ЗУБ0ІШФ0ВДНИЕ

Зубошлифование — широко распространенный метод промежуточной и окончательной обработки рабочих поверхностей закаленных и сырых зубчатых колес, сохраняющий в основном особенности фасонного (про­фильного) шлифования. Зубошлифование требует соответствующей прав­ки рабочей части нлифовадьного круга и сохранения ее точности в "ечвние определенного времени. Йрофйль рабочей часта круга опреде­ляет соответственно форму и размеры обрабатываемой поверхности (при обработка по методу копирования). Обязательным при зубоплйфоаании является наличие механизма деления (при нарезании зубьев ко методу копирования) или механизма обкатывания и деления (при нарезании зубьев соответствующим методом).

В соответствий с указанными особенностями различают ряд разно­видностей ауйошлифованип. На рис.29(а представлена схема процесса зубоашнфовання Прямозубых и косозубых (с открытым венцом) цилиндри­ческих зубчатых колес. Обработка осуществляется профильным кругом, которому сообщатся главков рабочее движение — вращение се скоростью £s30-35 м/с, вспомогательное возвратно-поступательное движение (про дольная подача) вдоль оси шлифуемого колеса (или вдоль впадины зу­ба при обработке косозубого колеса) со скоростью 8-16 м/мин и вре — аание на глубину шлифования на каждый двойной ход. После одного или нескольких двойных ходов круг выводится из зацепления с обрабатыва­емым колесом (закрепленным неподвижно), и колесо поворачивается на один или несколько зубьев, цикл повторяется пока не будут прошли­фованы все •▼бвдь ирг7* давфует „лвб. стороны двух соседних зубьег

image40

Рис. 29. Схема шлифования зубчатых колес методом копи­рования:

е — обработка двух профилей впадины; б — обработка одной стороны профиля зуба

При последовательном шлифовании каждой впадивы износ круга может привести к заметной разнице размера впадины между первым и послед­ним зубьями. Для предотвращения этого рекомендуется при делении осуществлять поворот колеса не на один, t на несколько зубьев.

В этом случае износ круга не вызовет существенных изменении меж-. ду двумя соседними эубьями. Для сохранения точности формы рабочей чаоти круга последняя периодически правится алмазами, закреплен­ными в специальном правящем устройстве. Для зубчатых колес с раз-

личный количеством зубьев и различной величиной модуля использует­ся комплект шаблонов. Колирные штифты правящего устройства скользя< по контуру шаблонов, определяя траекторию движения алмазных наконеч­ников • Припуск на шлифование составляет 0.2-0,3мм на толщину вубв. Обработку производят в 3-4 прохода. Достигаемая точность 0,03 — 0,015 мм, шероховатость — ОІЩ/• Основное время при вубовляфоня — нии по методу копирования определяется по формуле

і — число проходов,^’= Ц (здесь tl — глубина шлифования, мм); Cft — коэффициент, учитывающий время деления #.1,3-1,5)1 3£- число зубьев шлифуемого колеса; ta — длина шлифуемого зуба, мм;

.А — высота зуба, мм;

ЯЬ — диаметр шлифовального круга, мм.

Одной из разновидностей аубошлифования методом копирования яв­ляется обработка одной стороны звольвентного профиля зуба,- (-.см. ріс.29,4) пои соотьетствушей правке шлифовального крчга. .

image41Подпись:Зубошлицювание методом обкатыва­ния может осуществляться двумя тарель­чатыми, одним или двумя дисковыми кру­гами или абразивным червяком (рис.30­32). При обработке профиль рабочей час­ти абразивных кругов должен вписывать­ся в контур воображаемой производящей рейки. При этом предполагается, что об­рабатываемое колесо обкатывается по производящей рейке. Два тарельчатых круга располагаются под углом 30 или 40° друг к другу, образуя как бы про­филь расчетного зуба, по которому и происходит обкатка зубчатого колеса. В зависимости от модуля шлифуемого коле­са два шлифовальных круга. могут быть вписаны в контур одного ауба рейвж (см. рис.30,а) или совпадать с левой и пра­вой сторонами двух ее зубьев ( см,, рис.30,б). В процессе обработки шлл — фуемое колесо совершает движение об-

image43,image44

катывания, которое складывается в свою очередь иа двух движений: вращения вокруг своей оси и перемещения вдоль воображаемой произ­водящей рейки. Помимо этого, шлифуемое колесо имеет возвратно-шсту петельное движение вдоль оси, что обеспечивает шлифование вуба по

image45всей длине. Обработка имеет циюшческий характер: каждая впадина обрабатывается при возвратно-,качательном движении, после чего происходит поворот колеса, и цикл обработки повторяется для следу­ющей впадины. Шлифуемое колесо (или неоколько колес в пакете) закрепляется в центрах бабок, расположенных на столе станка, совершающего … воввратно-посту па тельное движение. Для исклю-

№ ченяя погрешностей, связанных с износом шлифо-

|Г,,нр вальных кругов, станки снабжаются специальными

ft 3 устройствами для правки и автоматической регу­

лировки их положения.

Скорость вубошлифовяиия по этому методу так же составляет 30-35 м/с, скорость осевой пода­чи — 0,05-0,06 мм на один обкат; число обкатов в минуту обычно равно 244. Припуск на шлифова­ние устанавливается 0,1-0,3 мм на толщину зуба и снимается за 2-5 проходов. Время обработки составляет 2-3 мин на зуб. Зубошлифование по методу обкатывания характеризуется более высо­кой точностью (4-7-я степень) при относительно меньшей производительности.

свание руб*т? огоИко — Основное время при зубошлифовании на стан­уся абразивным чер — ках, работающих по указанному методу, определя — КЯЧ. Ш кругом втся по фори, лв

1Г — время на переключение г деление, мин.

При шлифованаи пакета зубчатых колес, установленных на оправке, основное время определяется по формуле

Л1- количество одновременно шлифуемых колес.

При этом эа величину Со следует принимать длину ауба или ступи­цы, если последняя превышает длину ауба.

Встречается эубошлифовавие двумя тарельчатыми кругам! большого диаметра без продольно# подачи (врезанием) на специальных станках.

В этом случав основание впадины образуется не по прямой, а в виде радиуса, равного радиусу пруга. Рекомендуется дня обработки колес с небольшой длиной зуба. Отсутствие продольной подачи обеспечивает более высокую производительность.

При зубошлифовании одним дисковым кругом, представляющим как бы зуб рейки (см. рис.31,а), обрабатываемое колесо также совершает об­каточное движение и продольную подачу вдоль вуба и движение деления

Шлифование яубьев этим методом обычно происходит эа два обороте колеса. Окончательное шлифование птюияяпият пли втором обороте с уменьшенной продольной подачей круга. Между предварительным я окон­чательным шлифованием круг автоматически правится. Основное время шлифования при этом определяется по приведенной выше формуле и уд­ваивается* т. к. обработка осуществляется .одним кругом.

Updated: 24.03.2016 — 11:52