ШПИНДЕЛИ И ИХ ОПОРЫ

Шпиндель является одной из наиболее ответственных дета­лей станка, поэтому к точности его изготовления, материалу, из которого он сделан, а также к его монтажу предъявляются очень высокие требования.

Размеры шпинделя рассчитывают так, чтобы в наиболее тяжелых условиях работы он был достаточно жесток и вибро — устойчив.

Шпиндели изготовляют из хромоникелевой или хромсникеле- вольфрамовой стали и подвергают термической обработке с тем, чтобы твердость на опорных шейках и местах крепления инстру­мента была в пределах HRC 55-=-58.

Опорные шейки шпинделя тщательно обрабатываются до 10-го и выше класса чистоты, они должны быть строго соосны наружным и внутренним посадочным местам для инструмента и зубчатых колес.

Рабочий конец шпинделя. Рабочий (передний) ко­нец шпинделя в зависимости от закрепляемого на нем инструмен­та или изделия имеет разнообразную конструкцию.

Рабочий конец шпинделя бабки изделия круглошлифоваль­ного станка, показанный на рис. 50, а, имеет нарезку и центри­рующий буртик, строго соосные опорным шейкам шпинделя. От­верстие на переднем конце шпинделя заканчивается тщательно обработанным и сцентрированным внутренним конусом стан­дартного размера, служащим для установки центра или оправок.

На рис. 50,6 показан рабочий конец шпинделя шлифоваль­ной бабки круглошлифовального станка, а на рис. 50, в — внут­
ришлифовального станка. Шпиндели шлифовальной бабки в от — личие от шпинделей бабки изделия изготовляют без осевого отверстия. Крепление абразивов обычно производится посредст­вом промежуточных оправок или фланцев.

Подшипники скольжения. Состояние подшипни­ков, служащих опорой для шпинделя, оказывает решающее влияние на работу станка.

Рис. 50. Рабочие концы Рис. 51. Подшипник скольжения

шпинделей шлифоваль-
ных станков:

а—с коническим отверстием,

6 и в~различные конструк-
ции

ный зазор вызывает снижение чистоты обработанной поверхно­сти и потерю точности геометрической формы детали. В то же время недостаточный зазор часто приводит к перегреву шпин­дельного узла, а иногда и к заеданию шпинделя. Величина за­зора зависит от габаритов и назначения станка и должна ко­лебаться в пределах 0,005—0,03 мм.

В процессе работы станка зазоры в опорах увеличиваются, поэтому обычно конструкция подшипников предусматривает возможность регулировки зазора. Нерегулируемые подшипники скольжения применяются только нд тихоходных и слабо нагру­женных шпинделях.

Подшипники скольжения регулируются в радиальном и реже в осевом направлениях.

На рис. 51 показан подшипник скольжения, применяемый в узле бабки ведущего круга бесцентровошлифовального стан-

ка ВШ-250. Шпиндель 1 вращается в трех бронзовых вклады­шах, из которых вкладыши 2 и 3 закреплены винтами 4 непо­движно на внутренней поверхности стакана 5, а вкладыш 6 ре­гулируется винтами 7 до обеспечения необходимого зазора. Скомплектованный таким образом в стакане 5 подшипник кре­пится в корпусе бабки наглухо крышкой 8.

а—радиальный, б—сферический двухрядный, в—упорный, г-радиально — упорный, б—роликовый, е—-двухрядный сферический с бочкообразными роликами, ж—роликовый с игольчатыми роликами, з—роликовый с ко­ническими роликами

Приведенный подшипник радиальную нагрузку не восприни­мает и для этой цели дополнительно устанавливается упорный шарикоподшипник.

Материал вкладыша подшипника выбирается в зависимости от назначения станка. При больших удельных нагрузках и отно­сительно небольших скоростях применяют вкладыши из анти­фрикционного чугуна.

При больших окружных скоростях лучшим материалом для вкладышей является бронза. Применение биметаллических вкладышей, у которых внутренний слой бронзы небольшой, не только снижает стоимость подшипника, но и повышает его ка­чество.

Подшипники качения. В настоящее время в шпин­дельных опорах широко применяются подшипники качения (рис. 52).

Шпиндели, смонтированные на подшипниках качения, не име­ют зазора благодаря предварительному натягу, с которым осу­ществляется посадка подшипников, В радиально-упорных и ро­ликовых конических подшипниках натяг создается при сборке шпин­дельного узла.

В радиальных шарикоподшипни­ках натяг получают осевым смеще­нием наружного кольца относитель­но внутреннего путем прокладки ди­станционных втулок разной высоты между кольцами пары монтируе­мых подшипников.

На рис. 53 показан способ созда­ния предварительного натяга пру­жинами. Такой способ обеспечивает постоянство усилия предва­рительного натяга и компенсацию износа деталей подшипника.

При монтаже упорные подшипники следует расположить воз­можно ближе друг к другу у одной опоры, чтобы избежать слишком больших деформаций шпинделя вследствие темпера­турных изменений. На рис. 54 показан шлифовальный шпиндель, смонтированный по этому принципу.

Updated: 28.03.2016 — 18:45