Эскиз и расчетная схема шпиндельного узла универсально-заточного станка мод. ЗД642Е представлены на рис. 3.3. Шпиндель станка смонтирован в гильзе на подшипниках качения и приводится во вращение от электродвигателя через ременную передачу. Расчетная схема данного узла включает шесть участков, имеющих распределенную массу pi и длину Д Изгибная жесткость EJi каждого участка принята постоянной. Шлифовальный круг имеет массу ш0 и момент инерции /о, а шкив — соответственно т6 и /6. Шпиндельные опоры представлены в виде линейно-упругих связей с вязким демпфированием, характеризуемых величинами жесткости С,- и демпфирования 1ц.
Значения перечисленных характеристик для шпиндельного узла станка рассматриваемой модели приведены в табл. 3.1.
В нулевом сечении шпинделя приложена нагрузка Pa(t) от силы резания, представляющая собой гармоническую функцию:
Р0 (0 = A sin (с%t + <р„), (3.32)
где Д> (Dq, ф0 — соответственно амплитуда, частота и угол сдвига фаз силы резания. Кроме того, в этом сечении действует сила Р (/), вызванная дисбалансом шлифовального круга: где А = mJuoj2 (/„ — эксцентриситет шлифовального круга; со — круговая частота вращения шпинделя). В сечениях шпинделя 2 и 5 приложены силы Р2 (Ґ) и Р5 (0, обусловленные реакциями подшипниковых опор из-за несоосности посадочных отверстий гильзы:
Р2 (0 — Р5 (і) = Л2 sin a>t. (3.34)
В сечении 6 к шпинделю приложены сила натяжения ременной передачи Р„ (/) с амплитудой Л„ и частотой сон,
Рис. 3.3. Расчетная схема шпиндельного узла универсально-заточного станка мод. ЗД642Е |
а также сила, вызванная дисбалансом шкива Ре (t) с амплитудой Л6 и частотой со.
Значения сил внешней нагрузки, а также отдельных их составляющих приведены в табл. 3.2.
Суммарная переходная матрица шпиндельного узла станка мод. ЗД642Е, полученная в соответствии с принятой расчетной схемой (рис. 3.3), имеет вид
Пі. — L6T, 6 Q$T r, Qi, T i, QsT 3Q, T 2QyT ‘jjLq. (3.35)
В результате суммирования отдельных составляющих погрешности, полученных из матриц вида (3.35) для каждой частоты вынуждающих воздействий, расчетным путем определена точность вращения рассматриваемого шпинделя: ау=0,33 мкм.
Параметр |
Номер участка |
|||||
і |
2 |
3 |
4 |
б |
6 |
|
Изгибная жесткость EJ і, |
||||||
кН/мг- |
46,2 |
46,2 |
46,2 |
26,4 |
26,4 |
13,8 |
Длина участка lit м |
0,141 |
0,031 |
0,046 |
0,3 |
0,03 |
0,057 |
Распределенная масса участка |
||||||
Pi, кг/м |
13,05 |
13,06 |
13,06 |
9,87 |
9,87 |
7,14 |
Жесткость опоры Cl, кН/м |
98-103 |
98.10s |
98-103 |
98-108 |
98- 10s |
|
Демпфирование в опоре /г*, |
||||||
кН/мс |
5,46 |
5,46 |
5,46 |
5,46 |
5,46 |
— |
Таблица 3.2
|
На основании полученных переходных матриц L,-, Г-,, Qi для данного шпиндельного узла из условия (3.30) рассчитаны значения первых его двух собственных частот изгибных колебаний: ші = 158 и Ю2=273 Гц. Сопоставление этих расчетных значений собственных частот с частотами возмущений (табл. 3.2) от сил резания (234,6 Гц) и ременного привода (146,6 Гц) указывает на возможность возникновения в процессе шлифования резонансных колебаний шпинделя.