Выбор шлифовального круга. Диаметр круга для шлифования отверстий принимают равным 0,6—0,95 диаметра шлифуемого отверстия, верхний предел используют для шлифования отверстий меньше 20 мм и нижний — для шлифования больших отверстий.
Поскольку шпиндель внутришлифовального станка работает с большим числом оборотов, то может оказаться, что при шлифовании больших отверстий окружная скорость круга будет выше допустимой. В таких случаях необходимо заменить ведущий шкив привода шпинделя на меньший по диаметру.
Рис. 130. Крепление круга на оправке: а—с помощью винта, б—жесткое с помощью пайки |
Высота круга для отверстий большого диаметра должна быть 50 мм; с уменьшением диаметра шлифуемого отверстия высоту круга уменьшают. Отверстия диаметром меньше 10—15 мм шлифуют кругами высотой 8—12 мм. Круги высотой более 50 мм применяются только при шлифовании способом врезания деталей, длина которых превышает 50 мм.
При выборе абразивного материала и связки круга руководствуются теми же соображениями, что и при наружном шлифовании. Исключение составляет твердость круга. Учитывая большую длину дуги контакта шлифовального круга с изделием, твердость выбирают на одну-две ступени меньше, чем для наружного шлифования аналогичного материала.
Установка и крепление круга. Шлифовальный круг устанавливают на специальной оправке 1 (рис. 130,а), которая затем закрепляется на шлифовальном шпинделе. Шлифовальный круг должен прилегать к торцу оправки по всей поверхности с небольшим зазором по внутреннему диаметру.
Затем устанавливают картонную шайбу 2 и закрепляют круг винтом со стальной шайбой. Поскольку диаметр круга небольшой, его не балансируют.
Вновь установленный круг всегда имеет значительное биение и первая правка его требует дополнительной затраты времени. Кроме того, круги очень часто правят из-за небольшого диаметра их и ограниченного срока службы. Поэтому целесообразно иметь определенное количество запасных оправок с закрепленными и предварительно правленными кругами.
Оправки для круга должны быть по возможности жесткими. Поэтому для каждого конкретного случая следует выбирать наиболее короткую оправку.
При шлифовании отверстий диаметром меньше 10 мм применяют круги (рис. 130, б), жестко закрепленные на специальных оправках.
В настоящее время для шлифования отверстий малых диаметров в деталях из твердого сплава используют алмазные круги. Несмотря на высокую стоимость этих кругов, их применение оправдывается значительным повышением производительности. При установке таких кругов на шпиндель не должно быть биения, так как алмазные круги не подвергаются правке.
Режимы шлифования. Назначая режимы шлифования, учитывают менее благоприятные условия резания при внутреннем шлифовании по сравнению с наружным. Поэтому поперечную подачу при внутреннем шлифовании обычно принимают 0,002—0,015 мм на двойной ход, что в 2,5 раза меньше, чем при наружном шлифовании. Улучшают условия резания также частой правкой круга.
Окружная скорость круга при черновом шлифовании составляет 25—30 м/сек и при чистовом — 30—35 м/сек. Для обеспечения такой скорости в настоящее время все больше применяют электрошпиндели со скоростью вращения до 48 000 об/мин и выше.
Способы шлифования. Сквозные отверстия чаще всего шлифуют способом многократных проходов, при котором вращающийся круг совершает возвратно-поступательное движение вдоль образующей шлифуемого отверстия.
Кулачки реверсирования устанавливают так, чтобы круг не выходил из шлифуемого отверстия больше, чем на половину своей высоты, в противном случае размер отверстия у входов будет больше, чем в середине.
В то же время нельзя допускать, чтобы круг выходил из шлифуемого отверстия меньше, чем на одну треть своей высоты, так как в этом случае размер отверстия на краях будет меньше, чем в середине.
При работе с автоматической поперечной подачей шлифование продолжается еще некоторое время после прекращения по-
дачи. Обычно стол совершает 8—10 двойных ходов без поперечной подачи, после чего шлифовальный круг выводят из отверстия. Если это условие не соблюдается, то на обработанной поверхности отверстия остаются следы, образующиеся при выходе круга.
При внутреннем шлифовании часто применяют также способ
шлифования врезанием (рис. 131, а). Шлифование отверстия и внутреннего торца может происходить одновременно (рис. 131, б). Для повышения чистоты шлифуемой поверхности круг в этом случае имеет незначительное возвратно-поступательное перемещение вдоль образующей шлифуемого отверстия в пределах 0,2—0,4 мм.
Шлифование конических отверстий. Сквозное коническое отверстие шлифуют способом многократных проходов. Отверстия, с одной или двух сторон оканчивающиеся буртиком, не допускающим выход шлифовального круга, шлифуют врезанием. При шлифовании конусных отверстий способом многократных проходов деталь устанавливают и закрепляют в патроне или другом зажимном приспособлении и бабка вместе с деталью поворачивается на
угол, равный углу уклона конуса (рис. 132). После нескольких первых проходов и получения необходимой чистоты всей внутренней поверхности замеряют фактический угол и при наличии отклонения, сверх допустимого, угол корректируют точно так же, как это делается при наружном шлифовании.
При шлифовании конусных отверстий врезанием установка шлифовальной бабки и корректировка угла производится так же, как при шлифовании многократными проходами.
В машиностроении очень часто встречаются детали, имеющие форму тел вращения с непрямолинейной образующей. На рис. 133 показаны детали, форма тел вращения которых состоит из прямолинейных и криволинейного участков. Криволинейный участок на обеих деталях является отрезком дуги окружности с радиусом R и называется радиусным участком.
Рис. 133. Профильное шлифование: а—внутреннее кольцо шарикоподшипника с желобом, б—схема шлифования желоба кольца методом качания, в—’шаблон для контроля профиля кольца |
В зависимости от конкретных условий применяются различные способы шлифования профильных деталей. Кольцо шарикоподшипника, показанное на рис. 133, а, является деталью массового производства. Радиусный участок (желоб) кольца шлифуют на специальных полуавтоматических станках. На рис. 133,6 показана схема шлифования методом качания. Шпиндель 1 шлифовального круга медленно перемещается в направлении стрелки А. Шпиндель изделия с установленным на нем шлифуемым кольцом 2, вращаясь, совершает качательные движения вокруг вертикальной оси, проходящей через центр дуги О желоба, в пределах угла 2а.
Профиль прошлифованного кольца контролируется предельным шаблоном (рис. 133, в). Проходная сторона шаблона имеет расстояние от центра радиуса R до опорной поверхности большее, чем у непроходной, на величину допуска Д на размер а. Радиус желоба проверяют двумя шариками соответствующих предельных размеров.
Круглый фасонный резец (рис. 134, с) изготовляется в мелкосерийном производстве и его обрабатывают на универсальных станках. Для шлифования профиля этого резца выбирают шлифовальный круг высотой на 2—3 мм больше высоты подлежащего шлифованию резца. Установив круг на шлифовальном шпинделе, заправляют его по профилю, обратному профилю резца. Затем оправку с закрепленным на ней резцом устанавли-
вают в центрах и подводят к шлифовальному кругу, после чего включают вращение шлифовального шпинделя и шпинделя изделия. Шлифование производится поперечной подачей, как это делается при шлифовании способом врезания.
Шлифовальный круг заправляют методом накатки стальным роликом соответствующего профиля.
Профиль резца проверяют шаблоном, профиль заправленного круга — контрщаблоном (рис. 134,6).