Способы шлифования. Различают черновое и чис товое шлифование. При черновом шлифовании снимают 80—90% припуска с малой затратой времени, поэтому при черновом шлифовании применяют крупнозернистые и твердые круги. Режимы шлифования выбирают более высокие: продольные подачи — 0,8ч-0,9 ширины круга, поперечные подачи — 0,01-^0,08 мм на один оборот детали. К чистоте шлифуемой поверхности особо высоких требований не предъявляют, но прижогов и шлифовочных трещин не должно быть.
После чернового шлифования припуск на окончательное шлифование снимается более мелкозернистыми кругами меньшей твердости при пониженных режимах: продольная подача составляет 0,25 -^0,3 высоты круга, поперечная подача — 0,002 -^-0,01 мм/об.
После выключения поперечной подачи шлифовальный круг отводят от детали, когда полностью прекратится искрение при крайнем положении стола. Продольное перемещение стола выключают после отвода круга.
При наружном шлифовании на круглошлифовальных станках применяются следующие способы шлифования:
1) продольными проходами;
2) установленным кругом;
3) врезанием;
4) уступами.
Шлифование пр одольными проходами. При этом способе шлифования (рис. 115) стол с вращающейся деталью совершает продольное движение до встречи с упором, пе
реключающим его движение в обратную сторону. В момент переключения скорость стола равна нулю, в этот же момент осуществляется поперечная подача, т. е. перемещение круга на деталь. Поперечная подача может производиться либо в конце каждого хода стола, либо только тогда, когда деталь находится в крайнем правом положении, т. е. после двойного хода стола.
Упор необходимо устанавливать так, чтобы круг не сходил с детали, так как в противном случае ее края будут завалены. Если же круг недостаточно перекрывает края детали, то размер на концах детали получается выше, чем в середине. При правильно установленных упорах переключение направления движени
Рис. 116. Шлифование установ-
ленным кругом
Способом продольных проходов шлифуют главным образом детали большой длины.
Шлифование установленным кругом. Шлифованием установленным кругом, или глубинным способом, весь припуск, составляющий обычно 0,1—0,3 мм на сторону, снимается за один проход при небольшой продольной подаче (рис. 116). Величина продольной подачи подбирается так, чтобы при возможно большем значении ее было соблюдено обязательное условие: при отключении в любой момент продольной подачи и отводе стола искрения не должно быть.
При глубинном шлифовании подача осуществляется только в одну сторону. После того как очередная деталь прошлифована, стол возвращается в исходное положение для установки следующей детали. При этом положение шлифовальной бабки остается неизменным.
Такой метод шлифования способствует постоянству размеров прошлифованных деталей, позволяет производить выборочный замер деталей. Условия резания при глубинном шлифовании значительно более благоприятны и нагрев детали меньше, чем при шлифовании продольными проходами.
В настоящее время способ глубинного шлифования получил большое распространение и новаторы-шлифовщики. продолжают его совершенствовать.
Для заправки заходной стороны круга рекомендуются сложные устройства, на установку и снятие которых требуется много времени.
Шлифовщик-новатор Московского завода им. Лихачева Г. Д. Кочетков предложил другой способ заправки. Первые несколько деталей он шлифует способом продольных проходов с поперечной подачей 0,1—0,15 мм на двойной ход при продольной подаче 0,1 ширины круга на один оборот детали. После шлифования двух-трех деталей на круге образуется заходный конус и остальные детали уже можно шлифовать способом установленного круга.
При глубинном шлифовании совмещается черновое и чистовое шлифование. Чистота шлифуемой поверхности зависит от состояния цилиндрической части круга. В процессе шлифования она постепенно срабатывается и, когда ее ширина достигнет 6—8 мм, на шлифованной поверхности появляется спиральная полоска, что указывает на необходимость правки круга.
Если припуск на шлифование превышает 0,3 мм на сторону, то для глубинного шлифования применяют ступенчатую заправку круга (рис. 117) или заправку удлиненным конусом.
При ступенчатой заправке разность диаметров ступеней круга составляет 0,4—0,5 мм. При заправке удлиненным конусом угол заправки берется от 1°30′ до 1Р45′.
В отдельных случаях при шлифовании пользуются двумя рядом расположенными кругами, причем круг для обдирки берут с более крупным зерном и большей твердостью, чем другой круг. Для удобства заправки первого круга между кругами устанавливается прокладка толщиной 5—6 мм.
При глубинном способе шлифования требуется полный вывод круга со шлифуемой детали. Но в отдельных случаях этим способом можно также шлифовать детали, в которых обрабатываемая цилиндрическая поверхность граничит с буртиком. В этом случае круг подводится к буртику до начала искрения, и затем поперечной подачей при неподвижном столе шлифуют деталь до нужного размера. После выхаживания до прекращения искрения начинают продольную подачу стола от буртика до полного выхода круга с детали.
Чтобы приступить к обработке следующей детали, необходимо
круг отвести назад. Таким образом сочетается глубинный способ шлифования со способом врезания.
Шлифование врезанием. Шлифование врезанием — это такой способ, при котором деталь не имеет продольного перемещения, а шлифуется одновременно по всей длине, при этом ширина круга должна быть больше длины детали на 1— 1,5 мм.
Поперечная подача осуществляется непрерывно и равна при черновом шлифовании 0,005—0,06 мм на один оборот детали, а при чистовом — 0,001—0,004 мм.
Шлифование врезанием отличается повышенной производительностью. Кроме того, этим способом можно шлифовать профильные, а также ступенчатые детали.
Обычный рабочий цикл при врезном шлифовании предусматривает обдирку с поперечной подачей 0,6—2,0 мм/мин со съемом 90—95% припуска. За несколько делений до нулевой отметки на лимбе начинается чистовое шлифование, при котором поперечную подачу уменьшают до 0,1— 0,4 мм/мин и снимают оставшийся припуск. Затем выключается поперечная подача и производится выхаживание до прекращения искрения. После этого круг отводится и устанавливается новая деталь.
По мере притупления круга подачу снижают от верхнего предела до нижнего, а при нарушении нормального процесса (резкое усиление шума, прерывистое искрение, ухудшение чистоты поверхности или геометрии шлифуемой поверхности) шлифование прекращают для правки круга.
Вследствие значительной ширины зоны контакта круги с деталью при врезном шлифовании выделяется много тепла, поэтому врезное шлифование производится при обильном охлаждении.
Шлифование уступами. Способ шлифования уступами представляет собой сочетание способа продольных проходов с врезным шлифованием и применяется при обработке длинных деталей.
При этом способе шлифование производится врезанием со съемом припуска 0,04—0,07 мм последовательно по участкам (рис. 118), причем при обработке каждого участка край круга должен захватывать ранее прошлифованный участок на 2—3 мм.
После того как деталь прошлифована по всей длине, правят круг и несколькими проходами с продольной подачей в 0,9 ширины круга шлифуют деталь до окончательного размера.