Основными видами брака при шлифовании являются:
1) отклонение размеров детали от заданных за пределы допуска;
2) овальность;
3) непрямолинейность образующей;
4) конусность;
5) дробленая поверхность;
6) граненность поверхности;
7) прижоги;
8) шлифовочные трещины.
Размеры деталей могут иметь отклонения от заданных только в результате невнимательности рабочего или недостаточной его квалификации.
Овальность является следствием:
а) неудовлетворительного состояния центровых отверстий; эта причина может быть устранена постоянным контролем центровых отверстий у деталей и их доводкой и зачисткой в случае необходимости;
б) неплотной посадки переднего и заднего центров;
в) плохого состояния шпиндельных опор передней бабки (при шлифовании в патроне).
Непрямолинейность образующей шлифуемой детали появляется в результате осыпания круга. Этот дефект устраняют правкой круга.
Конусность при шлифовании цилиндрических деталей и отклонения от заданного угла конусности при шлифовании конусных деталей появляются при недостаточном закреплении поворотного стола или передней бабки.
Дробленая поверхность детали появляется в результате вибрации станка. Основными причинами вибрации являются:
а) неуравновешенность круга; круг или плохо отбалансирован, или во время работы сдвинулся вследствие недостаточно прочного закрепления;
б) плохое состояние шпиндельных опор шлифовальной
бабки;
в) плохое состояние ремней привода или механические повреждения его деталей.
Во время настройки нужно прежде всего ликвидировать вибрацию станка, которую легко обнаружить легким прикосновением руки к шпиндельной бабке или бабке шлифовального круга.
Граненность поверхности имеет место при бесцентровом шлифовании, обычно как следствие неправильного расположения центра изделия относительно центров кругов.
Прижоги детали во время шлифования являются следствием чрезмерного выделения тепла в месте контакта круга и детали, появляются они в результате:
а) слишком высокой твердости круга;
б) чрезмерно большой окружной скорости круга;.
в) недостаточной окружной скорости вращения детали;
г) чрезмерно большой поперечной подачи;
д) недостаточно интенсивного охлаждения.
Прижоги — это очень опасный вид брака, так как его не всегда удается своевременно обнаружить.
Шлифовочные трещины очень часто появляются при шлифовании деталей из твердого сплава. Шлифовочные трещины иногда трудно обнаружить невооруженным глазом. Причиной появления шлифовочных трещин является плохая теплопроводность твердого сплава, поэтому его шлифуют при очень низких окружных скоростях шлифовального круга (12—14 м/сек). Круг применяется твердостью Ml—М2 и высокой пористости.