ВИДЫ ПЕРЕДАЧ

Детали передач. Передача вращения и различных ви­дов движений в станках от одного механизма или узла к друго­му осуществляется с помощью валов, осей и муфт.

Валы служат для передачи вращающего момента отдельным узлам станка. Детали станка (зубчатые колеса, шкивы, муфты)
устанавливаются на валах при помощи шпонок, шлицевых сое­динений и другими способами. Для монтажа передвижных бло­ков зубчатых колес и сцепных муфт используются четырех — и шестишлицевые валы (рис. 55).

Валы, передающие значительные крутящие моменты, обычно монтируются на подшипниках качения, тихоходные и малона — груженные — в бронзовых или- чугунных втулках.

Для передачи движения подвижному узлу, например суппор­ту токарного станка, используются ходовые валы. Их длина в крупных станках достигает десяти и более метров. Выбор мар­

Рнс. 55. Четырехшлицевыи вал с блоком зубчатых

колее

ки стали для изготовления валов зависит от величины его макси­мальной нагрузки. Для средненагруженных валов применяют сталь 40. Диаметр вала рассчитывается по формуле

где N — передаваемая мощность, квт п — число оборотов вала в минуту.

Оси в отличие от валов крутящие моменты не воспринимают, а служат только для поддержания деталей. Примером осей яв­ляются пальцы, на которые надеваются промежуточные шестер­ни в механизмах реверсирования.

Муфты служат для соединения валов между собой, а также валов с смонтированными на них деталями. Для соединения ва­лов, которые во время работы не разъединяются, применяются постоянные муфты. На рис. 56, а показана постоянная муфта, соединяющая два соосно установленных вала.

Если монтаж соединяемых валов ведется без соблюдения их строгой соосности, то в этом случае используют упругие муфты. В металлорежущих станках чаще всего соединение валов произ­водят сцепными муфтами — кулачковыми (рис. 56,6) и зубча­тыми, допускающими периодическое соединение и разъединение валов. В качестве сцепных муфт часто используются соответст­венно обработанные торцы соединяемых зубчатых колес.

Недостатком зубчатых и кулачковых муфт является невоз­можность их включения на ходу. Поэтому в тех случаях, когда соблюдение этого условия обязательно, применяют фрикционные муфты (рис. 56,в).

Для устранения последствий возможной перегрузки какого — либо механизма станка на ведущем валу этого механизма ставят предохранительную муфту. На рис. 56, г показана муфта со шпилькой. Диаметр шпильки 1 рассчитывается так, чтобы при превышении предельно допустимого крутящего момента шпилька срезалась.

На рис. 56,д показана пружинно-шариковая предохранитель­ная муфта (в разомкнутом состоянии), которая автоматически восстанавливает нарушенное соединение валов, когда передава­емый крутящий момент снижается до установленного предела.

В механизмах ускоренной подачи при холостом ходе приме­няют муфты обгона (рис. 56,е). Вал 1 муфты жестко связан с храповым колесом 2. Диск 3 через собачку 4 и храповое колесо 2 вращает вал 1 с определенной скоростью.

При ускоренной подаче вал получает через сидящее на нем зубчатое колесо (на рисунке не показано) скорость вращения, превышающую скорость вращения диска, но благодаря наличию собачки диск отстает от вала и не мешает его ускоренному вра­щению в ту же сторону.

Ременные передачи. Ременные передачи используют в станках для передачи вращения при значительном расстоянии между центрами валов.

Ременные передачи имеют ряд достоинств, заключающихся в простоте и дешевизне их изготовления, плавности и бесшум­ности работы, эластичности, смягчающей влияние колебания нагрузки. Недостатком ременной передачи является увеличен­ная радиальная нагрузка на валы и опоры, непостоянство пере­даточного отношения вследствие проскальзывания и нарушение нормальной работы при попадании на ремни масла.

В ременных передачах применяются плоские и клиновидные ремни. В плоскоременных передачах шкивы имеют цилиндри­ческую или немного овальную поверхность, а в клиноремен­ных— шкивы выполняются с проточенными канавками (ручья­ми) , сечение которых соответствует сечению ремня.

Передаточное отношение ременной передачи равняется:

iii _ D2

где П —число оборотов ведущего вала; п2 —число оборотов ведомого вала; D] —диаметр ведущего шкива;

D2 — диаметр ведомого шкива.

в)

Рис. 56. Муфты:

а—постоянная, б—-кулачковая.

в—фрикционная, г—предохрани-
тельная со шпилькой, д—пру-
жинно-шариковая, е—муфта об-
гона

Рис. 57 (продолжение). Ьиды передач: ж—винтовая шариковая, з—фрикционная

Если на ведомом валу требуется получить несколько различ­ных чисел оборотов, то пользуются многоступенчатыми шкива­ми. Плоские ремни бывают кожаные, прорезиненные и текстиль­ные.

В производстве применяются как цельные (бесшовные), так и сшивные ремни. При передаче клиновыми ремнями значитель­ной мощности используют шкивы с несколькими ручьями (рис. 57,а).

В процессе работы ремни постепенно вытягиваются и начи­нают проскальзывать. Чтобы избежать этого, требуется перио­дически восстанавливать натяг ремней. Одним из способов на­тяжения ремней является перемещение электродвигателя на салазках для увеличения расстояния между валом двигателя и ведомым валом.

Более надежным является натяг ремней с помощью натяж­ных устройств с роликом (рис. 58). В этом случае натяг осуществ­
ляется путем соответствующего поворота кронштейна 2, закреп­ляемого затем винтом /. В некоторых натяжных конструкциях натяг поддерживается пружиной.

Каждый тип ремней рассчитан на определенную окружную скорость. В станкостроении приняты следующие пределы окруж­ных скоростей ремней: для прорезиненных сшитых ремней — 25 м/сек, для кожаных сшитых — 40 м/сек, для клиновых — 30 м/сек, для бесшовных хлопчатобумажных многослойных — до 50 м/сек, для шелковых малослойных — до 75 м/сек.

Цепные передачи. При одной и той же передаваемой мощности цепные пе­редачи имеют меньшие габариты, чем ре­менные. Поэтому для передачи больших крутящих моментов применяют цепные пе­редачи.

Для механизмов, требующих точных стабильных передаточных отношений, цеп­ная передача непригодна, так как в течение одного оборота передаточное отношение этой передачи может изменяться. Цепная передача неустойчива при резко изменяю­щихся нагрузках.

В металлорежущих станках применяют в основном втулочно-роликовые (рис. 57, б) и зубчатые бесшумные цепи. Зубчатые це­пи отличаются более тихой и плавной работой по сравнению с роликовыми, но их изготовление сложнее и дороже.

Передаточное отношение цепных передач рассчитывается по формуле

»ц. п — — >

«2 *1

где П — число оборотов ведущего вала; п2 — число оборотов ведомого вала;

Z — число зубьев ведущего колеса; г2 — число зубьев ведомого колеса.

Зубчатые передачи. Механизмы с зубчатыми переда­чами, несмотря на сложность их изготовления и монтажа, ши­роко применяются в металлорежущих станках. Это объясняет­ся тем, что они обеспечивают точное передаточное отношение, компактны и надежны в работе. Исключением является группа шлифовальных станков, в которых использование зубчатых пе­редач ограничено, так как они не обладают нужной эластично­стью и бесшумностью при больших скоростях.

Зубчатые колеса бывают прямозубые, косозубые и шеврон­
ные. Прямозубые цилиндрические колеса (см. рис. 57,в) приме­няют при жестких и скользящих соединениях с валом.

Косозубые колеса (см. рис. 57, г) применяют только при жестком соединении с валом. Они обладают плавным ходом и используются для передачи больших крутящих моментов. Не­достатком косозубых колес является наличие осевого давления, которое передается на опоры.

Колеса с шевронным зубом также обеспечивают плавность хода, но свободны от указанного недостатка косозубых шес­терен.

В передачах используются также конические зубчатые ко­леса, передающие вращение валам с пересекающимися осями (см. рис. 57,д). Для валов, лежащих не в одной плоскости, иног­да применяют винтовые зубчатые колеса.

Передаточное отношение зубчатой передачи определяется по формуле

; _ «і _ *2

*3. п — — »

Пл zx

где Пі — число оборотов ведущего вала;

«2 — число оборотов ведомого вала; z — число зубьев ведущего колеса; z2 — число зубьев ведомого колеса.

Червячные передачи. Если необходимо, чтобы одна пара зубчатых колес имела большое передаточное отношение, применяют червячную передачу (см. рис. 57,е), состоящую из червяка и червячного колеса. Червяки бывают однозаходные и многозаходные.

Передаточное отношение червячной передачи определяется по формуле

_ k

1ч. п — ‘ г Z

где k — число заходов червяка;

2 — число зубьев червячного колеса.

Червячная пара, как правило, работает при обильной смазке, причем масло служит не только для смазки, но и для отвода тепла.

Червяки изготовляются из конструкционной или легирован­ной стали. Червячные колеса для малонагруженных передач (при окружной скорости червяка меньше 3 м/сек) изготовляют из чугуна; для более нагруженных передач червячные колеса выполняют из бронзы.

Винтовые передачи. Винтовые передачи главным об­разом применяются в механизмах подач и механизмах устано­вочных движений. Механизмы с винтовыми передачами предназ­начены для преобразования вращательного движения в посту­пательное. Эти передачи обеспечивают высокую точность и плав­ность хода.

Винтовые механизмы выполняются:

а) с вращающимся винтом и перемещающейся поступательно или неподвижной гайкой. Например, в токарных станках ходо­вой винт вращается, а гайка движется (вместе с суппортом) по­ступательно;

б) с вращающейся гайкой и перемещающимся поступательно винтом. Например, в механизме подъема и опускания шлифо­вальной бабки некоторых плоскошлифовальных станков.

Ходовые винты обычно имеют трапецеидальную резьбу и лишь в отдельных случаях прямоугольную.

Ходовые винты изготовляют большей частью из конструкци­онной стали, а гайки к ним — из оловянистой бронзы. В менее от­ветственных случаях для гаек используют антифрикционный чугун.

Винтовые передачи характеризуются большими потерями на трение. В настоящее время начинают применять шариковые вин­товые механизмы, в которых трение скольжения заменено тре­нием качения.

На рис. 57,ж показан шариковый винтовой механизм, отли­чающийся высоким коэффициентом полезного действия. Винто­вая канавка гайки 2 заполнена шариками 3. При вращении шестерни 4, соединенной шпонкой 5 с гайкой, продольное дви­жение винта 1 осуществляется в условиях трения качения. Этой же цели служат радиально-упорные шарикоподшипники 6, уста­новленные в корпусе 7.

Фрикционные передачи. Устройства, в которых для передачи вращения используется сила трения, называются фрик­ционными передачами.

В приводе шпинделя некоторых станков применяется фрик­ционный механизм бесступенчатого регулирования скорости шпинделя (см. рис. 57,з).

Вал / с диском 1 является ведущим, а вал II с диском 2 — ведомым. Между ними помещен ролик 3. Под действием пружи­ны оба диска прижимаются к ролику, который передает враще­ние от диска 1 диску 2. Сила, прижимающая диски к ролику,

где Р — максимальное окружное усилие на диске 2; f —коэффициент трения ролика по диску; р — коэффициент запаса, предупреждающий буксование пе­редачи (принимается равным 1,6— 2).

Максимальное передаточное отношение рассматриваемого механизма, называемого лобовым вариатором, равно 4, макси­мальная передаваемая мощность МмаКс=4 кет.

Определить фактическую величину передаточного отношения вариатора можно из уравнения

где П — число оборотов ведущего вала;

П2 — число оборотов ведомого вала;

г — расстояние ролика от оси ведущего диска;

г2 — расстояние ролика от оси ведомого диска;

Ф — коэффициент, учитывающий буксование передачи, рав­ный 0,97.

Недостатком этой передачи являются ее большие габариты и интенсивный износ ролика.

Бесступенчатый привод более совершенной конструкции с применением фрикционной передачи показан на рис. 59. Этот привод применяется в передней бабке круглошлифовального станка ЗД16.

Пара раздвижных конусов 1, смонтированных на ведущем валу, связана стальным кольцом 2 с другой парой раздвижных конусов 3 на ведомом валу. Кольцо 2 имеет с обоих торцов по внутреннему диаметру небольшие фаски (2—2,5 мм), угол ко­торых соответствует углу раздвижных конусов. Эти фаски яв­ляются рабочей поверхностью.

Скорость вращения ведомого вала регулируется маховиком 7 и парой конических шестерен 4 и 6. При вращении шестерни 4,
связанной с гайкой, винт 5 раздвигает верхние конусы и одно­временно сдвигает нижние, при этом скорость вращения ведомо­го вала уменьшается. При вращении маховика в обратную сто­рону скорость вала увеличивается. Ведомый вал связан со шпин­делем передней бабки.

Данная передача отличается компактностью и надежностью в работе, поэтому она применяется в приводах многих типов станков.

Updated: 28.03.2016 — 18:45