ШЛИФОВАНИЕ ТОРЦОВЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

В массовом производстве торцы деталей шлифуют на специ­альных торцешлифовальных станках. Например, торцы цилинд­рических роликов для подшипников качения шлифуются за один проход двумя кругами. Каждый круг смонтирован на отдельной шлифовальной бабке, и соответствующая установка этих шлифо­вальных бабок определяет длину шлифованных роликов.

Такой способ шлифования торцовых поверхностей высокопро­изводителен, но требует специальных станков, поэтому его при­менение экономически оправдывается при большом количестве шлифуемых деталей.

В мелкосерийном производстве, а также при обработке несквозных торцов уступов шлифование производится на обычных круг­лошлифовальных станках.

Шлифование торцом круга. Обычно этим способом шлифуют торцы на буртиках (рис. 119). Торец круга заправ — Рис. 119. Шлифо — ляется с поднутрением, причем резание про-

вание торцом изводится только зернами, расположенными

круга на самой кромке круга.

Условия работы при шлифовании тор­цом усложняются тем, что поверхность контакта круга с деталью большая и каждое зерно соприкасается с шлифуемой поверхно­стью по всей длине контакта, поэтому объем металла, снимаемо­го каждым зерном, значительно больше, чем при шлифовании периферией круга. В результате интенсивно выделяется тепло в зоне резания и, чтобы избежать появления прижогов и шли­фовочных трещин, необходимо работать с очень малыми подача­ми при обильном охлаждении.

Буртики торцом круга шлифуют в следующем порядке. После шлифования цилиндрической поверхности, граничащей с бурти­ком, до окончательного размера шлифовальный круг отводят назад на 0,03—0,05 мм и вручную подводят торец круга к торцу шлифуемого буртика, затем с появлением искры осторожно воздействуют на маховичок продольной подачи и шлифуют торец.

Искра и шум, возникающие в зоне резания, дают опытному шлифовщику представление о том, как идет процесс шлифова­ния. Во многих случаях шлифование торцов производят до уда­ления следов предыдущей операции.

Плоскостность прошлифованных торцов проверяют лекаль­ной линейкой (рис. 120). Для процесса шлифования важное зна­чение имеет установка шлифовальной бабки. Ось шлифовального шпинделя должна быть параллельна направлению продольного движения стола.

Обычно шлифовальная бабка устанавливается по шкале; для шлифования цилиндрических поверхностей такая установка при­емлема, так как после заправки круга образующая его парал­лельна ходу стола. Но при шлифовании торцом круга погреш­ность, допущенная при установке шлифовальной бабки, заметно сказывается на качестве и поэтому должна быть устранена. Если прошлифованный торец оказывается выпуклым, это зна­чит, что ось шлифовального шпинделя не параллельна направ­лению движения стола, а составляет с ним не­который угол, вершина которого направлена к передней бабке, и, на­оборот, вогнутость про­шлифованного торца указывает на то, что вершина угла между осью шпинделя и на­правляющими стола направлена к задней бабке.

При шлифовании двух торцов, расстояние между которыми должно быть выдержано в пределах допуска, применяют налад­ки с индикатором, установленным на станине станка неподвижно, и упорной планкой; последняя закрепляется в продольном пазу стола точно так же, как это делается с упорами переключения хода стола. Порядок пользования этой наладкой проследим на двух примерах.

Пример I. У оправки (рис. 121, а) требуется выдержать размер 80±0,015 мм. Припуск на шлифование составляет 0,5 мм.

Круг подводят к первому торцу до начала искрения, затем передвигают упорную планку к индикатору так, чтобы стрелка его повернулась на один оборот, и закрепляют ее. Потом, установив шкалу индикатора на нуле, шли­фуют торец до момента, когда стрелка индикатора подойдет к 20-му делению. Это означает, что снято 0,2 мм. После чего подача прекращается и по оконча­

нии «выхаживания» шлифование первого торца можно считать законченным. Затем в таком же порядке шлифуют второй торец «как чисто» и производят замер. Допустим, он равен 80,25 мм, тогда, установив шкалу индикатора на нуль, шлифуют второй торец, пока стрелка не подойдет к 25-му делению. Пос­ле этого выключают подачу и производят «выхаживание».

Пример II. У оправки, показанной на рис. 121, б, требуется выдержать рас­стояние между торцами 25±0,012 мм.

Шлифуют оба торца «как чисто» и производят замер. Допустим, получен размер 25,3 мм, тогда подводят круг к меньшему торцу до начала искрения и, установив индикатор на нуль, шлифуют торец, пока стрелка индикатора не по­дойдет к 30-.му делению.

Если после шлифования обоих тор­цов «как чисто» размер получится не 25,3, а 24,7 мм, то в таком же порядке шлифуется больший торец.

В некоторых случаях шлифуют од­новременно торцы и прилегающий диа­метр специально заправленным шлифо­вальным кругом (рис. 122). При этом ось шпинделя шлифовального круга рас­полагается под углом к оси шлифуемой детали (чаще всего этот угол равен 45°).

Подача производится, как обычно, перпендикулярно оси. вращения шли­фовального круга. Такой способ шлифования торцов более производителен и обеспечивает требуемую точность шлифуемых дегалей.

Updated: 28.03.2016 — 18:45