяснить возрастанием степени самозатачивания абразивного инструмента. До сих пор в практике переход от работы круга с притуплением к его работе с самозатачиванием достигался применением более мягкого круга. Практика обдирочного шлифования показала, что этот переход можно осуществить и при более твердом круге, повышая критические значения силы поджима. Исследования показали, что с увеличением скорости круга возрастает удельная критическая нагрузка, при которой происходит самозатачивание круга.
При освоении скоростного и обдирочного шлифования были трудности, которые потребовали новых инженерных решений:
повышения прочности быстровращающнхся шлифовальных кругов;
обеспечения безопасности работы при повышении скорости круга; совершенствования конструкции шлифовального станка; увеличения мощности привода круга; усовершенствования способа подвода СОЖ; снижения выделения тепла и предохранения от появления при- жогов;
совершенствования балансировки кругов.