КРУГЛОШЛИФОВАЛЬНЫИ СТАНОК 312М

Станок 312М предназначен для точного наружного шлифова­ния деталей диаметром от 3—5 мм до 50—75 мм. Шлифовальная бабка станка приспособлена также для внутреннего шлифова­ния цилиндрических и конических отверстий.

Помимо поворотных верхних салазок шлифовальной бабки, имеются поворотные нижние салазки, что позволяет шлифовать детали с удлиненными коническими поверхностями, угол конуса которых превышает 15°.

Станина. Станина предназначена для установки узлов и де­талей станка и выполнена в виде отливки жесткой конструкции. Спереди посредине станины сделана большая ниша для ног шли­фовщика, работающего сидя. Боковые передние крылья стани­ны имеют ниши для размещения механизмов и обработанную переднюю плоскость для крепления узлов управления станком.

Внутренняя полость станины разделена на два отсека (рис. 72). В левом отсеке 1 размещается бак для масла и гидро­насос с электродвигателем. Регулирование гидроаппаратуры производится через люк, имеющийся на левой стенке станины.

Правый отсек 2 предназначен для бака с охлаждающей жидко­стью. Оба отсека закрываются крышкой. С правой стороны ста­нины находится ниша 3 для монтажа электроаппаратуры.

На верхней поверхности станины расположены направляю­щие для продольного движения стола. В середине направляю­щих поверхностей имеются отверстия для поступления смазки, а по концам направляющих—гнезда для стока масла, откуда оно сливается в отстойник. Салазки шлифовальной бабки кре­пятся на специально обработанной поверхности верхней части

станины. Там же слева находится прямоугольное отверстие для установки бачка первичного очистителя охлаждающей жидкости и круглое отверстие для насоса охлаждения охлаждающей жид­кости.

Стол. Стол (рис. 73) станка состоит из нижнего стола 1 с направляющими поверхностями и верхнего поворотного стола 5, служащего для установки передней и задней бабок. Нижний стол отлит вместе с козырьками 11, защищающими направляющие станины от попадания обломков абразивных зерен и пыли. Для этой же цели служит длинный щиток 6, прикрепленный к зад­ней части стола.

К торцу нижнего стола привернут кронштейн 7, посредством которого стол соединяется со штоком гидравлического цилиндра. Снизу расположена рейка 8 для ручного продольного перемеще­ния стола. Передняя сторона нижнего стола имеет Т-образный паз, в котором крепятся упоры 9 для изменения направления движения стола.

На верхней поверхности нижнего стола запрессована пробка 5, на которую надета со скользящей посадкой втулка 4, запрес­
сованная в поворотном столе. Вокруг оси пробки осуществляется поворот стола посредством винта 13. Величина угла поворота стола при шлифовании конусных деталей отсчитывается по шкале 12.

В том случае, когда на чертеже детали угол задается не в градусах, а величиной конусности, для установки стола пользу-

Рис. 73. Устройство стола

ются второй шкалой, деления которой нанесены в единицах ко­нусности. Выбранное положение стола фиксируется колодками 10, имеющимися на обоих концах нижнего стола.

Верхняя поверхность поворотного стола выполнена в виде ласточкиного хвоста, что обеспечивает точную установку и зак­репление передней и задней бабок.

Для нормальной и точной работы станка направляющие сто­ла и станины должны быть в исправном состоянии: чистыми, без царапин и забоин. В любом положении стола прилегание на­правляющих поверхностей станины и стола должно быть полным.

В случае шлифования больших партий деталей длиной, значи­тельно меньшей наибольшего хода стола (для данного станка 500 мм), рекомендуется периодически переставлять переднюю и заднюю бабки по верхней поверхности поворотного стола.

На передней кромке верхнего стола находится паз для уста­новки щитка 2, ограждающего шлифовщика от брызг охлажда­ющей жидкости.

Механизм ручного перемещения стола. Для продольного перемещения стола от руки служит механизм, кон­струкция и кинематическая схема которого показаны на рис. 74.

Маховичок 1 жестко соединен с валиком 2, на другом конце которого посажено зубчатое колесо 3 (z6). Маховичок и зубча­тое колесо могут при перемещении в поперечном направлении занимать два положения. При перемещении маховичка к себе зубчатое колесо 3 соединяется с большим зубчатым колесом блока z7. Малое зубчатое колесо z:8 этого блока соединено с большим зубчатым колесом блока z9. Оба блока сидят на своих осях свободно.

Малое зубчатое колесо zl0 находится в зацеплении с зубча­тым колесом С внутренними зубьями 2*12, свободно сидящим на валике 8, левый конец которого жестко соединен с зубчатым ко­лесом 5. На ступице зубчатого колеса 5 скользящей посадкой на шпонке посажена зубчатая муфта 4, которая под действием пружины постоянно сцеплена с зубчатой муфтой 7, жестко сое­диненной с валиком 8 и, следовательно, с зубчатым колесам 5; последнее сцеплено с рейкой стола.

Таким образом, при смещении маховичка к себе за один обо­рот маховичка (при модуле пг = 2) стол переместится на вели­чину

При перемещении маховичка от себя зубчатое колесо сое­диняется непосредственно С зубчатым колесом Z12 и на один обо­рот маховичка стол переместится на величину

U = — it-m-z., — — 16- -3,14-2-16~ 15мм.

гК 107

Механизм ручного перемещения стола действует только в том случае, если не включено гидравлическое перемещение сто­ла. При включении гидравлического механизма масло поступает одновременно в рабочий цилиндр стола и в цилиндр плунжера, который, перемещаясь, давит на зубчатую муфту 7 и выводит ее из сцепления с муфтой 6. Если в этом случае повернуть махо­вичок, то при любом его положении все зубчатые колеса будут вращаться вхолостую.

При выключении гидравлического перемещения стола муфты 6 и 7 автоматически сцепляются и стол можно перемещать вруч­ную.

П ередняя бабка. Передняя бабка (рис. 75) осуществ­ляет вращение (круговую подачу) детали с требуемой окружной скоростью. Она состоит из корпуса 4, установленного с помощью центрирующей пробки 8 на плите 6. Корпус бабки может пово­рачиваться на этой пробке в пределах 90°. Отсчет угла поворота производится по шкале 5. Установка корпуса на необходимый угол фиксируется винтом 7.

Для перемещения передней бабки по верхнему столу плита 6 имеет с нижней стороны направляющую поверхность формы ласточкиного хвоста; бабка закрепляется на столе двумя винта­ми 17.

Привод передней бабки устроен следующим образом. На ва­лу двухскоростного электродвигателя 2 установлен трехступен­чатый шкив 1, который посредством клиновидного ремня пере» дает вращение шкиву 23, закрепленному на левом конце проме­жуточного вала 22. На правый конец этого вала насажен шкив 9, который посредством двух клиновидных ремней передает вращение шкиву 10, соединенному с планшайбой 11.

На переднем конце шпинделя 14 неподвижно закреплена втулка 15, которая винтом 13 может быть соединена с план­шайбой.

При включении электродвигателя начинает вращаться шпин­дель передней бабки. Такая наладка передней бабки требуется при шлифовании в патроне или цанговом зажиме.

Для крепления патрона применяется оправка с поводком 16, которая вставляется в конусное отверстие шпинделя и затяги­вается винтом. Этим же винтом пользуются при зажиме детали в цанге.

В тех случаях, когда шлифование производится в центрах, вывертывают винт 13 и втулка 15, отсоединенная от планшайбы, при включении электродвигателя вращаться не будет, а вместе с втулкой остается неподвижным шпиндель с вставленным в него центром. Деталь будет получать вращение от планшайбы через штифт 12 и хомутик, закрепленный на конце шлифуемой детали.

Скорость вращения шпинделя передней бабки определяется числом оборотов электродвигателя и положением ремня на шки­ве 23. Возможные числа оборотов шпинделя в минуту: 150; 250; 300; 400; 500 и 800. Для перестановки клиновидного ремня с од» ной ступени на другую перемещают с помощью винта салазки 3 вместе с электродвигателем в сторону шпинделя и после осво­бождения ремня переставляют его на необходимую ступень; затем отводят салазки назад для создания необходимого натяга.

Шпиндель передней бабки вращается в двух регулируемых подшипниках с бронзовыми вкладышами. Регулировка зазора между шпинделем и подшипниками производится гайкой 18, пе­реметающей вкладыш подшипника в нужную сторону. Благода­ря наружной конусной поверхности вкладыша и соответствую­щей ей внутренней конусной поверхности корпуса подшипника продольное перемещение вкладыша изменяет зазор между шей­кой шпинделя и вкладышем подшипника. От продольного смеше­

ния шпиндель удерживается упорным подшипником 19 и опор­ной втулкой 20.

Подшипники смазываются с помощью диска 21, закреплен­ного на шпинделе. Диск, вращаясь вместе со шпинделем, захватывает масло из резервуара в корпусе бабки и переносит его в лоток, откуда по трубкам оно подводится к местам смазки.

Задняя бабка. Задняя бабка (рис. 76) служит для под­держания правого конца детали при шлифовании в центрах. Устанавливается она на верхнем столе на определенном рассто­янии от передней бабки, зависящем от длины шлифуемой детали. Крепится задняя бабка рукояткой, сидящей на шейке 12, по­средством валика 13, имеющего на левом конце эксцентричную шейку, в клина 14.

В корпусе 1 задней бабки расточено отверстие под пиноль

3. С левой стороны в пиноль вставляется центр 2. Пиноль под действием пружины 7 зажимает деталь в центрах во время шли­фования. Сила сжатия пружины регулируется винтом 8, который также служит для выталкивания центра из пиноли. Для устра­нения зазора между пинолью и корпусом бабки служит рукоят­ка 5, закрепляющая винтом 6 положение пиноли

При установке детали в центрах задний центр отводится

вправо рукояткой 11 и реечной шестерней 10, сцепленной с рей­кой, нарезанной на правом конце пиноли. Наибольший ход пи­ноли -— 20 мм.

Наружная поверхность пиноли защищена от попадания пыли колпачком 4, который при перемещении пиноли своей внутрен­ней поверхностью скользит по проточенному выступу бабки. С задней стороны бабки также имеется защитный колпачок 9.

При закреплении передней и задней бабок на верхнем столе надо тщательно протереть соприкасающиеся поверхности бабок и стола.

Бабка шлифовального круга. Шлифовальная баб­ка осуществляет главное рабочее движение — вращение шпин­деля с шлифовальным кругом. Электродвигатель мощностью

2,8 кет, 3000 об/мин через два клиновидных ремня вращает шли­фовальный круг диаметром 300 мм для наружного шлифования. Окружная скорость нового круга равна 39 м/сек, а круга, изно­шенного до диаметра 200 мм, — 26 м/сек.

Для выполнения внутришлифовальных работ шлифовальную бабку повертывают на 180°, при этом используется второй конец

Рис. 77. Шлифо

вала электродвигателя, и настраивают находящийся в комплек­те принадлежностей станка внутришлифовальный шпиндель на требуемое число оборотов. Имеющиеся две пары шкивов позво­ляют получить два числа оборотов внутришлифовального шпин­деля: 8000 и 15000 об/мин для шлифования отверстий диаметром от 20 до 50 мм (см. стр. 151).

Шпиндель шлифовальной бабки 7 (рис. 77) смонтирован на подшипниках скольжения. Осевое положение шпинделя фикси­руется: с левой стороны — фланцем шпинделя, а с правой —

упорным подшипником 17. Шлифовальный круг 4 устанавлива­ется между фланцами 1 и закрепляется винтами 2.

В 6

Фланцы с шлифовальным кругом монтируются иа левом конусном конце шпинделя и закрепляются центральным винтом с шайбой. Для предотвращения проворачивания круга фланцы посажены на шпонке. Точно таким же образом на правом конце шпинделя крепится шкив 8, который двумя клиновидными ремнями приводится во вращение от электродвигателя, установ­ленного в корпусе шлифовальной бабки.

Корпус бабки 6 имеет с нижней стороны точно обработанную поверхность, которой он устанавливается на соответствующую
направляющую поверхность верхних салазок. Такая установка дает возможность поворачивать шлифовальную бабку на любой угол. Отсчитывается угол поворота по шкале 5, закрепленной на корпусе бабки.

Установленная в необходимое положение бабка закрепляет­ся двумя винтами, головки которых входят в круговой Т-образ­ный паз верхних салазок.

Защитный кожух 3 изготовлен из листовой стали толщиной 7,5 мм и винтами привернут к корпусу шлифовальной бабки.

Подшипники шпинделя шлифовальной бабки имеют разъем­ную конструкцию. Каждый подшипник состоит из двух вклады­шей 9, неподвижно закрепленных в корпусе бабки, и третьего подвижного вкладыша 10. Сила, с которой подвижный вкладыш прижимается к шейке шпинделя, регулируется винтом 12 и плоской пружиной 11.

Неподвижные вкладыши 9 переднего и заднего подшипников расположены так, что они полностью воспринимают нагрузку от натяжения ремней и от нормальной составляющей силы шли­фования. Благодаря этому подвижные вкладыши обоих подшип­ников разгружены от основных усилий, возникающих в опорах, что гарантирует стабильность работы шпинделя.

Смазка подшипников шлифовальной бабки производится спе­циальным шестеренчатым насосом 16. Вращение зубчатым ко­лесам насоса передается от шпинделя, в средней части которого смонтирован червяк 14, соединенный с червячным колесом 15 вала насоса. Подаваемая насосом смазка поступает по трубкам в корпусе и крышке 13 к опорным шейкам шпинделя. Наблюде­ние за правильной подачей смазки осуществляется через смот­ровые стекла.

Универсальные салазки. Салазки (рис. 78) пред­назначены для несения шлифовальной бабки. К нижней стороне верхних салазок 14 привернуты призматическая 13 и плоская 20 направляющие, которые через комплект промежуточных цилинд­рических роликов опираются на соответствующие направляющие, привернутые к нижним салазкам. На нижней стороне нижних салазок имеется поворотная направляющая поверхность, кото­рой они установлены на соответствующую поверхность основа­ния 12. Для отсчета угла поворота нижних салазок имеется гра­дуированное кольцо 10, привернутое к основанию 9. Крепятся нижние салазки к основанию болтами 11, головки которых вхо­дят в T-образный паз основания.

Салазки универсальной конструкции используются для шли­фования удлиненных конусных поверхностей с углом конусности больше 15°.

Например, требуется прошлифовать в центрах коническую поверхность детали с углом при вершине 35°. Для этого освобож­дают болты 11 и повертывают нижние салазки против часовой

стрелки на угол 90°——— = 72°30′. После закрепления салазок

в этом положении поворачивают шлифовальную бабку по часо­вой стрелке на угол 90°.

В результате направление перемещения верхних салазок, а также образующая шлифовального круга окажутся параллель­ными образующей шлифуемой конусной поверхности; после это­го шлифование производится перемещением шлифовального круга вручную маховичком поперечной подачи по всей длине обрабатываемой конусной поверхности. Поперечная подача в данном случае осуществляется маховичком продольного пере­мещения стола.

Верхние салазки перемещаются зубчатым колесом-валом 16, сцепленным с рейкой 17, которая привернута к верхним салаз­кам. На зубчатом колесе 16 неподвижно закреплено червячное колесо 15, вращение которого в зависимости от требуемого пере­мещения шлифовальной бабки осуществляется по-разному.

Зазоры между червячным колесом 15 и червяком, а также между зубчатым колесом-валом 16 и рейкой 17 устраняются гид­равлическим цилиндром 18 и поршнем 19. Гидравлический ци­линдр 18 соединен с нижними салазками, а поршень 19 правым концом упирается в выступ верхних салазок. Масло, поступая в левую полость цилиндра, перемещает поршень и в результате выбираются указанные зазоры.

При включении рукоятки быстрого подвода шлифовальной бабки червячный вал 5, связанный со штоком 6 поршня 7 гидрав­лического цилиндра 8, получает под давлением поступающего в правую полость гидравлического цилиндра 8 масла продоль­ное перемещение и, не вращаясь, а действуя как рейка, повора­чивает червячное колесо 15 к с ним зубчатое колесо-вал 16, сиепленное с рейкой 17 верхних салазок. Величина хода верхних салазок при быстром подводе определяется положением упора 1, установленного в основании шлифовальной бабки.

Механизм поперечной подачи шлифовально­го круга. Поперечная подача осуществляется вращением чер­вячного колеса 15 от червячного вала 5 (рис. 78). На шлицевом конце червячного вала 5 установлена шестерня 4, сцепленная с шестерней 3, которая жестко соединена с шлицевой втулкой 2. В шлицы этой втулки входит шлицевой конец валика 8 (рис. 79) механизма поперечной подачи.

Этот валик смонтирован на шариковых подшипниках во втулке 7, которая закреплена в плите 6. Плита винтами 9 и дву­мя контрольными шпильками закреплена на передней стенке станины. На валике жестко закреплено храповое колесо 10 и сво­бодно посажена втулка 12, соединенная с лимбом 3.

Втулка с лимбом после установки в необходимое угловое положение закрепляется бинтом 2, раздвигающим своим левым

конусным концом трн сухарика, расположенные в радиальных отверстиях на валике механизма.

На правом конце валика 8 закреплен маховичок 1, которым вручную перемещается шлифовальная бабка.

При включении пускового крана масло поступает в цилиндр 14 и передвигает плунжер-рейку 13, которая поворачивает шес­терню 15, связанную с собачкой храпового колеса. При одном ходе плунжера собачка поворачивает храповое колесо на 10 зубьев, что соответствует максимальной поперечной подаче. Если требуется меньшая подача, то поворачивают щиток 5, ко­торый перекрывает часть зубьев храпового колеса. По достиже­нии заданного размера шлифуемой детали щиток 4, связанный с лимбом, отводит собачку от храпового колеса и поперечная подача прекращается.

Ручную подачу применяют при шлифовании но установлен­ному лимбу и при шлифовании до упора. При первом способе шлифуют пробную деталь до требуемого размера и с помощью винта 2 устанавливают лимб 3 на нулевое деление. После этого шлифовальную бабку отводят назад на величину, несколько большую половины припуска на шлифование. В процессе шли­фования последующих деталей производят подачу бабки махо­вичком до момента подхода нулевого деления лимба к риске указателя.

При втором способе после шлифования до окончательного размера пробной детали устанавливают втулку 12 так, чтобы жестко соединенный с ней диск с упорным штифтом 11 упирал­ся в неподвижный ограничитель. Последующие детали шлифу­ются посредством поворота маховичка до упора.

Постепенное уменьшение диаметра шлифовального круга не­обходимо компенсировать корректировкой установки лимба.

При обоих способах шлифования надо следить, чтобы не происходило смещения втулки 12 с лимбом, так как это может привести к окончательному браку детали.

Updated: 28.03.2016 — 18:45