В массовом производстве торцы деталей шлифуют на специальных торцешлифовальных станках. Например, торцы цилиндрических роликов для подшипников качения шлифуются за один проход двумя кругами. Каждый круг смонтирован на отдельной шлифовальной бабке, и соответствующая установка этих шлифовальных бабок определяет длину шлифованных роликов.
Такой способ шлифования торцовых поверхностей высокопроизводителен, но требует специальных станков, поэтому его применение экономически оправдывается при большом количестве шлифуемых деталей.
В мелкосерийном производстве, а также при обработке несквозных торцов уступов шлифование производится на обычных круглошлифовальных станках.
Шлифование торцом круга. Обычно этим способом шлифуют торцы на буртиках (рис. 119). Торец круга заправ — Рис. 119. Шлифо — ляется с поднутрением, причем резание про-
вание торцом изводится только зернами, расположенными
круга на самой кромке круга.
Условия работы при шлифовании торцом усложняются тем, что поверхность контакта круга с деталью большая и каждое зерно соприкасается с шлифуемой поверхностью по всей длине контакта, поэтому объем металла, снимаемого каждым зерном, значительно больше, чем при шлифовании периферией круга. В результате интенсивно выделяется тепло в зоне резания и, чтобы избежать появления прижогов и шлифовочных трещин, необходимо работать с очень малыми подачами при обильном охлаждении.
Буртики торцом круга шлифуют в следующем порядке. После шлифования цилиндрической поверхности, граничащей с буртиком, до окончательного размера шлифовальный круг отводят назад на 0,03—0,05 мм и вручную подводят торец круга к торцу шлифуемого буртика, затем с появлением искры осторожно воздействуют на маховичок продольной подачи и шлифуют торец.
Искра и шум, возникающие в зоне резания, дают опытному шлифовщику представление о том, как идет процесс шлифования. Во многих случаях шлифование торцов производят до удаления следов предыдущей операции.
Плоскостность прошлифованных торцов проверяют лекальной линейкой (рис. 120). Для процесса шлифования важное значение имеет установка шлифовальной бабки. Ось шлифовального шпинделя должна быть параллельна направлению продольного движения стола.
Обычно шлифовальная бабка устанавливается по шкале; для шлифования цилиндрических поверхностей такая установка приемлема, так как после заправки круга образующая его параллельна ходу стола. Но при шлифовании торцом круга погрешность, допущенная при установке шлифовальной бабки, заметно сказывается на качестве и поэтому должна быть устранена. Если прошлифованный торец оказывается выпуклым, это значит, что ось шлифовального шпинделя не параллельна направлению движения стола, а составляет с ним некоторый угол, вершина которого направлена к передней бабке, и, наоборот, вогнутость прошлифованного торца указывает на то, что вершина угла между осью шпинделя и направляющими стола направлена к задней бабке.
При шлифовании двух торцов, расстояние между которыми должно быть выдержано в пределах допуска, применяют наладки с индикатором, установленным на станине станка неподвижно, и упорной планкой; последняя закрепляется в продольном пазу стола точно так же, как это делается с упорами переключения хода стола. Порядок пользования этой наладкой проследим на двух примерах.
Пример I. У оправки (рис. 121, а) требуется выдержать размер 80±0,015 мм. Припуск на шлифование составляет 0,5 мм.
Круг подводят к первому торцу до начала искрения, затем передвигают упорную планку к индикатору так, чтобы стрелка его повернулась на один оборот, и закрепляют ее. Потом, установив шкалу индикатора на нуле, шлифуют торец до момента, когда стрелка индикатора подойдет к 20-му делению. Это означает, что снято 0,2 мм. После чего подача прекращается и по оконча
нии «выхаживания» шлифование первого торца можно считать законченным. Затем в таком же порядке шлифуют второй торец «как чисто» и производят замер. Допустим, он равен 80,25 мм, тогда, установив шкалу индикатора на нуль, шлифуют второй торец, пока стрелка не подойдет к 25-му делению. После этого выключают подачу и производят «выхаживание».
Пример II. У оправки, показанной на рис. 121, б, требуется выдержать расстояние между торцами 25±0,012 мм.
Шлифуют оба торца «как чисто» и производят замер. Допустим, получен размер 25,3 мм, тогда подводят круг к меньшему торцу до начала искрения и, установив индикатор на нуль, шлифуют торец, пока стрелка индикатора не подойдет к 30-.му делению.
Если после шлифования обоих торцов «как чисто» размер получится не 25,3, а 24,7 мм, то в таком же порядке шлифуется больший торец.
В некоторых случаях шлифуют одновременно торцы и прилегающий диаметр специально заправленным шлифовальным кругом (рис. 122). При этом ось шпинделя шлифовального круга располагается под углом к оси шлифуемой детали (чаще всего этот угол равен 45°).
Подача производится, как обычно, перпендикулярно оси. вращения шлифовального круга. Такой способ шлифования торцов более производителен и обеспечивает требуемую точность шлифуемых дегалей.