Назначение и принцип работы. Г идроприводы широко используются в современных металлорежущих станках. Они служат для передачи движения от приводного двигателя к механизмам станка посредством жидкости.
Основные преимущества гидроприводов заключаются в возможности бесступенчатого регулирования скорости в широких пределах; способности развивать значительные тяговые усилия и крутящие моменты при небольших размерах механизма; возможности полной автоматизации рабочего цикла простыми средствами; долговечности деталей гидропривода (поршней, цилиндров).
Гидроприводы применяются главным образом для получения прямолинейных перемещений в механизмах подачи и рабочего движения шлифовальных, строгальных, протяжных и других станков. В отдельных случаях их используют для передачи вращательного движения, как, например, на резьбошлифовальном станке модели 582 для вращения шлифуемого изделия. При помощи гидравлических передач часто механизируется управление станком, например переключение скоростей и реверсирование.
Недостатками гидроприводов является утечка рабочей жидкости через зазоры и уплотнения, невозможность практически получить очень медленные движения, а также неравномерность передаваемого движения.
В качестве рабочей жидкости для гидросистем применяется очищенное минеральное масло. Для механизмов, работающих на больших скоростях, берут менее вязкое масло (веретенное 3), а на меньших скоростях — более вязкое (турбинное Л или индустриальное 30).
Потери в гидроприводах складываются из механических потерь (потери на трение в движущихся деталях гидросистемы), объемных потерь (потери на утечку масла через неплотности и зазоры во всех звеньях) и гидравлических потерь.
Потери механические учитываются коэффициентом полезного действия г)м, значение которого принимается таким же, как и в других механизмах.
Объемные потери учитываются объемным к. п. д., значение которого равно:
где Qa — действующий объем масла в рабочей зоне гидропривода;
Qт — теоретический объем масла, на который рассчитан насос.
Объемный к. п. д. зависит от давления, температуры и вязкости масла, от состояния уплотнений и зазоров в движущихся органах гидросистемы и колеблется в пределах 0,9—0,985.
Потери гидравлические, вызванные внутренним трением частиц масла, трением движущегося масла о стенки труб и других деталей гидроаппаратуры, сопротивлением движению масла при резких изменениях направления и сечения в коленах трубопровода и отверстиях аппаратуры, определяются гидравлическим к. п. д. т]г, значение которого колеблется в пределах 0,95—0,98.
Общий к. п. д. гидропривода Т] = 11м — їіоб ‘ї]г-
Гидропривод, помимо насоса и рабочего цилиндра, состоит из регуляторов скорости и давления, а также распределительных устройств. На рис. 60 показана схема гидропривода, обеспечивающего возвратно-поступательное движение стола круглошлифовального станка.
Насос 2, забирая масло из бака 1, через кран 4 управления направляет его в регулятор скорости (дроссель) 5, а оттуда в полость цилиндра золотника 12. При положении золотника, показанном на схеме, масло поступает в левую полость рабочего цилиндра 10 и толкает поршень 11, а вместе с ним стол станка вправо. Одновременно масло из правой полости рабочего цилиндра выталкивается и тем же путем направляется обратно в бак.
На боковой поверхности стола 8 станка в нужном положении устанавливаются упоры 9 и 7, расстояние между которыми равно требуемой длине хода стола. При движении стола впра
во упор 7, достигнув головки рычага 6, передвигает его вправо, и под действием механизма мгновенного реверсирования (на рисунке не показан) плунжер золотника переходит в положение, показанное на схеме пунктиром. В новом положении золотника масло от насоса будет поступать в правую полость рабочего цилиндра 10 и стол начнет двигаться влево, пока упор 9 не возвратит плунжер золотника в прежнее положение. Механизм мгновенного реверсирования устраняет остановку движения поршня И в тот момент, когда плунжер золотника занимает нейтральное положение и перекрывает соединительные каналы, ведущие в цилиндр 10.
Во время кратковременных остановок станка для замера или съема прошлифованной детали и установки следующей насос обычно не отключается, и в это время масло из насоса через предохранительный клапан 3 сливается обратно в бак.
Насосы. Насосы гидропривода предназначены для нагнетания масла в гидросистему. В металлорежущих станках применяются насосы трех типов: шестеренные, лопастные и поршневые.
Шестеренные насосы имеют постоянную производительность, а лопастные и поршневые — как постоянную, так и переменную.
Шестеренный насос (рис. 61, а) состоит из пары зубчатых колес 1, вращающихся в корпусе 2. При направлении вращения колес, показанном стрелками, масло, поступающее по каналу II, заполняет впадины между выходящими из зацепления зубьями, затем выталкивается из впадин и нагнетается в канал I, питающий гидросистему.
Шестеренные насосы выпускаются низкого, среднего и высокого давления. Насосы низкого давления, собранные вместе с электродвигателем (тип ШДП), применяются в системах охлаждения металлорежущих станков. Такие же насосы давлением 2—5 кГ/см2, но без электродвигателя (тип Ш) применяются в системах смазки станков.
Для питания гидросистем используются шестеренные насосы среднего и высокого давления (10—65 кГ/см2). Производительность таких насосов от 5 до 125 л/мин.
Производительность шестеренного насоса с одинаковыми шестернями определяется с точностью до 2% по формуле Q — S)-b n AjMUH
ще ‘
где D — диаметр наружной окружности зубчатого колеса, мм;
5 —расстояние между центрами зубчатых колес, лш;
Ь — ширина зубчатого колеса, лш; п — число оборотов шестерен в минуту.
Схема работы лопастного насоса двойного действия с постоянной производительностью показана на рис. 61,6.
В корпусе насоса закреплено статорное кольцо / с внутренней полостью вытянутого (эллиптического) профиля. Внутри статорного кольца помещен ротор 2, вращающийся в подшипниках, смонтированных в корпусе насоса.
Ротор имеет 12 пазов шириной 1,8—2,5 мм, в которых перемещаются лопасти 3, толщина которых на 0,01—0,02 мм меньше ширины пазов, а высота на такую же величину меньше высоты статорного кольца. Такое соотношение размеров обеспечивает свободное перемещение лопастей в пазах ротора, которые под действием центробежной силы постоянно прижаты к внутренней поверхности статорного кольца.
Статорное кольцо вместе с ротором закрывается крышками 9 с четырьмя профрезерованньтми окнами. Окна 4 и 6 соединены
с полостью всасывания. В этом месте пространство между лопастями заполняется маслом. Проходя наиболее вытянутый участок полости статора, лопасти начинают постепенно вдавливаться в пазы ротора, а масло вытесняется в окна полости нагнетания 5 и 8. За один оборот ротора лопасти дважды всасывают и нагнетают масло, поэтому насос и называется насосом двойного действия.
На крышках 9 имеется кольцевая выточка 10, соединенная с окнами нагнетания 5 и 8. Отсюда масло попадает в отверстия 7 ротора для создания давления на тыльной стороне каждой лопасти, прижимающего их к статору. Производительность лопастного насоса тем больше, чем более вытянута полость статорного кольца и прямо пропорциональна высоте этого кольца.
В гидроприводах применяются лопастные насосы марки Л/Ф, выпускаемые восьми типоразмеров со следующей технической характеристикой:
Производительность, ліміт…………………………………………. 5—100
Рабочее давление, кГ/см2……………………………………………… до 65
Приводная мощность, кет…………………………………………… до 13
Объемный к. п. д. г]…………………………………………………….. 0,62—0,92
Поршневые насосы гидроприводов позволяют развивать в гидросистеме давление до 200 кГ/см2.
Схема поршневого насоса показана на рис. 61, в. Ротор 1 вращается на неподвижном валу 2, который по длине имеет два изолированных друг от друга внутренних канала. Один канал (на схеме верхний) соединен с всасывающей трубой, а дру гой — с нагнетательной. В роторе находится ряд радиальных отверстий 3, служащих цилиндрами для поршней 4. Эксцентрично ротору неподвижно смонтирован цилиндр 5, внутренняя поверхность которого при вращении ротора вызывает возвратнопоступательное движение поршней в радиальном направлении. Путь каждого поршня равен удвоенной величине смещения е.
При движении головки поршня по полуокружности АВС он перемещается к центру и нагнетает масло в нижний канал и оттуда в нагнетательную трубу. На участке СДА движения головки поршня происходит засасывание масла. За один оборот ротора каждый поршень делает двойной ход. Число цилиндров бывает 5—9, а в более мощных насосах используются два ряда цилиндров.
Поршневые насосы изготовляются различных типоразмеров производительностью 50—200 л/мин при давлении 75—200 кГІсм2.
Рабочие гидроцилиндры. В механизмах с возвратно-поступательным движением в качеству гидродвигателей применяются рабочие цилиндры.
Рабочие цилиндры имеют поршни с односторонним (рис. 62, а) или двухсторонним штоком (рис. 62,6). Цилиндры с двухсторонним штоком обеспечивают равенство скоростей
прямого и обратного ходов. Однако на практике часто применяют рабочие цилиндры, имеющие поршни с односторонним штоком. В таких цилиндрах скорость движения поршня в разные стороны неодинакова.
Для определения отношения скоростей поршня в правую и левую
Регулирование работы гидропривода. При работе станка на различных режимах требуется изменять скорость перемещения рабочих механизмов, что достигается регулированием количества масла, поступающего в рабочие цилиндры гидропривода при помощи дросселя. Наиболее часто применяют дроссели щелевого типа (рис. 63).
Поворотом дросселя 1 вокруг его оси изменяют размер щели для прохода масла из канала 2 в канал 3, что вызывает изменение гидравлического сопротивления проходу масла. Чем меньше щель, тем больше гидравлическое сопротивление и тем меньше количество пропускаемого масла, и наоборот.
Рис. 63. Щелевой дроссель |
Регулирование дросселем обеспечивает плавное изменение скорости рабочего механизма в больших пределах; так, например, скорость продольной подачи внутришлифовального станка 3250 регулируется в пределах 250—8000 мМ/мин. Дроссели можно ставить либо на входе масла в рабочий цилиндр, либо на выходе из цилиндра. Чаще дроссель устанавливают на выходе, что обеспечивает более равномерный ход поршня.
Обычно в гидроприводах металлорежущих станков применяют насосы постоянной производительности. Но так как расход масла колеблется в значительных пределах, то в гидросистеме станка иногда образуется излишек масла. Чтобы избежать скачков давления в гидросистеме, излишки масла отводятся в бак, минуя рабочие цилиндры, через предохранительные клапаны.
На рис. 64 показан разрез шарикового предохранительного клапана. Канал 1 соединен с трубопроводом гидросистемы. Пружина 5 давит на наконечник 3, который посредством шарика 4 закрывает канал 1. Сила пружины 2 выбрана с таким расчетом, что при давлении в гидросистеме, превышающем нормальное, шарик преодолевает сопротивление пружины и открывает выход для масла из канала 1 в каналы 2, ведущие в бак.
Перелив масла продолжается до тех пор, пока давление в системе не установится нормальным.
Для управления потоком масла, поступающим в рабочие цилиндры гидропривода, и для отвода его после работы в бак служат распределители или переключатели.
Распределители бывают крановые и золотниковые. На рис. 65
показано устройство кранового распределителя. Корпус 12 имеет четыре отверстия, соединяемые соответственно с насосом, баком и с каждой полостью рабочего цилиндра. С другой стороны каждое из этих отверстий соединено с соответствующей камерой, имеющейся на наружной поверхности распределителя 2.
При установке рукоятки / в позицию М масло от насоса поступает в отверстие 4. Оттуда через камеру 3 и сквозное отверстие 9 распределителя масло переходит в камеру 8 и через отверстие 7 в корпусе направляется в правую полость цилиндра.
В то же время из левой полости цилиндра масло поступает в отверстие 5 и дальше через камеру 6, сквозные отверстия 13 распределителя и камеру 10 попадает в отверстие 11 и далее в бак.
При положении рукоятки распределителя в позиции N масло от насоса поступает через отверстие 4, камеру 3 и отверстие 5 в левую полость цилиндра. В это же время из правой полости масло через отверстие 7, камеру 6 и сквозное отверстие 13 попа
дает в отверстие И и далее в бак. Управление рукояткой / распределителя может осуществляться от руки или механически.
Схема управления потоком масла с помощью золотникового распределителя показана на рис. 60. Имеются нормализованные конструкции золотников. Так, золотники с гидравлическим управлением Г-72 изготовляются семи различных типоразмеров.