СКОРОСТНОЕ ШЛИФОВАНИЕ

Одним из эффективных способов повышения производитель­ности процесса шлифования является скоростное шлифование. Окружная скорость шлифовального круга при скоростном шли­фовании доводится до 50 м/сек вместо обычно применяемой 25—35 м/сек. Одновременно повышается окружная скорость детали до 60 м/мин и более.

При увеличении скорости шлифовального круга уменьшается средняя толщина стружки, снимаемой отдельным абразивным

зерном, и, следовательно, снижается нагрузка на это зер­но. С уменьшением наґрузки замедляется процесс выкраши­вания абразивных зерен из связки круга, т. е. износ круга снижается.

Применение высоких скоростей шлифования увеличивает стой­кость круга и повышает удельный съем металла, т. е. отношение веса срезаемого металла к весу расхода абразивного круга. Так, например, при шлифовании беговой дорожки наружного кольца шарикоподшипника со скоростью 35 м/сек стойкость круга сос­тавляет 40 колец, а при скорости круга 50 м/сек стойкость тако­го же круга повышается до 60 колец.

Это значит, что при переходе на скоростное шлифование, по­мимо значительного сокращения машинного времени на опера­цию, достигается экономия абразивного инструмента и сокра­щается вспомогательное время на замену изношенного круга новым и связанную с этим настройку станка.

Увеличение окружной скорости шлифовального круга благо­приятно отражается также и на чистоте шлифуемой поверхности.

Окружная скорость шлифования 50 м/сек разрешается толь­ко при работе специальными скоростными кругами.

Скоростные круги изготовляются из белого электрокорунда (ЭБ) или монокорунда (М) на специальной высокопрочной ке­рамической связке. Применяются также круги на бакелитовой и вулканитовой связках.

Структура скоростных кругов должна быть не ниже девятой. Все большее применение при скоростном шлифовании находят высокопористые круги, т. е. круги, у которых величина пор боль­ше, чем у кругов 12-й структуры. Такие круги имеют меньший удельный вес, и поэтому развивающиеся во время работы цент­робежные силы у высокопористых кругов значительно меньше, чем у обычных. Это благоприятно сказывается на условиях ра­боты подшипников шпинделя и уменьшается вероятность раз­рыва круга во время работы. Большим преимуществом высоко­пористых кругов является меньшая их склонность к засаливанию и также возможность подвода охлаждающей жидкости через поры круга.

П одготовка станка. Перед переводом станка на ско­ростное шлифование требуется тщательно проверить его состоя­ние. Исходя из диаметра шлифовального круга, определяют необходимое число оборотов шпинделя, обеспечивающее ско­рость шлифования 50 м/сек, и в соответствии с этим определя­ют диаметры шкивов электродвигателя и шпинделя. Шкивы не должны иметь биения. Посадку шкива лучше осуществлять на конус без применения шпонок, а там, где этого нельзя избежать, надо проверить, не вызывает ли установка шкива дисбаланса шпинделя.

При скоростном шлифовании окружная скорость детали по­вышается до 40% против обычно применяемой. С возрастанием скорости детали возрастает сила резания Рг.

Увеличение этой силы в сочетании с увеличенной окружной скоростью шлифовального круга вызывает некоторое повышение потребляемой мощности. Поэтому при переводе станка на ско­ростное шлифование следует пересчитать потребляемую мощ­ность при максимальной нагрузке и в соответствии с этим заменить электродвигатель шлифовальной бабки на более мощ­ный. Так, при переводе станков для скоростного шлифования желоба наружного кольца шарикоподшипника мощность элект­родвигателя шлифовального шпинделя повышается на 75%.

Путем регулировки подшипников шпинделя шлифовальной бабки увеличивают зазор у подшипников на 0,005—0,01 мм, кро­ме того, усиливают подачу смазки в подшипники шпинделя. Де­тали, вращающиеся с большим числом оборотов, проверяют на неуравновешенность и балансируют.

Жесткость станка имеет важное значение для нормальной работы на скоростном режиме. Для повышения жесткости необ­ходимо тщательно пришабрить направляющие поверхности всех салазок и отрегулировать клинья, уменьшив зазор.

Количество выделяемого тепла при скоростном шлифовании значительно возрастает, поэтому необходимо увеличить подачу охлаждающей жидкости в зону шлифования. Для этого обычно заменяют насос охлаждения на более мощный.

Установившаяся температура охлаждающей жидкости и де­тали должна быть в пределах 20—25° С. Увеличение общего количества тепла, которое должно отводиться охлаждающей жидкостью, требует увеличения количества циркулирующей жидкости, а следовательно, и емкости бака системы охлажде­ния на 25—40 % —

Скоростное шлифование значительно сокращает машинное время обработки детали. При модернизации станка необходимо также предусмотреть максимальное сокращение вспомогатель­ного времени. Для этой цели станки оборудуют приборами для замера деталей в процессе шлифования.

Безопасность работы при скоростном шлифо­вании. Внедрению скоростного шлифования должно пред­шествовать тщательное проведение всех мероприятий, гаранти­рующих безопасность работы. Прежде всего необходимо испытывать скоростные круги на окружную скорость 75 м/сек непосредственно перед отправлением их со склада на рабочее место.

Перевозку кругов необходимо организовать так, чтобы была совершенно исключена возможность повреждений их.

Скоростные круги проходят тщательную балансировку. Ба­лансирование производят дважды: при установке круга на флан­цы и после первой правки.

По мере уменьшения диаметра круга при шлифовании мо­жет быть нарушена его балансировка, что вызывает появление вибрации. В этом случае надо работу приостановить и заново отбалансировать круг.

Независимо от соблюдения всех перечисленных мер необхо­димо учитывать возможность разрыва круга при скоростном шлифовании. Поэтому чугунный кожух, ограждающий круг, может оказаться недостаточно прочным и его заменяют сталь­ным, а на тех станках, на которых до перевода на скоростное шлифование стояли стальные кожухи, их заменяют более проч­ными.

Угол раствора кожуха должен быть возможно меньший. По мере износа круга кожух нужно передвигать, чтобы его раствор находился в непосредственной близости от круга.

При включении шпинделя шлифовальной бабки, на котором установлен новый круг, в первый момент не рекомендуется стоять против вращающегося круга.

Updated: 28.03.2016 — 18:45