ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ КОЛЕБАНИЯ ШПИНДЕЛЯ СО ШЛИФОВАЛЬНЫМ КРУГОМ И СТОЛА

Исходя из того, что наибольший интерес представ­ляют относительные колебания шпинделя и стола как формообразующих систем, исследуем влияние на них таких факторов, как неуравновешенность шпинделя со шлифовальным кругом и ротора электродвигателя со шкивом, натяжения приводного ремня, жесткости соеди­нения каретки с колонной. Так как данные параметры пипка можно наменять целенаправленно, применим метод математического планирования эксперимента. Для ‘пою мсоочоднмо определить интервалы варьиро­вания фа к юрой.

1111 /к 111111 уроіичп. неуравновешенности шлифоваль­ного к|> і а блинок к нулю. Практически в процессе )кспс|нпит1тн его мо/ічію обеспечить путем съема шли­фовального круга. Верхний уровень целесообразно на­тачать е учетом способа балансировки шлифовального круга с оправкой, применяемого для станков данного піна. Для этого поело тщательной балансировки шли­фовальною круга намеряют величину и расположение о. т.т. тіісііровочноі’і массы, которая начинает выводить п1.н|фоиа. ты1ЫЙ круг с оправкой на положения равнове­сия н приспособлении для статической балансировки.

1111 ж 1111 іі уровень неуравновешенности ротора элект­родвигателя со шкивом можно принять также равным нулю п практически достичь этого тщательной баланси­ровкой приводного электродвигателя. Верхний уровень определим экспериментально. Он равен такой неуравно­вешенности, которая приводит к увеличению в 2—3 раза относительных колебаний формообразующих узлов стан­ка при снятом приводном ремне.

За основной уровень предварительного натяжения приводного ремня принимаем F0, при котором напряже­ние в ремне 0о= 1,8 Н/мм2

/7о=0оа6, (4-15)

с

где а, b — соответственно ширина и толщина ремня.

Нижний уровень соответствует минимальному пред-

Интервал

варьиро­

вания

Уровень факторов

Фактор

Код

нижний

(-о

основной

(0)

верхний И-D

Неуравновешенность шлифовального круга, Н-м

6

0

6

12

Неуравновешенность ротора электродви­гателя главного привода со шкивом, Н-м

Х2

140

0

140

280

Натяжение приводного ремня F0, Н

Xs

47,5

96

143,5

191

Жесткость стыка ка­ретка — колонна, Н/мкм

*4

89,1

17,8

106,9

196

верительному натяжению ремня, обеспечивающему пе­редачу мощности двигателя шлифовальному кругу.

На станке предварительное натяжение ремня опре­деляют экспериментально по прогибу ремня от прила­гаемой к нему нагрузки по формуле

F&PL/2y, (4.16)

где L — расстояние от точки начала обхвата шкива ремнем до точки приложения нагрузки.

Величину F0 изменяли путем варьирования межосе­вого расстояния между шкивами. Нижний уровень на­тяжения ремня составил 96 Н, верхний — 191 Н.

Изменение жесткости стыка каретка — колонна осу­ществлялось путем изменения условий зажима колонны. Нагружение станка при определении жесткости произ­водилось в соответствии с техническими условиями на их изготовление. Измерялись перемещения колонны от­носительно каретки. Нижний и верхний уровни жесткости стыка, приведенные к шлифовальному кругу, составили соответственно 17,8 и 196,0 Н/мкм. Диапазоны изменения факторов представлены в табл. 4.3.

Результаты испытаний по полнофакторному плану эксперимента показали, что наименьший уровень коле­баний гильзы относительно стола наблюдается при бла­гоприятном сочетании факторов. Амплитуда колебаний составляет ft = 1,9 мкм при «=2240 об/мин и несколько возрастает (до а—3,07 мкм) с увеличением п до •ПИЮ об/мин. Эти значения соответствуют или несколько превышают размах 2а=4 мкм, нормируемый в техниче­ских условиях на изготовление станков данной модели.

Несколько выше уровни относительных колебаний гильзы и шпинделя, шпинделя и стола, при этом для обоих процессов они примерно одинаковы. Анализ по­

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ КОЛЕБАНИЯ ШПИНДЕЛЯ СО ШЛИФОВАЛЬНЫМ КРУГОМ И СТОЛА

рт-. ‘І.!). Осциллограмма относительных колебаний гильзы и стола (/); СО шлифом, тльньш кругом и гильзы (2)

К! і:н. ііііцч, чиї стол м станина, имеющие сравнительно пеньїсммиі ровець относительных колебаний, оказывают нс іііачіггелі. mu’ влияние на уровень вибраций шпинделя н спіла (рис. 4.9). Основные колебания возбуждаются и трансформируются в приводе вращения шлифовального к р у і а. Уравнения регрессии, описывающие зависимость дисперсии относительных колебаний шпинделя и стола, при и 2240 об/мин имеют вид

Ov 31,60—(—6,38х? х—(— 1,04ха-1-1,96х3-(-1 ,69х/,-]-1 ,66X1X2—

— 1,06X5X3-]-0,32хіХ4 1,24.Х2Х3-j-0,76X2X4-}-0,62X3X4, (4.17) при частоте вращения шпинделя п=4500 об/мин £^2=58,62-|-2,76xi-|- 18,74×2-f-3,57×3-f-0,94×4-f-0,24xiX2—

—0,96xiX3-1-5,24XiX4— 0,64х2х8 }-5,62X2X4+1,87ХзХ4. (4.18)

Наличие в уравнениях слагаемых, отражающих взаимо­действие факторов, объясняется сложностью и много­образием путей прохождения колебаний от их источни­ков к формообразующим узлам. Анализ уравнений по­казывает, что при малых частотах вращения шпинделя основными факторами, влияющими на уровень относи­тельных колебаний формообразующих узлов станка, являются неуравновешенность шлифовального круга, жесткость стыка каретка — колонна и предварительное натяжение ремня. Неуравновешенность ротора привод­ного электродвигателя со шкивом проявляется в основ­ном через ременную передачу, на что указывают коэф­фициенты взаимного влияния факторов.

С увеличением частоты вращения шпинделя повы­шается влияние неуравновешенности ротора приводного электрошпинделя со шкивом и предварительного натя­жения ремня. Значительное влияние оказывает также жесткость стыка каретка — колонна, через который пе­редаются колебания от электродвигателя привода.

Анализ спектров колебаний узлов станка на холос­том ходу показывает, что частоты относительных коле­баний во всех опытах одни и те же. Для фиксированных частот вклад их в общую дисперсию изменяется в зави­симости от условий эксперимента.

Математическая обработка результатов эксперимен­та (табл. 4.4) позволила получить регрессионные зави­симости составляющих нормированного спектра относи­тельных колебаний гильзы и стола шпинделя и

гильзы Sn2, шпинделя и стола SnS от параметров станка при частоте вращения шпинделя «=2240 об/мин.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ КОЛЕБАНИЯ ШПИНДЕЛЯ СО ШЛИФОВАЛЬНЫМ КРУГОМ И СТОЛА

Рис. 4.10. Взаимокорреляционная функция колебаний гильзы отно­сительно стола и шпинделя относительно гильзы

Значения парных коэффициентов корреляции гу/х, лежащие в пределах 0,35—0,58, а также коэффициенты множественной корреляции Ry/Xl, x1,,…,xi=0,79—0,92 под­тверждают гипотезу наличия связи составляющих час­тотного спектра от значений параметров станка. Вместе, с тем эти зависимости неоднозначны для колебаний различных систем и не всегда объяснимы.

Анализ спектральных плотностей и регрессионных зависимостей показывает, что общая дисперсия колеба­ний формообразующих узлов станка в значительной сте­пени определяется частотами, равными или кратными частотам вращения шпинделя. В то же время коэффи­циенты регрессии при факторе, учитывающем неуравно­вешенность шлифовального круга, ниже ожидаемых и даже отрицательны. Это свидетельствует о том, что дис­баланс шлифовального круга не является основной причиной колебаний в диапазоне рабочих частот враще­ния. Они возникают вследствие геометрических погреш­ностей шпиндельного узла, обусловленных неточностью изготовления отдельных деталей и сборки. На это же указывает график взаимной корреляционной функции колебаний шпинделя без круга относительно гильзы и гильзы относительно стола (рис. 4.10), максимальное значение, которой соответствует сдвигу фаз между про­цессами во времени. Функция имеет максимум при /=0,014 с, период же функции 0,028 с, т. е. колебания гильзы относительно стола отстают по фазе от колеба­ний шпинделя относительно гильзы на половину перио­да. Это свидетельствует о том, что сила, возбуждающая колебания, приложена между гильзой и шпинделем, т. е. колебания возникают вследствие геометрических по­грешностей в шпиндельном узле.

Отрицательный коэффициент регрессии при факторе неуравновешенности шлифовального круга показывает, что сила от неуравновешенности направлена в противо­фазе к силе, возникающей вследствие геометрических погрешностей. Значительное влияние точности изготов­ления шпиндельного узла на уровень вибраций объяс­няет то, что фактический уровень относительных коле­баний шпинделя и стола выше рассчитанного по урав­нениям, приведенным в гл. 2, хотя характер влияния отдельных факторов на общий уровень колебаний ана­логичный.

Глава 5

Updated: 28.03.2016 — 16:35